Классическая школа менеджмента сформировалась в 20-х годах XX века. Основоположником этой школы был Ф. Тейлор, который предпринял удачную попытку и создал в единой концепции теоретико-прикладной комплекс идей в труде «управление производством». В целом для данной школы были характерны такие направления, как разработка унифицированных методов производства в соответствии с установленными стандартами, отбор персонала на соответствующие профессии с учетом индивидуальных качеств, совершенствование системы стимулирования работников, иерархическое построение производственной организации, повышение производительности труда в том числе и за счет сверхэксплуатации работников. В первую очередь, необходимо отметить ученика Тейлора - Г. Гантта, основными заслугами которого были разработка методики премиальной оплаты труда, карт-схем для производственного планирования (гантт-схемы), разработка теории лидерства. При этом Г. Гантт осознавал определяющее значение человеческого фактора в индустриальной
|
|
организации и необходимость создания условий, когда труд обеспечивает персоналу не только средства существования, но и определенную удовлетворенность и чувство личного вклада в развитие организации. Таким образом, одной из основных задач управленцев, согласно позиции Г. Ганта, гуманизации науки управления и «демократизации на производстве», являлось обучение персонала и обеспечение совместной выгоды в производственной деятельности.
Г. Эмерсон большое внимание уделял штабному принципу организации управления, эффективному не только в организациях военного типа, но и вполне применимому в других типах организаций, особенно при разработке стратегии и организации планирования. При применении в организации, наряду с линейным руководством, штабных подструктур для обеспечения функций управления и надзора над линейной организацией достигается необходимое сочетание единоначалия и коллегиальности.
Ф. Гилбрет обосновал техническую сторону процесса совершенствования организации деятельности персонала, исследуя движения рабочих и основных элементов, относящихся к машинам и инструментам. В целях упрощения работ, сокращения лишних трудозатрат применяются такие методы исследования, как хронометрирование (определение временных элементов, состоящих из одного или ряда взаимосвязанных частей) и нормирование (установление времени для основных видов работ).
А. Файолем было сформулировано 14 принципов управления, являющихся по существу составной частью теории организации. Данные принципы классифицируются как структурные (разделение труда, единство цели и руководства, соотношение централизации и децентрализации, власть и ответственность, цепь), принципы процесса (справедливость, дисциплина, вознаграждение персонала, единство команд, подчинение главному интересу), конечного результата (порядок, стабильность, инициатива, корпоративный дух). Однако, это направление не полностью обеспечивало рост производительности труда, как это полагали представители классической школы.
|
|
Вследствие этого в 30-х годах возникла школа человеческих отношений, которая в качестве важнейшего фактора выделяла уже человеческий фактор, как основной, влияющий на эффективность управления. Представителями этой школы являлись Фоллет, Мэйо и др. Эта школа обратила внимание на психологические аспекты человеческих отношений, что, в свою очередь, вызвало к жизни такую науку, как организационное поведение. Школа считала важной целью повышение эффективности деятельности предприятий путем более рационального использования человеческих ресурсов.
Во второй половине XX века на базе научных идей этих школ и новых потребностей общества, технического прогресса возникла школа менеджмента, которая существует и развивается в настоящее время. В этот период господствуют рыночные отношения, которые становятся основным регулятором экономики в человеческом обществе. Представителями современной зарубежной школы менеджмента являются Мескон, Хедоури, И. Ансоф, П. Друкер и др. Вместе с этой школой возникают и научные школы организации и управления.
Соответственно, главными организационными принципами классического тейлоровского предприятия являются жесткая функциональная иерархия (когда верхний уровень - руководство - обладает всей полнотой власти, а нижний уровень - исполнитель - лишен всякой власти и возможности принимать решения), а также вертикальная и горизонтальная специализация.
Таковы были принципы классической школы, ориентированные на индустриальное общество, в котором основными движущими силами, по К. Марксу, являются труд и каптал.
На современном этапе развития общества, в условиях внедрения новейших информационных и коммуникационных технологий, происходит коренная перестройка многообразных деловых процессов, образование организационных структур. Происходящие изменения невозможны без проведения глубокого научно обоснованного анализа этих процессов, формирования, деятельности, развития и совершенствования организационных структур.
Развитие организационно-управленческой мысли вызвало к жизни ряд фундаментальных и прикладных наук, изучение которых стало настоятельной необходимостью людей, занятых практически любой трудовой деятельностью. К фундаментальным следует отнести теорию организации, теорию систем, кибернетику, теорию управления. Среди многих прикладных наук можно назвать менеджмент, организационное поведение, информационные системы, управление фирмами и т. д.
Названные фундаментальные и прикладные науки структурно образуют общую систему организационно-управленческих наук.
Б.З. Мильнер выделяет следующие фазы фундаментальных изменений в организациях в XX веке:
ü отделение управленческих функций (капитала-функции) от капитала-собственности и превращение управления в профессию;
ü появление, начиная с 20-х годов, командно-административных организаций с вертикальной соподчиненностью и высоким уровнем централизации решений;
ü переход к организациям с преобладанием горизонтальных структур и связей, базирующихся на широком использовании информационных технологий, специальных знаний и системных методов принятия решений.