Система педагогических наук
В настоящее время педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук.
В ее структуру входят:
ü общая педагогика, исследующая основные закономерности образования;
ü история педагогики, изучающая развитие педагогических идей и идей воспитания в различные исторические эпохи;
ü сравнительная педагогика, исследующая закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в разных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий;
ü возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания человека на разных возрастных этапах;
ü специальная педагогика, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющих отклонения в физическом развитии;
ü профессиональная педагогика, изучающая закономерности, принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную профессиональную сферу деятельности;
|
|
ü социальная педагогика, осуществляющая разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых;
ü исправительно-трудовая педагогика, содержащая теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления;
ü лечебная педагогика, разрабатывающая систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов, контактирующих с больными школьниками.
Таким образом, возникнув в недрах философии и пройдя длительный и сложный путь развития, педагогика в настоящее время представляет разветвленную систему педагогических знаний.
Как любая другая наука, педагогика характеризуется своим набором методов.
Методы педагогики делятся на:
· методы целостного педагогического процесса;
· методы обучения; методы воспитания;
· методы научно-педагогических исследований.
С помощью методов обучения и воспитания осуществляется управление педагогическим процессом, воплощаются в жизнь педагогические цели, решаются педагогические задачи, а также приобретаются сами знания. Методы научно-педагогических исследований – это способы получения педагогами-исследователями знаний о своем предмете с целью установления закономерностей, зависимостей, свойств и построения научных теорий.
Методы научно-педагогических исследований, в свою очередь, подразделяются на эмпирические и методы теоретического исследования.
· Эмпирические методы исследования направлены на накопление педагогических фактов, их анализ, классификацию, обработку, к ним относятся: наблюдение, опрос, изучение документации и материалов.
|
|
· Методы теоретического исследования таковы: теоретический анализ и синтез материалов по теме исследования, индуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (от общего к частному), методы обобщения полученных данных, работа с научной литературой (конспектирование, реферирование, цитирование и пр.), математические и статистические методы.
[1]От греч. didaktikos – поучающий.