М.В. Амельченко

ГЛАВА 14. Место физической культуры в среде обитания человека

ГЛАВА 13. Взаимоотношения организма человека с микроорганизмами

Инфекция – это сложное биологическое явление, возникающее в результате того, что один организм (инфекционный агент) использует тело другого организма («хозяина») в качестве среды обитания.

Патогенность – способность инфекционного агента, проникать в организм хозяина и размножаться в нем.

Органы и ткани, в которых инфекционный агент способен размножаться называются «органы-мишени». Чтобы достичь «органа-мишени» инфекционному агенту, необходима способность преодолевать естественные барьеры организма «хозяина»: кожные покровы, эпителий путей организма, а также многочисленные факторы неспецифического иммунитета. Поскольку преодолеть барьеры организма может ограниченное число инфекционных единиц, для достижения органа-мишени инфекционному агенту необходимо размножиться прямо в месте проникновения. Место проникновения и первичного размножения инфекционного агента называется «входные ворота» инфекции.

Период с момента проникновения в организм до активного размножения во «входных воротах» инфекции, в течение которого симптомы заболевания отсутствуют, называется инкубационный.

В период активного размножения во входных воротах инфекция и начала продвижения к органам-мишеням симптомы заболевания носят общий характер, что объясняется тем, что у возбудителей заболеваний с разными «мишенями» могут быть общие «входные ворота» инфекций.

Активное размножение возбудителя в органах-мишенях, сопровождается развитием симптомов, характерных для данной инфекции. В этот же период активизируются реакции специфического иммунитета, проявляются особенности клиники, связанные с развитием этих реакций. По мере накопления в организме продуктов специфических реакций, идет нейтрализация возбудителя и удаление его из организма. Гибель организма в результате размножения возбудителей и разрушения органа-мишени биологически невыгодна возбудителю, так как основная масса новых поколений возбудителя гибнет вместе с хозяином. Поэтому в ходе эволюции формировались группы инфекционных агентов, живущих за счет организма хозяина, но не вызывающие в нем разрушительных изменений. Таким образом, между инфекционными агентами и восприимчивым хозяином сложились 2 типа отношений: паразитизм и мутуализм.

Мутуализм. Нормальная микрофлора организма человека живет за счет его ресурсов и, в свою очередь, оказывает определенное положительное воздействие.

В силу конкуренции с болезнетворными инфекционными агентами она препятствует его проникновению и размножению в организме хозяина. Большинство вирусных и грибковых инфекций дыхательных путей, пищеварительного тракта, мочеполовых путей – развивается исключительно на фоне гибели нормальной микрофлоры.

Нормальная микрофлора кишечника обеспечивает организму усвоение значительной доли поступающих с пищей питательных веществ.

Общее загрязнение среды обитания токсичными веществами, частое использование антибиотиков ведут к гибели нормальной микрофлоры организма человека, что становится причиной заболеваний пищеварительной системы, повышает восприимчивость к вирусным и грибковым инфекциям.

Паразитизм. Организм хозяина как среда обитания инфекционного агента создает, с одной стороны, определенные преимущества, а с другой – трудности.

Преимущества:

1. Обилие легко усвояемых питательных компонентов в виде частично переваренной пищи хозяина или его тканей. Это создает предпосылки для быстрого роста и размножения паразитов.

2. Высокая степень защищенности от внешних воздействий, постоянство химического состава, температуры, водного режима.

Трудности:

1. Ограниченность жизненного пространства и времени.

2. Исходя из 1-го, необходим выход новых поколений возбудителя во внешнюю среду для заражения новых организмов. При этом идет массовая гибель возбудителя из-за температурных колебаний, воздействия солнечного света, из-за отсутствия во внешней среде необходимых питательных веществ.

Некоторые бактериальные возбудители приспособились к длительному сохранению во внешней среде. Оказавшись в неблагоприятных условиях, они за счет внутренних резервов создают себе прочную оболочку, а затем полностью прекращают обмен веществ и взаимосвязь с окружающей средой. То есть трансформируются в спору, выдерживающую экстремальные условия.

Эпидемия, или эпизоотия - процесс быстрого распространения инфекционного заболевания среди компактно проживающего населения или (соответственно) в популяции восприимчивых животных.

Вирулентность - степень патогенности возбудителя или степень тяжести заболевания, вызванного размножением возбудителя.

