double arrow

Рыночное поведение олигополистов

1. Картели. В отличие от совершенной и монополистической конкуренции, когда сговор между конкурентами практически невозможен из-за их большого числа, олигополисты часто вступают в сговор по поводу установления цен и объемов продаж. Благодаря этому достигается увеличение прибыли и сокращение риска. Сговор может быть как тайным, так и легальным. Во многих европейских странах картели разрешены. В США они запрещены законом. Существует много международных картелей, наиболее известным из которых является ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти).

Предположим, что фирмы — участницы картеля — решили установить единую цену на свою продукцию. Для этого необходимо построить кривую предельных издержек для картеля в целом. Тогда можно определить оптимальный объем производства в картеле, позволяющий максимизировать совокупную прибыль. Другими словами, картель выступает как монополист. Но наиболее сложной проблемой является распределение объема продаж между участниками картельного соглашения. Стремясь максимизировать прибыль, картель должен установить квоты таким образом, чтобы суммарные издержки оказались минимальными. Но на практике провести такое установление квот довольно трудно. Задача решается путем ведения сложных переговоров, в ходе которых каждая фирма стремится «выторговать» для себя наилучшие условия, перехитрить партнеров. Часто фирмам с более высокими издержками удается получить большие квоты, что не позволяет решить задачу максимизации прибыли. Фактически рынки обычно делятся по географическому принципу либо в соответствии со сложившимся объемом продаж.

Создание картелей наталкивается на серьезные препятствия. Это не только антимонопольное законодательство. Соглашения часто бывает трудно достичь вследствие большого числа фирм, существенного различия в номенклатуре продукции, уровне издержек. Обычно у участника картеля возникает искушение нарушить соглашение и получить большую прибыль.

2. Лидерство в ценах. Оно имеет место, когда все фирмы отрасли, устанавливая цены на продукцию, следуют за ценовым лидером, в остальном проводя самостоятельную политику. Так, в российской автомобильной промышленности в качестве ценового лидера выступает «АвтоВАЗ». Ценовыми лидерами в производстве чугуна в своих зонах являются Магнитогорский, Череповецкий и Новолипецкий металлургические комбинаты.

3. Неценовая конкуренция. В современных условиях она играет важную роль. К разновидностям неценовой конкуренции относится прежде всего обновление выпускаемой продукции. Обычно выигрывает та фирма, которая раньше других создает и поставляет на рынок новые виды товаров и услуг, выпускает продукцию, отличающуюся более высоким качеством, надежностью, долговечностью. Потребитель часто предпочитает покупать не самую дешевую, а наиболее высококачественную продукцию, добиваясь тем самым меньших затрат на единицу потребительского эффекта. В неценовой конкуренции большое место отводится рекламе. В некоторых случаях имеет место искусственная дифференциация продукции, когда чисто внешние изменения (например, дизайн) выдаются за существенные.

К каким последствиям привела бы смена несовершенной конкуренции в условиях олигополистической структуры совершенной конкуренцией. Если предположить, что конкурентная отрасль превратилась в олигополистическую, то это вызвало бы следующие последствия:

— во-первых, выросли бы цены. Это связано с тем, что ценообразование утратило бы чисто рыночный характер;

во-вторых, мог бы увеличиться объем рынка. В том случае, когда кривые рыночного спроса в условиях совершенной конкуренции и олигополии совпадают, объем выпуска продукции при олигополии будет меньше, чем при совершенной конкуренции. Однако они не всегда совпадают. Реклама, обновление ассортимента, которые проводят крупные олигополисты, приводят к увеличению спроса на их продукцию, т. е. сдвигают кривую спроса вправо, что увеличивает равновесный объем рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: