Кадр. План. Основные виды съемок

Последнее.

Помощь при монтаже.

Когда все снято.

Помощь.

Ошибки.

Запас.

Что нельзя делать.

Stand-up.

Кассеты.

Дыры.

Всегда после очередного включения камеры или смены батарей оператор обязан воспользоваться кнопкой RET (откат к концу предыдущей съемки).

A. Необходимо маркировать все кассеты в порядке очередности перед использованием каждой.

Пример:

кассета перваямаркировка должна выглядеть так01:00:00:00,

вторая кассета02:00:00:00 и т.д.

B. По просьбе корреспондента во время пресс-конференций в качестве тайм-кода можно использовать реальное время.

C. Используйте новую кассету для нового сюжета, если на той кассете, которая была в камере, осталось не более пяти-семи минут.

D. Если оператор находится на съемке без корреспондента, он обязан подписать коробку и кассету: дата съемки, предмет съемки, фамилия оператора.

A. Корреспондента необходимо снимать на фоне, который очевидно связан с описываемым событием.

B. Оператор должен сообщать корреспонденту об очевидных нелепостях в его внешнем виде и совместно с корреспондентом ликвидировать их.

Никогда нельзя выключать камеру в ситуациях, когда внезапно может произойти что-то достойное съемки.

Оператор должен всегда иметь с собой запасную батарею и запасную кассету (если нет инженера ТЖК).

Если, по вашему мнению, вами неудачно снят какой-то кадр, вы обязаны исправить ошибку и снять еще раз то же самое.

Не бойтесь, что кто-то увидит ваши неудачные кадры, главное: снятого вами материала должно быть достаточно для полноценного монтажа сюжета.

A. Требование корреспондента снять тот или иной кадр – закон для оператора, не подлежащий обсуждению.

B. Если, по вашему мнению, для улучшения качества сюжета необходимо произвести дополнительные съемки, обратитесь к корреспонденту.

A. Оператор должен быть уверен, что он не забыл снять достаточное количество перебивок, общие планы того места, где происходит событие, и, конечно, то, как выглядит здание, где все случилось, улицу и т.д.

B. Оператор должен, поговорив с корреспондентом, быть уверен в том, что все необходимое для производства полноценного сюжета, снято.

Если вы знаете, где на кассете располагаются самые удачные кадры и перебивки, не стесняйтесь и поделитесь своим знанием с корреспондентом или монтажером.

После того, как сюжет смонтирован, оператор должен выяснить у монтажера и корреспондента, удовлетворены ли они его работой.

Среди основных дефиниций операторского и режиссерского дела важнейшее место занимает понятие кадр. В кино и телевидении кадр – это изображение части пространства, заключенное в рамках экрана и видимое в каждый данный момент. В силу того, что телевизионное действие имеет не только пространственные, но и временные характеристики, понятие «кадр» подразумевает и протяженность во времени, то есть, длительность пребывания изображения на экране. Кадром называют также часть телевизионного произведения, снятую в отрезок времени непрерывной работы камеры.

В сочетании с временными характеристиками говорят о длинном кадре, коротком кадре, микрокадре.

В практике многих телестудий в последние годы получило распространение смешение понятий «план» и «кадр», говоря «план», подразумевают протяженность во времени («длинный план», «короткий план»), хотя в этих случаях следовало бы говорить о «кадре».

План – это масштаб изображения, характеристика кадра. Понятие «план» выражает степень величины объекта съемки, зависит от расстояния между объективом видеокамеры и объектом съемки и от фокусного расстояния объектива, регулируемого трансфокатором видеокамеры.

Наиболее употребительное деление планов – на три вида: общий, средний и крупный. Более точное – на шесть видов: – дальний план (объект и окружающая его обстановка); – общий (объект в полную величину); – средний план (условно – человек до колен); – поясной план (человек по пояс); – крупный план (голова человека); – макроплан (деталь, например, глаза).

Важнейшим элементом любого кадра является наличие активного, действия, пусть даже и минимального. Если вы снимаете крупным планом флаг на каком-то здании, дождитесь момента, когда он станет развеваться на ветру, еще лучше, если на флагшток сядет птичка и т.д. В кадре должна присутствовать жизнь.

В плоскости таких динамических характеристик обычно выделяется четыре самостоятельных вида съемок:

1.Статичный кадр. Наименее желателен к применению. В кадре нет движения. Этот вид съемки допустим только в особых случаях. Например, при съемке таблички у входа в здание, какого-либо текста и т.д. То есть, в тех случаях, когда кадр содержит информацию, необходимую зрителю, которую он должен прочитать. Иногда снимая статичным кадром человека можно попытаться таким образом передать его особое состояние, однако, ограниченность хронометража кадров в репортажных жанрах редко позволяет использовать статичный кадр в таких целях. Впрочем, такой кадр относился бы уже к разряду психологических, практически неприменяемых в репортажной практике. Изредка статичный план может служить для усиления текста: показать разруху, отсутствие жизни, безмолвие. Правда, и в этом случае имеет право присутствовать в кадре движущийся объект: например, качающееся на ветру дерево. Важно одно – кадр телевизионный это не фотография, несмотря на генетическую общность, это уже разные жанры визуальной информации.

2.Динамичный план. Жестко стоящая камера, неизменное фокусное расстояние объектива, в кадре присутствует естественное движение. Наиболее предпочтительный вид съемки в репортажных жанрах.

3.Искусственный динамичный план. Эффект движения создается в результате движения камеры (панорама) или изменения фокусного расстояния объектива (отъезд-наезд). В репортаже относительно чаще приемлема короткая панорама. Панорама должна быть законченной: начав движение от какого-то объекта, показ которого соответствует содержанию сюжета, камера должна остановиться на другом объекте аналогичного свойства. Например: от говорящего человека к слушающему. Другой пример: вам необходимо обозначить местность путем показа адресного плана и в то же время в тексте идет, скажем, речь о том, что в этой местности отсутствует движение (предположим, на границе закрыт контрольно-пропускной пункт), либо, напротив, жизнь вернулась в свое русло и движение есть. В этой ситуации очень показательно применение панорамы от таблички указателя населенного пункта (или направления на населенный пункт) на дорогу. Либо в обратном порядке. В зависимости от текста, дорога в момент нахождения ее кадре должна быть либо пустынной, либо по ней обязательно должны двигаться автомашины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: