double arrow

Обучение - целенаправленное взаимодействие учителя и учеников, в процессе которого усваиваются знания, формируются умения и привычки


Содержание образования

Образование - процесс усвоения систематизированных знаний и формирования на их основе мировоззрения, развития познавательных возможностей, а также приобретение умений и привычек для практического применения общеобразовательных и профессиональных знаний.

Термин «образование» употребляется для определения не только процесса умственного воспитания и подготовки к выполнению определенных общественных функций, а и для определения результата этого процесса: определенного уровня образованности, степени вооруженности знаниями, умениями и привычками, а также характера образованности (неполное среднее, полное среднее или высшее, общее или профессиональное образование). Получение определенного образования отвечает и определенному статусу человека в обществе, его ученой степени (согласно с ст. 37 Закона «Об образовании» - бакалавр, магистр, кандидат, доктор наук).

Понятие «образование» означает также совокупность и функционирование просветительно-воспитательных учреждений различных типов и степеней (начальных, средних и высших школ, курсов, дошкольных и внешкольных учреждений).




Главным способом получения образования, усвоения общественно-исторического опыта, самым важным способом овладения достижениями человеческой культуры есть обучение. Связь между понятиями «обучение» и «образование» столь тесна, что их иногда считают идентичными.

Большое значение в процессе обучения отводится содержательному компоненту образования, представляющему собой один из ключевых в педагогическом процессе, наряду с его участниками (субъектами)и технологией.

Традиционно, в рамках знаниево-ориентированного подхода (основным является передача знания), содержание образования рассматривалось как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы.

При таком понимании в основе содержания образования представлены знания как духовное богатство человечества, накопленное в процессе поисков и накопления исторического опыта, как важные социальные ценности, способствующие социализации индивида, вхождению человека в социум. Такое содержание образования является жизнеобеспечивающей системой.

В то же время, знаниево-ориентированный подход к отбору содержания образования в определенной степени абсолютизирует ценность знаний и тем самым снижает внимание к самому человеку, в своем роде отчуждает знания от личности.

В современных условиях в контексте гуманизации образования активно разрабатывается и применяется личностноориентированный подход к содержанию образования, согласно которому приоритетное внимание (по сравнению со знаниями) уделяется формированию и развитию качеств личности, ее самореализации, приобретению опыта и освоению культуры. С позиций этого подхода содержание образования представляет собой:



· педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин);

· содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием которого является особым образом организованная деятельность; оно выступает как содержание целостного процесса образования личности через усвоение опыта, воспитания и развития (В. С. Леднев);

· часть социально-культурного опыта, отобранного в соответствии с целями и процессуальными аспектами обучения. Культура как спрессованный опыт тысячелетий, передаваемый и осваиваемый в процессе обучения, включает в себя культуру поведения, общения, чувств, мышления и практической конструктивной деятельности (Б. М. Бим-Бад, А. В. Петровский)1.

Личностно-ориентированный подход к содержанию образования призван обеспечить: гуманное отношение к развивающейся личности; удовлетворение ее потребностей; становление ее индивидуальности; самореализацию в культурно-образовательном пространстве.



Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие природных особенностей человека (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте общечеловеческих, национальных и региональных ценностей.

Содержание образования имеет исторический характер, так как определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества, изменяется под влиянием требований жизни, производства, уровня развития науки, техники, общества.

В целом, отбор содержания образования обусловлен прагматической потребностью людей в знаниях (а также соответствующих качествах), которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности, практики, труда, продолжения жизни. Вместе с этим накопление и углубление знаний, рост образованности общества, гуманистических идей привели к появлению и реализации культурологической, развивающей функции образования, связанной в большей степени с развитием личности, духовной сферы. Эти две тенденции (прагматическая и культурологическая) определили подходы к отбору содержания образования в различных культурах и цивилизациях. Важную роль при этом играли социальные факторы, связанные с расслоением общества на социальные группы, одни из которых получали лишь знания, необходимые для повседневной жизни и практической деятельности, а другие присвоили себе монополию на общекультурные и развивающие знания.

Следует отметить, что современный подход к построению содержания образования базируется на идеях развития целостной человеческой личности, ответственной за себя, общество, природу. При этом, с позиций субъектного подхода к построению педагогического процесса, именно содержание образования выступает в качестве объекта процесса обучения (образования), на который воздействуют в качестве субъектов педагоги (формируя это содержание, оформляя его в виде, доступном и удобном для

восприятия и осмысления обучающимися, и направляя их учебно-познавательную деятельность на освоение этого содержания) и сами обучающиеся, осуществляя деятельность по его активному освоению.

В качестве основных компонентов содержания образования выделяют:

· когнитивный — познавательный опыт личности, включающий систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, общении, познании, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании человека научной картины мира, подходов к осуществлению различных видов деятельности; в определенной степени когнитивный опыт является основным из компонентов, поскольку без знаний невозможна деятельность;

· практический компонент — опыт практической деятельности, включающий внешние (практические) и внутренние (интеллектуальные, мыслительные) навыки и умения, являющиеся как общими для всех, так и специфическими для различных видов деятельности;

· творческий компонент — опыт творчества, творческой деятельности, который призван обеспечить готовность и способность человека к созданию нового, решению новых проблем, к творческому преобразованию действительности, что предполагает самостоятельный перенос знаний и умений в новые ситуации; видение новых проблем, функций в знакомых явлениях и предметах;

· ценностный компонент — опыт отношений личности, включающий владение системой мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений к миру, деятельности, людям, что служит основой формирования системы ценностей, идеалов, мировоззрения личности.

В построении содержания обучения существует два основных способа (подхода к конструированию содержания образования):

· концентрический, при котором одни и те же разделы учебного плана изучаются на разных ступенях обучения либо на разных этапах изучения одной и той же дисциплины;

· линейный, когда не происходит повторного возвращения к ранее изучавшимся разделам программы, а учебный материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением, как бы по одной восходящей линии; при этом новое знание излагается на основе уже известного и в тесной связи с ним.

Эти способы развертывания содержания образования взаимно дополняют друг друга.

С учетом того, что определяющую роль в образовании играет государство и общество, органы управления образованием оказывают регулирующее воздействие на определение содержания образования посредством введения, реализации и контроля выполнения государственных образовательных стандартов.

В целом в общем виде содержание образования — это система знаний, навыков и умений, которыми овладевают обучающиеся за время учебы, а также формируемых у них качеств личности.

Обучение не является механической передачей знаний учителем ученикам. Это - их общий труд преподавателя и ученика, находящийся в единстве и взаимодействии. Ведущая роль в этом процессе отводится учителю, который излагает ученикам учебный материал, побуждает их к учебе, направляет и организовывает их познавательную деятельность, учит способам и приемам усвоения знаний, умений и привычек, проверяет, контролирует и оценивает их труд. Ученики усваивают (воспринимают, осмысливают, запоминают) знания, превращают обобщенный наукой опыт человечества в личное достояние, приобретают привычки и умения оперирования знаниями, использования их для решения учебных задач и практической деятельности.

Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности обучающих и обучающихся, при помощи которых достигаются цели обучения, происходит овладение знаниями, навыками, умениями, формирование необходимых качеств личности.

В процессе обучения используются в различном сочетании следующие основные методы обучения: устное изложение учебного материала; обсуждение изучаемого материала; показ (демонстрация); упражнение; практическая работа; самостоятельная работа и др.

Прием — это составная часть, отдельная сторона метода. Прием является элементом метода, действием, отдельным шагом в реализации метода. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов.

Средства обучения — специально разработанные материальные предметы, оборудование, устройства, предназначенные наряду со словом и речью для осуществления процесса обучения. Основные средства обучения: средства, данные человеку природой (речь, мимика, жесты, позы и т. д.); учебная литература; наглядные пособия; информационные материалы; аудиовизуальное оборудование; аппаратное и программное обеспечение компьютерной технологии обучения; дидактические материалы; лабораторное оборудование и др.

Формы организации обучения (организационные формы) — это внешняя сторона организации учебного процесса; внешнее выражение согласованной деятельности обучающего и обучающихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Формы организации обучения исходя из количества и состава обучаемых, мест учебы делятся на индивидуальные, индивидуально-

групповые и коллективные; классные (аудиторные) и внеклассные (внеаудиторные). В отечественной педагогике основной традиционно считается классно-урочная форма организации обучения.

В качестве основных видов учебных занятий в процессе обучения применяются урок, лекция, семинар, групповые занятия и упражнения, лабораторное занятие, практическое занятие, конференция, контрольная работа, консультация, самостоятельная работа (в том числе и под руководством обучающего) и др.

Конечным элементом процесса обучения является результат как достигнутая цель обучения. Основными показателями достижения результата выступают знания, умения, навыки и качества личности.

Знания — это результаты процесса познания действительности, отражающие ее в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, гипотез, теорий, концепций, принципов, законов, закономерностей и т. д.; это продукт познания человеком предметов и явлений действительности, законов природы и общества; отражение в сознании или в материализованной форме явлений и предметов реального мира в их причинно-следственных связях и отношениях; совокупность усвоенных сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях действительности. В качественном отношении знания, как результат обучения, должны быть глубокими, гибкими, прочными и действенными.

Глубина знаний означает, насколько прочно усвоены сущность, внутренние связи, закономерности явлений, событий.

Гибкость знаний отражает способность творчески использовать их в меняющихся условиях.

Прочность — сохранение и устойчивость знаний.

Действенность — воплощение знаний в практических действиях.

Навык — действие, сформированное путем повторения и доведенное до автоматизма, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Выделяют навыки:

· перцептивные (сенсорные, чувственные) — автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик знакомого, воспринимавшегося ранее предмета;

· умственные (мыслительные, интеллектуальные) — автоматизированные приемы, способы решения встречавшейся ранее задачи;

· двигательные (моторные) — автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.

Умение— это подготовленность к сознательным и точным действиям; освоенный человеком способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков;, приобретенная человеком способность целеустремленно и творчески использовать свои знания и навыки в процессе практической деятельности.

Умения могут быть как практическими, так и умственными.

В отличие от навыков, умения могут образовываться и без специальных упражнений в выполнении каких-либо действий, опираясь на знания и навыки, приобретенные ранее, при выполнении действий, сходных с данными. Вместе с тем умения совершенствуются по мере овладения навыками. Высокий уровень умения означает возможность пользоваться разными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действия. При высокоразвитом умении действие может выполняться в разных вариантах.

Профессионально важные качества — это качества, включенные в процесс деятельности, обеспечивающие эффективность ее выполнения и характеризующие человека как профессионала.

Диагностика обучения — это познавательно-преобразовательная деятельность по распознаванию (установлению, выявлению) особенностей участников процесса обучения и самого этого процесса, обстоятельств его протекания, точное и объективное определение результатов последнего в интересах достижения целей обучения. Диагностирование обученности включает в себя контроль, проверку, оценку, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденции, прогнозирование результатов.

Результативность процесса обучения проявляется в уровне усвоения учебного материала, степени обученности, достижения поставленных целей.

Эффективность процесса обучения определяет соотношение затрат (временных, материальных, финансовых и др.) и достигнутого результата процесса обучения.







Сейчас читают про: