Принцип гласности
Принцип гласности – это информирование граждан (общественности), должностных лиц о деятельности прокуратуры и правоохранительных органов в борьбе с преступностью и правонарушениями.
Предназначение этого принципа:
1) оказывать воспитательное воздействие на граждан и должностных лиц с целью формирования у них убеждения о недопустимости правонарушений
2) гласность позволяет развивать демократические начала в общественной жизни, позволяет гражданам знакомиться с деятельностью этих органов, оценивать её, определять значимости и выявлять недостатки.
Формы проявления принципа гласности:
1) информирование населения о состоянии законности; о мероприятиях, проводимых правоохранительными органами (например, издаётся специальный журнал, по результатам расследований организуются выступления с докладами и проч.)
2) информирование органов гос. власти, управления, органов местного самоуправления
По истечении отчётного периода данные о состоянии преступности и предпринятых по борьбе с ней мерах (мероприятиях) оформляются, подводятся итоги и информация направляется в эти органы.
|
|
Соблюдается тайна расследования, государственная тайна, военная тайна. Материалы расследования (проверок) не могут разглашаться до завершения дела иначе как по разрешению прокурора.
Специфические принципы, характерные для прокуратуры:
Сформулирован в ст.4, 5 ФЗ «О прокуратуре».
Принцип независимости прокуратуры означает, что прокуроры должны действовать на основе внутреннего убеждения, руководствуясь правовыми нормами, самостоятельно. Вмешательство в деятельность прокуроров со стороны каких-либо гос. органов, должностных лиц или граждан недопустимо.
Можно выделить 2 стороны проявления этого принципа:
1) внешняя
Прокуроры при осуществлении надзора не подчиняют себе никакие органы, организации, должностных лиц.
Характерный способ действия прокурора – выявление правонарушения и обращение к компетентному органу с требованием его устранения.
2) внутренняя
Существуют определённые гарантии независимости прокуроров (они закреплены в законе) – они характеризуют внутреннюю сторону проявления принципа независимости прокуратуры: прокуроры при осуществлении надзора никому не подчиняются, кроме вышестоящего прокурора и ген. прокурора.
К гарантиям независимости прокуроров относятся следующие запреты:
1) прокуроры не могут быть членами выборных органов, которые образуются органами
гос. власти или местного самоуправления
В советское время такого положения не существовало
2) прокуроры не могут являться членами (принимать участие в деятельности) общественных объединений, имеющих политические цели
|
|
3) прокуроры не могут работать по совместительству (исключение составляет преподавательская, научная и творческая деятельность).
Установлено требование о недопустимости вмешательства в деятельность органов прокуратуры со стороны гос. органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций и частных лиц.
Предусмотрена ответственность: п.17.7 КоАП предусматривает административную ответственность за невыполнение законных требований прокурора в размере 10 – 15 МРОТ для физических лиц и 20 – 30 МРОТ для должностного лица.