Закономерности развития эпидемического (эпизоотического) процесса являются частным случаем проявления механизмов саморегуляции популяций. На первом этапе эпидемии, или эпизоотии, идет быстрое усиление вирулентности возбудителя. Это объясняется тем, что при быстром распространении инфекции среди неиммунных восприимчивых особей идет естественный отбор наиболее активных, а значит, и более вирулентных инфекционных агентов. На стадии широкого распространения заболевания среди населения или поголовья животных основная масса выделяемого больными во внешнюю среду возбудителя не находит нового, еще не инфицированного и значит восприимчивого "хозяина", и погибает. Множество высоковирулентных возбудителей гибнет вместе с обусловленной заболеванием гибелью "хозяина". В результате на этом этапе эпидемии, или эпизоотии, более приспособленными оказываются слабовирулентные инфекционные агенты, вызывающие вялотекущие или хронические формы, обеспечивающие длительное пребывание в комфортных условиях организма "хозяина". Постепенное снижение вирулентности возбудителя уменьшает тяжесть заболевания, что приводит к быстрому увеличению числа выздоровевших с приобретением иммунитета особей. Преобладание иммунных особей в населении или популяции приводит к затуханию эпидемии (эпизоотии), но не приводит к полному исчезновению возбудителя, так как молодые особи нового поколения, не переболевшие данным заболеванием, восприимчивы к инфекции. Наступает этап относительного равновесия между популяцией "хозяина" и популяцией возбудителя, когда слабовирулентный возбудитель циркулирует среди еще неиммунного меньшинства нового поколения "хозяина". Примером подобного равновесия является циркуляция вируса ветряной оспы в популяциях человека. Однако любое резкое изменение численности популяции "хозяина" ведет к новой вспышке эпидемии (эпизоотии), которая также будет сопровождаться на первых этапах усилением вирулентности. Именно поэтому детям, заболевшим "ветрянкой", не разрешается посещение детских учреждений, так как быстрое распространение инфекции среди неиммунных членов детского коллектива может привести к усилению вирулентности вируса, и легкая форма течения болезни сменится тяжелой. Частые инфекционные заболевания детей приводят в итоге к формированию в организме иммунного фона, общего для всего населения региона и предотвращающего рецидивы эпидемий большинства находящихся в равновесии с населением популяций возбудителей. Но необходимо учитывать то, что высокая плотность населения, особенно в городах, препятствует снижению вирулентности возбудителей, поэтому в борьбе с инфекциями организму ребенка нужна помощь в виде лекарственных препаратов (антибиотиков), подавляющих размножение возбудителя.

Культура - совокупность результатов сознательной деятельности людей, выражающаяся в создании ими материальных, социальных и духовных ценностей.

Любая сознательная деятельность людей имеет своей конечной целью создание оптимальных условий выживания членов общества.

Поэтому естественно, что те из созданных ценностей, которые в наибольшей степени содействуют нормальной человеческой жизнедеятельности, воспроизводятся и накапливаются. Следовательно, чем выше в обществе качественные и количественные показатели культуры, тем больше членов этого общества обеспечено необходимыми условиями жизнедеятельности и расширенного воспроизводства своих членов в новых поколениях.

Очевидно, что условия жизни людей, их среда обитания не являются неизменными. Само увеличение численности людей, результаты их деятельности изменяют условия жизни как отдельного человека, так и всего общества, не говоря уже о независимых от человека изменениях природного характера.

Следовательно, культура тоже не может оставаться неизменной, а должна развиваться адекватно новым условиям.

Итак, культуре свойственно, с одной стороны, постоянное воспроизводство тех ценностей, которые не утратили своего значения в жизни людей, а с другой, их изменение, совершенствование, поиск и создание новых.

Воспроизводство культуры обеспечивается воспитанием и образованием в самом широком смысле этих слов (прямохождение, добывание и приготовление пищи).

Формами развития культуры являются такие отрасли, как религия, философия, литература, наука, искусство, являющиеся одновременно и формами познания окружающего мира, определяющими основные направления сознательной деятельности в изменяющихся условиях.

Формами воспроизводства физической культуры также являются воспитание и образование, а формами развития - высокий и профессиональный спорт, роль которых можно сопоставить с наукой и искусством.

Общечеловеческие истоки физической культуры лежат в биологической эволюции.

Потребность в двигательной активности любого многоклеточного организма является физиологической. Развитие оплодотворенной яйцеклетки приводит к образованию сложной дифференцированной структуры многоклеточного организма, т. е. еще более неустойчивой упорядоченной системы. При этом в организме создается депо энергетических запасов, превышающих текущие энергозатраты организма на данной стадии развития, но обеспечивающие энергией развитие следующей более сложной стадии. К моменту достижения физической зрелости и прекращения дальнейшего развития накопленное энергетическое депо значительно превышает текущие затраты энергии, что обеспечивает эффективную реакцию организма даже на экстремальные изменения внешних условий. Однако, так как полное расходование накопленного в расчете на дальнейшее развитие энергоресурса невозможно, действующий в живых клетках принцип Ле-Шателье приводит к уменьшению накопления новых энергоресурсов. В результате, эффективность реакций организма на изменение внешних условий снижается. В итоге организм снижает жизненную активность. Из-за этого объем энергетического депо не только перестает увеличиваться, но и продолжает уменьшаться, еще больше снижая эффективность реакций. Организм стареет и движется к равновесному состоянию в физическом смысле, т. е. смерти. Таким образом, только двигательная активность позволяет максимально сохранять энергетическое депо организма.

Двигательная активность является и анатомической потребностью человека. Только она может обеспечить уровень мышечного развития, позволяющий нейтрализовать биологические минусы прямохождения.

Более того, также как у других животных, в человеке генетически заложена поведенческая потребность в двигательной активности, что ярко проявляется в играх детей. В принципе, физическая культура является социальным продолжением и развитием игрового воспитания высших животных.

Целью физической культуры, как и любой другой ее отрасли, является реализация представлений данной общественной группы об основных путях физического развития человека, обеспечивающих максимальную возможность выживания членов сообщества в данных условиях среды. Отсюда и различия физической культуры среди социальных и этнических групп.

Однако, с началом разделения труда и превращения удовлетворения самых насущных потребностей человека (в пище, одежде, жилье и т. д.) в товар, в процессе социальной эволюции исчезла непосредственная связь между двигательной активностью человека и удовлетворением этих потребностей. В результате поведенческая потребность в двигательной активности не получает стимулов для подкрепления и развития в образе жизни современного человека. Отсюда главной экологической задачей физической культуры является создание такой системы физического воспитания, которая обеспечит развитие и закрепление врожденной потребности в двигательной активности, так как без нее сформировать здорового современного человека невозможно.

Библиографический список:

Основная литература:

1. Вахненко, Д.В. Биология с основами экологии: учебник для ВУЗов. - Ростов – н/Д.: Феникс, 2003 (возможно использование предыдущих и последующих изданий).

2. Губарева, Л.И., Мизирева, О.М., Чурилова, Т.М. Экология человека: практикум для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2003.

3. Коробкин, В.И., Передельский, Л.В. Экология.: - Ростов – н/Д Феникс, 2004 (возможно использование предыдущих и последующих изданий).

4. Розанов, С.И. Общая экология. – СПб.: Лань. 2003.

Дополнительная литература:

5. Алексеев, В.П. Становление человечества. - М.: Политиздат, 1984.

6. Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П. Экология человека. – М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ, 2001.

7. Анастасьева Л.П., Гольнева, Д.П., Короткова, Л.С. Человек и окружающая среда. — М.: Просвещение, 1997.

8. Анучин, В.А. Географический фактор в развитии общества. - М.: Мысль, 1982.

9. Асланов, Л.А. Культура и власть. Философские заметки. – М., 2001.

10. Кемп, П., Армс, К. Введение в биологию.: - М.: Мир, 1988.

11. Медников Б.М. – Дарвинизм в 20-м веке. - М., Сов. Россия, 1985.

12. Маркович, Д.Ж. Среда человека, предвидимое будущее. — М.: Мысль, 1990.

13. Милов, Л.В. Великорусский пахарь и особенности русского исторического процесса. – М.: РОССПЭН, 2001.

14. Моисеев, Н.Н. Заслон средневековью (Экология в современном мире). – М.: 2003

15. Осипова-Дербас, Л.В. Эволюция цивилизации. СПб., 2002.

16. Паршев, А.П. Почему Россия не Америка. – М.: 2003.

17. Реймерс, Н.Ф. Экология. — М., 1994.

18. Философия современного естествознания: Учебное пособие для вузов. – М.:ФАИР-ПРЕСС, 2004.

19. Фоули, Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека: - М.: Мир, 1990.

20. Харрисон с соавт. Экология человека. Часть 5 в кн. Биология человека.— М.: Мир, 1989. С.229-595.

21. Чернов, Н.М., Былова, А.М. Экология. — М., 1988.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: