Типы жанров и специфика телевизионного репортажа

Репортажем называется сообщение, которое содержит в себе рассказ о событии или, о ряде событий, которые произошли на глазах у журналиста. В Большом Энциклопедическом Словаре понятие «репортаж» определяется следующим образом: «(франц. reportage, от англ. report – «сообщать») – и нформационный жанр журналистики, оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент»

На современном этапе репортаж должен восприниматься как синоним оперативности, актуальности и документальной точности. Познавательный и выразительный потенциал репортажа должен давать возможность современным журналистам наглядно и предметно воссоздавать даже самые незаурядные события, в средствах массовой информации.

По большому счёту, можно сказать, что целью репортажа является сенсация – неизменная, желанная спутница репортерства. Для работы хорошего журналиста необходим акцент на нечто новое и свежее. Единый ряд «классических элементов новости» (конфликтность, известное имя, повышенный «человеческий интерес», особенно – эффект эмоционального толчка») с неумолимостью ориентирует репортера на материал, который имеет признаки сенсации.

Оттенок сенсационности придают новостям не только необычайные черты происшествия, но и его внезапность. Если новость застает нас врасплох, она – «новость вдвойне».

В современном телевещании используют около двух десятков жанров. Они образуют своеобразную цепочку, звенья которой дают возможность перехода от простейших жанров к более сложным. В зависимости от назначения жанров они объединяются в несколько групп. Первая из них – жанры новостной информации: заметка, отчет и репортаж.

К этим жанрам обращаются тогда, когда стремятся сообщить зрителям новость. Под новостью мы понимаем то, что неизвестно всем или хотя бы неизвестны ее части. Однако не каждый факт, не каждое событие могут представлять интерес для читателей и стать новостью. Это зависит от актуальности факта – его общественного значения. Актуально то, что привлекает к себе внимание зрителей, возбуждает их интерес – личный и общественный. Факт может сохранять свою актуальность длительное время или быстро терять ее – это зависит от многих обстоятельств. В том числе – от масштабности факта. Иные факты актуальны лишь для ограниченной аудитории, другие представляют широкий общественный интерес. В определении их актуальности для телерепортажа немалую роль играет её тип и уровень. Так, например, решение студента и студентки университета создать новую семью вряд ли станет для журналиста городского или областного телевидения поводом для создания репортажа или хотя бы очерка – слишком мелок для такого масштаба и данные факты в наше время стали событиями довольно заурядными. Но в низовой, университетской газете об этом могут напечатать заметку, для узкой студенческой аудитории она сохраняет свою актуальность.

В поисках актуальной информации следует различать новость и новое. Новость – это то, что неизвестно всем или подавляющему большинству читателей. Новое – это неизвестное об уже известном. Поясним это примером. Более века тому назад один из немецких медиков открыл замечательные лечебные свойства аспирина, ставшего с тех пор распространенным лекарством при простуде, гриппе и других инфекционных заболеваниях. Пресса поспешила сообщить широкой аудитории эту весьма актуальную новость. Однако лишь недавно была открыта неизвестная прежде способность аспирина, предотвращать свертываемость крови человека и образование в ней тромбов, являющихся причиной многих инфарктов и инсультов. Журналисты не замедлили, конечно, сообщить читателям в своих заметках эту новую, актуальную для многих информацию об известном всем лекарстве. Для многих читателей, страдающих сердечными болезнями, она стала сенсационной новостью.

Получить новость, представляющую интерес для всех ЗРИТЕЛЕЙ, сильнейшим образом воздействующую на их чувства, – стремление всех журналистов телевидения. Такая новость долго сохраняет свою актуальность, она дорого ценится и приводит к быстрому расширению аудитории программ.

Жанр новостей, как мы уже могли заметить, на данный момент времени довольно детально разработан. Развитие журналистики в течение нескольких веков привело к тому, что были сформулированы шесть вопросов, на которые новость должна ответить, – то есть к структуре пирамиды, довольно жестко задающей формат статьи. Это стало результатом погони за желанием, во что бы то ни стало быстро обогнать конкурентов и первыми сообщить АУДИ ТОРИИ о происшедшем. В случае с репортажем, как правило, этой срочности нет. То есть если мы спешим (очень спешим), то лучше СНИМАТЬ новость. Современный репортаж требует больше времени, он больше по объему и свободнее по форме.

Важное отличие репортажей от простых новостей заключается в том, что модель написания репортажа довольно свободна. Можно описывать события в хронологическом порядке. Например, очень распространен, вид репортажа «День с …», где происходит описание дня, проведенного с мэром города, депутатом, солдатом, или с участковым милиционером. Кроме того часто структурируют репортажи, как описание проблем, которые видятся репортером, или мест, где он когда-либо был.

Важно заметить, что репортаж – это тот самый жанр, который служит сближению журналистики с литературой. Данный жанр наиболее литературный.

Какие же требования должны быть учтены, чтобы репортаж был по-настоящему хорошим? Есть ряд важных пожеланий, которые должны быть учтены для того, чтобы репортаж получился по-настоящему интересным и с профессиональной точки зрения, и сточки зрения простого обывателя:

- журналист должен выступать в качестве свидетеля происходящего события. Именно в этом выражается индивидуальность хорошего репортажа.

- события происходят в определенном месте в определенное время. Довольно желательно, чтобы о местонахождении и времени было указано в репортаже.

- пишутся репортажи чаще всего сразу после события.

- репортаж не только должен рассказывать о событии, но и показывать, как происходило то или иное событие.

- в репортаже не очень интересуют обобщения. Важна непосредственность восприятия.

Телевидение – коллективное творчество. Съемочная группа (оператор и журналист) - это одна команда.

При всей важности профессиональных навыков и точности взгляда оператора, замысел сюжета принадлежит журналисту. Это он самостоятельно претворяет первоначальную идею в продуманный, логически выстроенный рассказ, и именно он в конечном итоге несет ответственность за успех или провал репортажа. Если же автор сам неясно представляет себе сюжет, то и оператор не будет знать, что снимать, и не поможет сделать материал интереснее. В лучшем случае он сможет предложить вам серию профессионально сделанных разрозненных картинок, но не будет знать, для чего они нужны или как они будут смонтированы

ИТАК - ВИДЫ РЕПОРТАЖЕЙ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: