Основные школы теории организации и направления ее развития

Классическая школа менеджмента сформиро­валась в 20-х годах XX века. Основоположником этой школы был Ф. Тейлор, который предпринял удачную попытку и создал в единой концепции тео­ретико-прикладной комплекс идей в труде «управление производ­ством». В целом для данной школы были характер­ны такие направления, как разработка унифицированных методов производства в соответствии с установленными стандартами, отбор персонала на соответствующие профессии с учетом индивидуаль­ных качеств, совершенствование системы стимулирования работ­ников, иерархическое построение производственной организации, повышение производительности труда в том числе и за счет сверх­эксплуатации работников. В первую очередь, необходимо отметить ученика Тейлора - Г. Гантта, основными за­слугами которого были разработка методики премиальной оплаты труда, карт-схем для производственного планирования (гантт-схемы), разработка теории лидерства. При этом Г. Гантт осознавал определяющее значение человеческого фактора в индустриальной

организации и необходимость создания условий, когда труд обес­печивает персоналу не только средства существования, но и опре­деленную удовлетворенность и чувство личного вклада в развитие организации. Таким образом, одной из основных задач управлен­цев, согласно позиции Г. Ганта, гуманизации науки управления и «демократизации на производстве», являлось обучение персонала и обеспечение совместной выгоды в производственной деятельности.

Г. Эмерсон большое внимание уделял штабному принципу организации управления, эффективному не только в организациях военного типа, но и вполне применимому в других типах организа­ций, особенно при разработке стратегии и организации планирова­ния. При применении в организации, наряду с линейным руково­дством, штабных подструктур для обеспечения функций управле­ния и надзора над линейной организацией достигается необходи­мое сочетание единоначалия и коллегиальности.

Ф. Гилбрет обосновал техническую сторону процесса совер­шенствования организации деятельности персонала, исследуя дви­жения рабочих и основных элементов, относящихся к машинам и инструментам. В целях упрощения работ, сокращения лишних тру­дозатрат применяются такие методы исследования, как хрономет­рирование (определение временных элементов, состоящих из одно­го или ряда взаимосвязанных частей) и нормирование (установле­ние времени для основных видов работ).

А. Файолем было сформулировано 14 принципов управле­ния, являющихся по существу составной частью теории организа­ции. Данные принципы классифицируются как структурные (раз­деление труда, единство цели и руководства, соотношение центра­лизации и децентрализации, власть и ответственность, цепь), принципы процесса (справедливость, дисциплина, вознаграждение персонала, единство команд, подчинение главному интересу), ко­нечного результата (порядок, стабильность, инициатива, корпора­тивный дух). Однако, это направление не полностью обеспечивало рост производительности труда, как это полагали представители классической школы.

Вследствие этого в 30-х годах возникла школа человеческих отношений, которая в качестве важнейшего фактора выделяла уже человеческий фактор, как основной, влияющий на эффективность управления. Предста­вителями этой школы являлись Фоллет, Мэйо и др. Эта школа об­ратила внимание на психологические аспекты человеческих отно­шений, что, в свою очередь, вызвало к жизни такую науку, как ор­ганизационное поведение. Школа считала важной целью повыше­ние эффективности деятельности предприятий путем более ра­ционального использования человеческих ресурсов.

Во второй половине XX века на базе научных идей этих школ и новых потребностей общества, технического прогресса возникла школа менеджмента, которая существует и развивается в настоя­щее время. В этот период господствуют рыночные отношения, ко­торые становятся основным регулятором экономики в человече­ском обществе. Представителями современной зарубежной школы менеджмента являются Мескон, Хедоури, И. Ансоф, П. Друкер и др. Вместе с этой школой возникают и научные школы организа­ции и управления.

Соответственно, главными организационными принципами классического тейлоровского предприятия являются жесткая функ­циональная иерархия (когда верхний уровень - руководство - обла­дает всей полнотой власти, а нижний уровень - исполнитель - ли­шен всякой власти и возможности принимать решения), а также вертикальная и горизонтальная специализация.

Таковы были принципы классической школы, ориентирован­ные на индустриальное общество, в котором основными движущи­ми силами, по К. Марксу, являются труд и каптал.

На современном этапе развития общества, в условиях внедре­ния новейших информационных и коммуникационных технологий, происходит коренная перестройка многообразных деловых процес­сов, образование организационных структур. Происходящие изме­нения невозможны без проведения глубокого научно обоснованного анализа этих процессов, формирования, деятельности, развития и совершенствования организационных структур.

Развитие организационно-управленческой мысли вызвало к жизни ряд фундаментальных и прикладных наук, изучение кото­рых стало настоятельной необходимостью людей, занятых практи­чески любой трудовой деятельностью. К фундаментальным следует отнести теорию организации, теорию систем, кибернетику, теорию управления. Среди многих прикладных наук можно назвать ме­неджмент, организационное поведение, информационные системы, управление фирмами и т. д.

Названные фундаментальные и прикладные науки структур­но образуют общую систему организационно-управленческих наук.

Б.З. Мильнер выделяет следующие фазы фундаментальных изменений в организациях в XX веке:

ü отделение управленческих функций (капитала-функции) от ка­питала-собственности и превращение управления в профессию;

ü появление, начиная с 20-х годов, командно-административных организаций с вертикальной соподчиненностью и высоким уровнем централизации решений;

ü переход к организациям с преобладанием горизонтальных структур и связей, базирующихся на широком использовании информационных технологий, специальных знаний и сис­темных методов принятия решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: