История педагогических идей и воспитательных практик

ЛЕКЦИЯ №1. Педагогика в системе наук о человеке.

1. История педагогических идей и воспитательных практик.

2. Объект и предмет, основные категории педагогики.

3. Отрасли педагогических знаний. Место педагогики в системе наук о человеке. Связь педагогики с другими науками.

4. Методология педагогики. Основные методологические принципы. Методы педагогических исследований.

«Педагогика» — слово греческого происхождения (paida — дитя, gogike — вести), буквально оно переводится как «дето­рождение», «детовождение», или искусство воспитания. В Древ­ней Греции «педагогос» называли раба, который занимался обучением и воспитанием ребенка своего хозяина.

Педагогика как совокупность знаний о воспитании чело­века возникла из общественной потребности в подготов­ке подрастающих поколений к жизни.

В первобытном обществе воспитание детей поручалось наиболее опытным представителям общины или осущест­влялось в семьях. Помимо передачи трудового и хозяйст­венного опыта, детей знакомили с правилами религиозно­го культа, преданиями, житейскими нормами, традиция­ми, обычаями и т.д.

В период рабовладельческого строя возникают специ­альные образовательные учреждения и появляются люди, профессией которых становится обучение и воспитание детей. Именно в это время в Древней Греции появился тер­мин «педагог», обозначавший раба, водившего детей в школу. Того, кто обучал, называли дидаскалом. Педагогиче­ские знания в это время входили в состав философии.

В средние века в философии, а значит, и в педагогике стала господствовать религия, согласно которой человек должен быть похожим на своего небесного Создателя, терпеть земные тяготы и восхвалять Бога. Возникают при­ходские, монастырские и соборные школы.

С переходом к эпохе Возрождения началась критика шко­лы, оторванной от жизни и практики, появились идеи гуманного отношения к детям, идеи освобождения лично­сти от феодального угнетения и религиозного аскетизма.

К концу XVII века, когда появились массовые школы и первые научно-педагогические работы, произошло выде­ление педагогики из философии в отдельную науку. Это событие связано с именем чешского педагога Я.А. Коменского (1592–1670) и, прежде всего, его основополагающего труда – «Великая дидактика» [1] изданного в 1657 г. Именно в этой книге были разработаны основные вопросы теории и практики учебной работы с детьми. Я. А. Коменский внес в педагогику весомый вклад:

ü впервые обосновал идею всеобщего обучения;

ü создал систему связанных ступеней обучения;

ü внедрил и теоретически обосновал классно-урочную систему обучения;

ü разработал основные принципы обучения (сознательность, наглядность, постепенность, последовательность, прочность, посильность);

ü изложил основные требования к учебнику;

ü сформулировал основные требования к учителю.

Коменский противопоставил средневековой зубрежке новую систему учебной работы, соответствующую возрастным и психологическим особенностям детей. Дидактические идеи Коменского получили дальнейшее развитие в трудах педагогов XVIII–XIX вв. Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. В настоящее время дидактика – это самостоятельная отрасль педагогики, теория образования и обучения.

После Коменского в теории западной пе­дагогики наибольший след оставили:

Джон Локк — в книге «Мысли о воспитании» изложил свои взгляды на воспитание джентльмена — человека, уве­ренного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нрав­ственных убеждений. Сравнивал душу ребенка с чистой доской, на которой можно написать все, что захочешь.

Жан Жак Руссо — в книге «Эмиль, или о воспита­нии» заложил основы теории свободного воспитания, согласно которой воспитание полностью должно идти за природными склонностями и желаниями детей. При этом он исходил из идеи природного совершенства детей, вы­ступил против жестокого обращения с ними, против их физического наказания.

Генрих Песталоцци — швейцарский педагог, разви­вал идею о гуманном характере воспитания, о доброже­лательном отношении к детям. Он стремился соединить обучение детей с посильным физическим трудом, ис­пользовал для нравственного воспитания прообраз дет­ского коллектива.

Иоганн Гербарт — немецкий психолог и педагог пред­ложил идею воспитывающего обучения, систему разви­вающих упражнений. Считал целесообразным подавлять у детей «дикую природу», используя непререкаемый ав­торитет педагога, разнообразные физические наказания, неослабный контроль за поведением.

Адольф Дистервег — немецкий педагог, выдвинул идею активизации умственной деятельности учащихся и усиления их самостоятельной работы. Особенно полезны его мысли о подготовке грамотных и высокоморальных учителей.

Георг Кершентейнер (Германия) — предложил идею перехода от старой книжной школы к новой — трудовой.

Джон Дьюи — американский философ и педагог, автор прагматической педагогики, которая должна учитывать интересы и опыт учащихся". Он считал, что все необходи­мые знания учащиеся должны приобретать в процессенаблюдений, эксперимента, игровой и трудовой деятель­ности.

Огромный вклад в развитие русской педагогической мыс­ли внесли М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский, А.И. Пиро­гов, В.И. Водовозов, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой и др.

В советское время на основе марксистско-ленинского учения развивались идеи единой трудовой политехниче­ской школы, идеи так называемого коммунистического воспитания, Крупнейшими педагогами этого периода были: П.П. Блонский, СТ. Шацкий, Н.К. Крупская, А.С. Мака­ренко, В.А. Сухомлинский.

Выдающимися представителями педагогической мыс­ли на Беларуси являются: Фр. Скорина, Н. Гусовский, Л. Зизаний, А. Пашкевич, Я. Колас.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: