Философская проблема взаимодействия человека с природой хорошо прослеживается в работах античных философов Платона, Аристотеля, Л.Кара и друхих мыслителей

Платон считал: - что человек и природа – единое целое, но с определенными отличиями. Это связано с тем, что и природу и человека сотворил Демиург – Бог;

- человек выступает как творческое начало в природе в отличие от животных, которые только приспосабливаются к природе, не оказывая на нее влияния, которое приводило бы ее изменениям.

По мнению Демокрита, природа – это учитель и наставник людей. От животных человек научился многим ремеслам: «У пауков – ткацкому ремеслу2, у ласточек – строительству жилища, у птиц - искусству пения.

По мнению Аристотеля, природа делится на ряд уровней: - мир неорганической природы;

- органическая природа (растения, животные, человек).

Человек является целью космического развития природы, он один является сознательным существом в природе. Человек мыслит и понимает, животное ощущает, чувствует.

Лукреций Кар в поэме «О природе вещей» утверждает, что только научное познание природы способно урегулировать отношение человека к природе.

Он высмеивает тех, кто восхвалял «Золотой век». В так называемый «Золотой век» люди были беззащитны перед природой, жили как животные и даже хуже. В своей поэме он впервые ставит вопрос о связи истории развития природы с историей развития человечества.

В период распада рабовладения, физический труд стал рассматриваться как занятие недостойное гражданина. Все, что было связано с этим трудом и в первую очередь природа, стало объектом презрения. Труд рассматривался как наказание, кара, как унижение, а природа как космическая проститутка. Таков финал взглядов античного мира.

Фома Аквинский считал человека психофизическим существом.(вопреки учению кат церкви).

В эпоху Возрождения: Бог отождествляется с природой – пантеизм. Одни философы растворяли природу в Боге, другие Бога – в природе.

Значительным завоеванием философской мысли эпохи Возрождения было развитие натурфилософии: Обоснование Н.Коперником гелиоцентрической картины мира, учение Д.Бруно о бесконечности природы и множественности миров и т.п.

Но, встречаясь в процессе исследования с неизвестными явлениями, мыслители эпохи Возрождения объясняли их чудесами природы.

В условиях нового времени, такие мыслители как Ф.Бекон, Гольбах, Ж-Ж. Руссо рассматривали человека как существо возникшее из природы.

Руссо считал, что в системе человек – природа, последняя является доминирующим началом. Первобытный человек, его деятельность гармонично вписывались в природу. Цивилизация все испортила. Нарушен паритет между человеком и природой и потому сегодня мы имеем деградированную мораль, культуру и т. п.

Гольбах в работе «Система природы» критикует Руссо и утверждает, что в доисторические времена дикарь мало чем отличался от от других элементов природы. Тогда как цивилизованный человек – это такой человек, которому опыт и общественная жизнь дает возможность использовать природу для своего собственного счастья.

Гегель в «Философии природы» отмечал, что отношение общества к природе обусловлено его эгоистическими мотивами. Люди стремятся использовать природу для своих потребностей, истощают ее силы, уничтожают. Природа и человек противостоят друг другу. Но какие бы силы не развивала и не задействовала природа против человека: огонь, воду, хищников, ураганы, землетрясения – человек находит средства борьбы против них.

2.В настоящее время философский аспект проблемы «человек – природа» включает в себя:

1.Вопросы, связанные с видением сущности и перспектив дальнейшего взаимодействия общества и природы, то есть проблем связанных с путями будущего развития цивилизации.

Учение Вернадского о ноосфере утверждает, что люди своей деятельностью развивают биосферу земли. Биохимическая энергия эта образует ноосферу, и это развитие имеет волнообразный характер.

2.Философское обоснование содержания понятия «человек – часть природы», а в конечном итоге – соотношение законов природы и законов развития общества. Природа – предметы труда –это средств для жизнедеятельности.

3.Проблема свободы человека, уровень зависимости его от природы. Необходимо отметить, что чем больше человек владеет природой внешне, тем больше он зависит от нее внутренне.

Господствуя над природой – мы все больше должны подчиняться требованиям ее законов (Гирусов).

4.Выяснение соотношения и содержания понятий: объективный мир и природа. Это не одно и тоже.

Природа – материальный мир. Объективный мир – это природа + духовный мир.

Если субъект Я, то объективным миром, объективной реальностью будет сознание другого человека.

Если субъект все человечество – то объективным миром будет сознание других разумных существ +

Природа. Объективный мир может быть субъективным миром, но не природа.

5.Современные экологические проблемы и пути их решения:

-техническое освоение природы должно опираться на качественно новые технологии, которые максимально учитывают законы развития биосферы;

- формирование на всех уровнях экологической культуры населения.

В условиях нынешних социально – экономических структур решить проблему гармонизации

отношений «человек – природа» в полном объеме невозможно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: