Финансовая система и ее структура

ТЕМА 13: НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

1. Финансовая система и ее структура

2. Сущность и экономические функции налогов

3. Дефицит государственного бюджета и его причины

4. Фискальная политика государства

Финансы рассматриваются как составная область денежных отно­шений, обслуживающих экономические связи работников, хозяйствен­ных единиц с государством и друг с другом.

Финансовую систему представляют бюджеты различных организаций. Главным из них является государственный бюджет. Его дополняют бюд­жеты субъектов федерации (там, где существует федеративное государ­ство), местные бюджеты, внебюджетные фонды. Денежные ресурсы ука­занных бюджетов формируются главным образом за счет отчислений от доходов, полученных от предприятий и населения. Поэтому финансы предприятий, организаций и домохозяйств также включаются в финан­совую систему.

Государственные финансы - важнейшая часть финансовых отноше­ний общества. Они связаны с формированием и использованием госу­дарственных денежных фондов.

Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет - годовой план доходов государства и его расходов. Доходная часть государственного бюджета формируется в основ­ном за счет налоговых поступлений и доходов, получаемых государст­вом от различной деятельности, причем в рыночной экономике основ­ным поступлением в госбюджет является подоходный налог с населения, т.е. с физических лиц (до 80%). Расходная часть государственного бюджета в странах с развитой рыночной экономикой предполагает выделение средств на социальные нужды (не менее 50% всех расходов), на поддержание обороноспособ­ности страны (примерно 20%), обслуживание государственного долга, на предоставление дотаций предприятиям государственного сектора и развитие инфраструктуры.

Вторым по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. В федеративных государствах, в том числе и в Рос­сии, есть еще одно звено - бюджеты субъектов федерации. Под воз­действием производительных сил, а также региональных особенностей часть хозяйственных связей замыкается рамками региона. На этой осно­ве формируются масштабы и особенности местных рынков, местной администрации, местных финансов. Последние охватывают широкую группу местных налогов, местных субсидий, специальных фондов.

Доходы местных бюджетов формируются, как правило, из второ­степенных, в основном поимущественных, налогов. Кроме них, собира­ются иные налоги, административные сборы и местные налоговые ли­цензии. Между государственными и местными бюджетами должны быть согласованы функции по разделению сборов.

Особое финансовое звено образуют специальные правительствен­ные внебюджетные фонды, имеющие определенную самостоятельность. Они отделены от государственного бюджета и управляются непосредст­венно центральными властями. К ним относятся фонды государственно­го социального страхования, различные целевые фонды, государствен­ные и смешанные финансовые учреждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: