1. Проблема познаваемости мира. Агностицизм и его гносеологические корни.
2. Практика и ее роль в познании. Субъект и объект познания, их взаимосвязь.
3. Чувственное и логическое познание, их формы и взаимосвязь.
4. Проблема истины в философии.
1. Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс познания тайн бытия — неотъемлемая часть жизнедеятельности человечества, его великая гордость и, нередко, великая скорбь. Задумываться над тем, что такое познание человек стал уже в глубокой древности. Со временем сознательная постановка этой проблемы нашла свое воплощение в философии. Теория познания, или гносеология оформилась в качестве одного из фундаментальных разделов философского знания.
Как известно еще из первой части курса, основной вопрос философии имеет две стороны. Первая его сторона (онтологическая) состоит в том, что считать первичным и что вторичным — материю или сознание? Вторая сторона (гносеологическая) решает вопрос о том, является ли содержание нашего сознания верным отражением действительности или в нем имеет место такое содержание, которое не определяется внешним миром. Другими словами: познаваем ли мир, и если да, то насколько и каким образом?
Различные философские системы по-разному решают проблему познаваемости мира. В первом семестре, когда мы рассматривали историю становления и развития основных философских направлений, эта важнейшая философская проблема уже была предметом нашего пристального внимания. Напомним только, что объективный идеализм (например, Платон, Гегель и др.) положительно решает проблему познаваемости мира. Это вытекает из его основной философской посылки: первоначальное тождество, образующее основу мира, есть тождество мышления и бытия. Мышление при этом рассматривается не только как субъективная человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная первооснова всего мира. Мир в основе своей разумен и развивается по законам, внутренне присущим разуму. Понятно, что разум может познать свою сущность. Материализм, начиная еще с Демокрита, также, как правило, признавал принципиальную познаваемость мира, отстаивая основной принцип гносеологического оптимизма: в мире всегда было, есть и будет огромное число непознанных явлений, но ни одно из них нельзя признать принципиально непознаваемым.
Существовали и существуют противоположные философские учения, считающие объективное познание мира принципиально невозможным. Они могут быть охарактеризованы как гносеологический пессимизм или агностицизм (греч. «а» - отрицание, «гносис» - знание»). Исторически агностицизм уходит корнями в скептицизм древних (Пиррон, IV—III вв. до н. э.).
Теоретические основы агностицизма разработал английский философ XVIII века Д. Юм. Он рассуждал примерно следующим образом: все, что я получаю из окружающего мира,— это чувственные восприятия, а откуда они появились, я не знаю, и знать не могу. Возможно, что за чувственными восприятиями и скрываются вещи, как уверяют материалисты, а, возможно и нет. Чтобы проверить, существует ли нечто за пределами наших ощущений, мы должны обратиться к опыту. Однако в данном случае опыт совершенно бессилен помочь делу. Чтобы решить такую задачу, необходимо сравнить наши восприятия, мысли спредметом; но мы не можем этого сделать, так как предметы никогда не даны сами по себе — они могут быть представлены лишь в форме наших же ощущений. Поэтому человек в своей деятельности, утверждал Юм, может ориентироваться только на веру и привычки, а не на знания.
Другая разновидность агностицизма — кантианство представлена в учении И. Канта. Он полагал, что объективно, т.е. вне и независимо от нас существуют вещи («вещи-в-себе»), однако истинная их природа принципиально недоступна нашему познанию. О том, каковы вещи сами по себе, мы абсолютно не знаем, а знаем только их явления («вещи-для-нас»), то есть те представления, которые они производят, воздействуя на наши органы чувств и организуясь с помощью пространства и времени как априорных (доопытных) форм человеческого созерцания.
В философии XX века агностицизм характерен для различных школ позитивизма и прагматизма. Гносеологические (теоретико-познавательные) корни агностицизма состоят в том, что его представители им абсолютизируют имеющие место в процессе познания ограниченность, относительность и субъективизм человеческого знания. Для агностиков процесс познания есть движение относительных истин, в которой абсолютной истине нет места.
Современный материализм вопрос о познаваемости мира решает положительно. Он отстаивает мнение, что независимо от сознания существует материальный мир, который отражается нами в процессе познания. При этом неполное, неточное знание становится все более полным и точным. Принципиального различия между явлением и «вещью в себе» (Кант) нет. Различие есть лишь между тем, что познано, и тем, что пока еще не познано, причем оно постоянно уменьшается, хотя и никогда не может окончательно исчезнуть в силу бесконечности самого мира и, соответственно, процесса его познания. В этом бесконечном процессе происходит взаимодействие субъекта и объекта познания.
2. Когда говорят о субъекте познания, то обычно понимают отдельного человека, способного постигать мир лишь благодаря своей природной способности чувствовать (ощущать) и мыслить. Отсюда следует, что для осуществления познания достаточно лишь пассивно созерцать окружающий мир, а затем мысленно обработать данные такого созерцания. При таком подходе проблема возникновения способности человека познавать мир по существу выносится за рамки теоретического познания.
Простого утверждения, что человек — субъект познания, явно недостаточно, необходимо еще выяснить, что делает его таковым. Человеку, безусловно, присущи свойства природного существа, но он при этом, в отличие от других животных, будучи существом общественным, создает вторую, социальную природу — культуру, цивилизацию. Посредством своей практической деятельности, прежде всего труда, он не просто присваивает предметы природы, а изменяет их соответственно своим потребностям, создавая необходимые условия своего существования и развития. Одновременно он творит и себя как человека, в том числе и свои познавательные способности.
Таким образом, практика, представляющая собой целенаправленную, общественно-историческую по своей сущности и преобразовательную по своему содержанию деятельность, делает человека действительным субъектом познания окружающей его действительности. При этом важно подчеркнуть, что, в конечном счете, таким субъектом выступает не столько отдельный человек, сколько общество. Сама практика при этом выступает в огромном разнообразии своих видов, которые, в конечном счете, можно свести к следующим формам: 1) материально-производственная деятельность; 2) социально-преобразовательная деятельность; 3) особая форма практической деятельности в науке – эксперимент.
Может возникнуть вопрос: разве познает сразу все человечество, а не отдельные люди — Пифагор, Аристотель, Ньютон, Эйнштейн? Понятно, общество не может существовать без отдельных людей, обладающих индивидуальными особенностями и способностью к познанию. Но отдельные люди могут стать субъектом познания лишь благодаря тому, что они вступают между собой в определенные общественные отношения, обладают орудиями и средствами производства, доступными им на данной ступени социальной организации. Уровень познания определяется не только природными и индивидуальными особенностями людей, но прежде всего созданными в их совместной практической деятельности общественными условиями и возможностями. Как ни гениален был Ньютон, но теории относительности он создать не мог. Уровень развития общественной практики и познания для этого был еще совершенно недостаточен.
Объективно бытие идей существует как мир материальной и духовной культуры. Субъективно, по отношению к отдельному индивиду, идеи выступают как нечто надындивидуальное. Субъектом чувственного познания и мышления, несомненно, является индивид, но условия, направления и формы познания определяются общественным развитием данной эпохи. Таким образом, субъектом познания является общественный человек, общественный индивид.
Объект познания также является общественным по своему характеру. Современный материализм настаивает на признании существования предметов внешнего мира независимо от сознания человека. Но он рассматривает предметы внешнего мира не только в качестве объектов созерцания или абстрактно-теоретической деятельности, но и деятельности предметно-практической.
Объект — это не любой предмет природы, а такой, который включен в сферу деятельности человека, прежде всего – практической. Сам по себе, как объективная реальность, он существует независимо от сознания человека, но становится объектом только тогда, когда вступает во взаимодействие с субъектом. Таким образом, объект — это лишь часть объективной реальности. И атом, и электрон существовали всегда, но объектом познания они стали только на определенной ступени развития общества.
Понятия «объективная реальность» и «объект» различны по содержанию. Первое характеризует все существующее независимо от нашего сознания и в качестве своей противоположности полагает сознание. Понятие «объект» включает в себя только то из объективной реальности, что на данном этапе исторического развития общества стало предметом теоретической и практической деятельности человека. Его противоположностью является не сознание, а субъект, который явления и вещи объективной реальности превращает в объект своей деятельности. Материализм исходит из признания неразрывного единства объекта и субъекта. Указывая на реальное существование объекта познания, он настаивает и на активной роли субъекта, общественного человека.
Наряду с отмеченной выше ролью субъекто- и объектообразующего фактора, практика выполняет в процессе познания еще целый ряд важнейших функций, выступая его основой, движущей силой, конечной целью и определяющим критерием (показателем) истинности его результатов. Она тем самым пронизывает все стороны, ступени, формы познавательной деятельности.
Основой познания практика выступает прежде всего потому, что только изменяя объект познания, целенаправленно ставя его в различные отношения с другими предметами, субъект обретает возможность выйти за рамки внешне наблюдаемых его признаков, открывать в нем свойства, которые вне такого активного взаимодействия с ним невозможно даже обнаружить, что позволяет сделать первые шаги от явления к сущности. К тому же практика обеспечивает познание необходимыми средствами (приборами, оборудованием и т.п.), без чего оно не может быть успешным.
Движущей силой познания практика является потому, что весь познавательный процесс обусловливается, в конечном счете, целями и потребностями практики. Так, математические знания возникли из необходимости измерять земельные участки, вычислять площади и объемы и т.п., астрономические – из необходимости ориентироваться по звездам во время длительных морских путешествий и т.д.
Конечной целью познания практику можно считать прежде всего потому, что все добываемые человеком знания предназначены в конце концов для их использования в практике с целью сделать ее более совершенной и продуктивной, как в плане создания лучших условий существования, так и в плане расширения и углубления ее познавательной роли.
О выполнении практикой функции критерия истины речь пойдет ниже при рассмотрении четвертого вопроса темы.
3. Таким образом, в процессе взаимодействия субъекта и объекта на основе практики осуществляется процесс познания. Традиционно в этом процессе выделяют две стороны (зачастую их называют ступенями познания) – чувственную и рациональную (логическое мышление).
Простейшим чувственным образом окружающего мира является ощущение. Ощущение — это отражение органами чувств отдельных свойств предмета. Окружающий человека мир предстает в ощущениях как бы разложенным на совокупность внешних признаков: зрительные ощущения несут информацию о форме, цвете, местоположении объекта в пространстве; слуховые сообщают о том, является ли объект «немым» либо так или иначе звучащим; обоняние доставляет сведения о запахах, осязание — о твердости, температуре и т.д. Ощущения отражают объективные свойства вещей, имеют своим источником объективную реальность. Они не являются чем-то неизменным раз и навсегда данным человеку. Показания органов чувств в процессе историческою становления человека изменялись, они становятся более полными, точными, что обусловлено прежде всего развитием общественной практики человека.
Пять органов чувств — не дар природы, а продукт длительного исторического развития. Человеческий глаз видит иначе, а человеческое ухо слышит по-другому, чем видит и слышит животное. В своих ощущениях человек отражает окружающий мир во-многом субъективно, индивидуально. Нет двух людей, ощущения которых абсолютно бы походили друг на друга. Это обусловлено прежде всего бесконечным разнообразием индивидуальной деятельности людей в структуре общественной практики. Художник, музыкант, шофер слышит н видит то, что недоступно зрителю, слушателю, пассажиру и т.д. Не последнюю роль играют здесь и наследственные особенности человека, его генетическая программа. В ощущениях каждого человека своеобразно и неповторимо дан окружающий мир. Этот образ мира настолько индивидуален, что дало повод Гейне сказать: «С каждым человеком умирает его вселенная».
Видимая субъективность человеческих ощущений явилась причиной убеждения еще античных философов в том, что цвет, запах, звук, теплое, холодное т.д. существуют только во мнениях людей, т.е. субъективно. Спустя почти две тысячи лет английский философ XVII в. Д. Локк развил это положение, выдвинув учение о «первичных» и «вторичных» качествах вещей. Первичными он признавал такие качества, как форма, величина, движение, а цвет, запах, звук и т.д. считал вторичными, не присущими самой вещи, а производными от первичных и существующими только в наших ощущениях.
Ошибка этой концепции состоит в том, что она абсолютизирует субъективный момент в ощущениях, не умеет распознать за их субъективностью моменты объективного знания, которые в них имеются.
Следующим шагом постижения истины в пределах чувственного знания является восприятие – целостный чувственный образ предмета на основе синтеза ощущений. Восприятие дает более точное знание природы вещей. Например, иногда искусно сделанное яблоко по виду ничем не отличается от настоящего. Чтобы понять, что это муляж, нужно его пощупать, понюхать, а то и попробовать.
Важно усвоить, что органы чувств человека не просто особым образом преобразуют энергию внешнего раздражителя, а преобразуют объективную энергию. Если не принимать во внимание это обстоятельство, то можно прийти к точке зрения, которую отстаивали в XIX веке известные немецкие естествоиспытатели Мюллер и Гельмгольц и их последователи. По их мнению, для наших органов чувств не имеет значения природа энергии, так как глаз, например, всякую энергию преобразует в свет, ухо — в звук и т.д. Так, солнечную энергию глаз воспринимает как свет, но так же он может воспринимать и механический удар, говорят же: «Из глаз посыпались искры». Поэтому, мы не можем говорить, что восприятия адекватно отражают внешний предмет. Ощущения и восприятия — лишь символы, иероглифы, знаки предметов. Мир воспринимается таким не потому, что он в действительности таков, а потому, что таким, а не иным образом устроены наши органы чувств. Если бы человек имел другие органы чувств или имел их в другом количестве, то и мир предстал бы перед ним иным. Против этого взгляда можно выдвинуть такой аргумент: органы чувств человека возникли не вдруг, а в процессе биологической эволюции и социально-практической деятельности. Если бы наши органы чувств давали неверные сведения о мире, то человек как живое существо вряд ли мог бы выжить.
Высшая ступень чувственного знания – представление. Представление – это восстановление в памяти в чувственной форме того, что было когда-то объектом восприятия. С ощущением и восприятием представление роднит его чувственный характер. Но представление существенно отличается от восприятия. Во-первых, оно вызывается памятью при отсутствии объекта в поле непосредственных ощущений, тогда как восприятие всегда является следствием непосредственного воздействия объекта на органы чувств. Во-вторых, представление оказывается уже не чисто чувственным образом объекта, а таким отражением его, которое в известной мере «преобразовано» деятельностью сознания и тем самым несет в себе элементы обобщения и опосредствования. Поскольку представление есть восстановление в памяти объекта прошлого восприятия, то оно по сравнению с ощущением и восприятием теряет в живости, яркости, но зато в нем улавливаются черты и свойства предмета, которые представляются существенными в свете индивидуального опыта субъекта.
Наличие представлений в памяти человека дает ему возможность сравнивать объект, непосредственно воспринимаемый в данное время, с представлениями об объектах, воспринимавшихся им ранее, на которые новое восприятие накладывается, как на определенные шаблоны. На основе такого сравнения человек приобретает способность судить о всяком вновь воспринимаемом объекте по имеющимся уже у него представлениям.
Важно также подчеркнуть, что представление содержит в себе противоречие. Хотя оно и является одной из форм чувственного познания, но вместе с тем несет в себе элемент обобщения. Тем самым оно как бы выходит за рамки чувственного познания. Но не нужно это понимать таким образом, что представление есть нечто промежуточное. Представление остается формой чувственного познания, но оно завершает ступень и тем самым обнаруживает тенденцию дальнейшего развития познания.
Совокупность представлений об объектах, воспринятых в разное время, является основой становления рационального познания, или логического мышления, которое также выступает в трех основных своих формах – понятиях, суждениях и умозаключениях.
Исходной формой логического познания выступает понятие. Процесс создания понятий, представляющий собой переход от чувственного уровня познания к логическому, совершается посредством операций абстрагирования, обобщения и идеализации. В результате этих логических операций мы выделяем свойства и отношения в «чистом», так сказать, идеальном виде, в каком они в самой природе могут и не встречаться и закреплением их в языке. Так возникает понятие, являющееся логической абстракцией, объединяющей в себе существенные признаки вещей. Из понятий как из элементарных единиц мышления строятся все логические рассуждения.
Суждение — это логическая связь понятий, посредством которой отражается зависимость между вещами, утверждается или отрицается что-либо о чем-либо.
Посредством умозаключений мы получаем новые суждения на основе уже имеющихся, что достигается путем применения законов логики. Умозаключение обусловливает относительную независимость от опыта, оно выступает основным средством научного познания. Достаточно сказать, что на умозаключениях построено все здание науки.
В процессе познания чувственное и рациональное тесно связаны друг с другом. Их единство состоит в том, что чувства у человека всегда носят осмысленный характер, а логические рассуждения опираются на данные опыта. Вместе с тем, единство двух форм познания не исключает их качественной специфики. Абстрактное мышление носит опосредованный характер, т.е. связано с отображаемой действительностью только через чувственные формы,которые служат для него исходным содержанием. Поэтому формой выражения абстрактного мышления является не образ, а знаковая система или язык. Это обусловливает относительную самостоятельность абстрактного мышления от чувственного материала: мысль человека как бы «отрывается» от действительности, становится «свободной».
Наличие в познавательном процессе двух ступеней обусловило в истории философии борьбу двух течений: сенсуализма и рационализма. Суть сенсуализма в абсолютизации чувственного познания. Его тезис гласит: «Все, что есть в знании, получено из чувств». Рационализм, напротив, отстаивает особую роль разума как единственного и достоверного источника нашего знания: «Все, что есть в знании, получено из разума». При этом чувствам отводится лишь роль толчка для деятельности мышления.
Доктрины классического сенсуализма и рационализма были сформулированы в философии Нового Времени (соответственно Д.Локком и Р.Декартом). Попытка синтеза этих крайних точек зрения была предпринята И. Кантом в его учении о трех ступенях (формах) познания: чувственности, рассудка и разума («Критика чистого разума»).
Большинство философов и исследователей науки рассматривают процесс познания как диалектическое единство двух его сторон: чувственной и рациональной, хотя их соотношение меняется на разных уровнях познавательной деятельности. Процесс познания идет от явления к сущности, от внешних свойств и отношений к постижению внутренних, относительно устойчивых связей явлений. От живого созерцания к абстрактному мышлению — такова логика движения процесса познания.
3. Центральным вопросом теории познания является вопрос об отношении наши знаний к объективному миру. Этот вопрос рассматривается в теории истины,критерии которой обсуждаются на протяжении многих веков в философии и науке. Решение его во многом зависит от общих мировоззренческих позиций.
Современная трактовка истины, которую разделяет большинство философов, сводится к следующему определению: истина — это соответствие, адекватность наших знаний содержанию объекта познания. Это соответствие имеет ряд характеристик. Во-первых, характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон. Истина достигается в противоречивом взаимодействии субъекта и объекта. Поэтому результат этого взаимодействия содержит влияние как субъекта, так и объекта. Истина по определению в субъекте, но она же и вне субъекта, В истине, таким образам, отражается единство объективной и субъективной составляющей познавательного процесса: без объекта знание теряет своя содержательность, а без субъекта — нет самого звания. По своему источнику и содержаниюистина объективна. Это значит, что истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от человечества. По своей форме истина всегда субъективна, так как во взаимодействии объекта и субъекта всегда участвует сознание. Когда мы говорим, что истина «субъективна», это значит, что она не существует помимо человека. Здесь необходимо уточнить различие между понятиями «объективная истина» и «объективная реальность». Объективная реальность, мир существует независимо от сознания субъекта, а истина всегда существует в сознании. Истина есть знание о реальности, а не сама реальность. Истина, таким образом, объективна по содержанию, и субъективна по форме.
Во-вторых, истина — всегда конкретна. Это значит, что любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими другими обстоятельствами. Обобщая сказанное, необходимо подчеркнуть, что объективная, абсолютная, относительная, и конкретная истина — есть одно и то же истинное знание.
В-третьих, истина характеризуется как относительная и абсолютная. Представление о том, что истина достигается не сразу, целиком, что постижение истины есть процесс сложный и противоречивый, формировалось у людей постепенно. Под абсолютной истиной понимается знание, которое не может быть опровергнуто дальнейшим развитием познавательной деятельности. Иными словами, абсолютно совпадающее по своему содержанию с отображаемым объектом, полное, исчерпывающее знание об объекте. Такая истина существует только как предел, к которому стремится наше знание, как идеал познания. Под относительный истиной понимается неполное знание о том же самом предмете, которое достигается в конкретно-исторических условиях познания. Примером такого рода относительных истин можно считать теорию классической механики и теорию относительности. Классическая механика считалась истинной теорией без всяких ограничений, т.е. истиной в абсолютном смысле. С возникновением теории относительности оказалось, что ее уже нельзя считать истиной без ограничений. Знание относительно, потому что мир обладает бесконечной сложностью и находится в непрерывном развитии, в то время как на каждом уровне познания мы имеем дело с конечными формами. Ошибочно, однако, было бы полагать, что абсолютная и относительная истина исключают друг друга.
Реальный процесс познания выводит нас на подлинную диалектику абсолютной и относительной истины. Их взаимосвязь отражает динамический характер достижения истины в науке. Абсолютная истина складывается из относительных истин. В свою очередь, относительные истины в непрерывном процессе познания уточняются и обогащаются, устремляясь к абсолютной истине как к своему пределу. Вместе с тем, эти же относительные истины оказываются частями абсолютной истины, в каждой относительной истине всегда есть некоторое «зерно», частичка истины абсолютной. Пределы нашего познания исторически ограничены, но по мере развития и совершенствования практики человечество все время приближается к абсолютной истине, никогда не исчерпывая ее до конца. И абсолютная и относительная истины по своему содержанию являются объективными истинами.
Свойство объективной истины быть процессом выражается, во-первых, в движении к более полной и точной картине бесконечного и развивающегося мира; во-вторых, в процессе преодоления заблуждения в движении к абсолютной истине. Это движение идет как бы по ступеням, от менее совершенных представлений к более совершенным. Однако в процессе этого перехода старое знание не отбрасывается, а частично включается в систему нового знания, что обеспечивает преемственность развития знания.
Познание не свободно от заблуждений. Заблуждение – знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Будучи неадекватной формой знания, заблуждение главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественной практики и самого познания. Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных его сторон.
Оценочный аспект характерен для понятий «правда» и «ложь». Под правдой понимают социальную истину, содержащую нравственную оценку. Ложь – преднамеренное искажение знания с целью введения в заблуждение тех, для кого она предназначена. Субъект, формирующий и распространяющий ложное знание, знает истину, но по каким-либо причинам скрывает ее.
В теории истины особенно важное значение имеет вопрос о критериях, которые позволяют отделить истинное от ложного, от заблуждения, определить достоверность наших знаний. Под критерием истины понимают обычно некоторый показатель или способ ее проверки. Выявление критериев истины является одной из главных задач философии.
Философы-эмпирики считали таким критерием данные ощущений и восприятий, соответствие знаний чувственному опыту. В современной западной философии этот критерий выдвинули неопозитивисты (принцип верификации). Философы рационалистического направления (Декарт, Спиноза, Лейбниц) видели критерий истины в ясности и отчетливости разума, в выведении знаний из всеобщих очевидных положений. В когерентной теории истины этот критерий трактуется как внутренняя согласованность и непротиворечивость знания. Общий недостаток этих и некоторых других концепций состоит в том, что критерий истинности знания находится в самом знании. Но может ли знание быть собственным критерием? Таким критерием должна быть не духовная, познавательная деятельность, а деятельность практическая.
Практика — определяющий, в конечном счете, критерий истины. Можно сколько угодно долго спорить об истинности той или иной идеи, научной теории, но решить этот спор в состоянии только практика — производство, политическая жизнь, научный эксперимент.
Было время, когда люди добывали красящее вещество ализарин из корней растения марены. Поскольку они брали у растения уже готовый продукт, то у них были основания сомневаться в истинности своих знаний о том, что представляет собой ализарин по своей объективной природе. Но вот пришло время, люди научились добывать ализарин искусственно — из каменноугольного дегтя. Этим самым они доказали, что имеют верное представление о природе ализарина. Иначе им не удалось бы произвести его искусственно. В наш век химии и широкого применения синтетических материалов каждый может привести множество аналогичных примеров.
До практики любые суждения, умозаключения или научные теория могут претендовать только на формально-логическую правильность. Форму объективной истины им придает практика. Но важно понять, что критерий практики относителен, а не абсолютен,— его нельзя понимать на манер работы механического сита, которое может отсеивать ложь и оставлять истину.
Практика представляет собой процесс, исторически ограниченный уровнем развития эпохи, она постоянно преодолевает свою ограниченность, но не раз и навсегда, а в определенных пределах. В результате создания более совершенных приборов, тщательной постановки эксперимента сегодня удается обнаружить то, что вчера казалось чем-то «чудовищным», «нелепым», противоречащим опытным данным, практике. Сила и действительность практики как критерия истины зависит, таким образом от уровня развития производственных сил, от уровня развития технических возможностей общества, то есть, от способа производства материальных благ.