double arrow

Характеристика воспитания как части педагогического процесса

Воспитание - социальное явление, присущее только людям.

Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Основное его назначение состоит в обеспечении жизненной преемственности поколений, что невозможно без усвоения и развития новыми поколениями общественно-трудового опыта. Педагогика исследует воспитание как педагогический процесс, как систему способов педагогического управления, как сложный комплекс воспитательных влияний.

Понятие «воспитание» понимают различно. В широком понимании - это процесс формирования личности, которое происходит под влиянием социальных условий (деятельности педагогического коллектива учебного заведения, которое базируется на педагогической теории, передовом педагогическом опыте). Поскольку действительность нередко бывает противоречивой и конфликтной, то личность может не только формироваться под влиянием окружения, но и деформироваться под давлением антисоциальных явлений или противостоять им.

Воспитание (в узком педагогическом значении) - целенаправленная воспитательная деятельность педагога для достижения конкретной цели в коллективе учеников. Это предусматривает формирование определенных качеств личности, процесс управления ее развитием, что происходит через взаимодействие воспитателя и воспитанника.

Воспитание является одним из основных понятий педагогик и важной составной частью педагогического процесса.

В целом воспитание представляет собой целенаправленную и планомерную деятельность педагогов, общества, государства по формированию и развитию личности человека в соответствии с социальными требованиями.

Воспитание часто трактуется еще в более конкретном значении — как решение определенной воспитательной задачи.

Процесс воспитания по своей сути близок к процессу социализации, становления личности, в ходе которого происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей, норм, установок, образцов поведения, опыта, культуры, присущих данному обществу (общности), и воспроизводство им социальных связей, ролей и опыта.

Вместе с тем, в отличие от социализации, которая является достаточно стихийным и относительно направляемым процессом, воспитание представляет собой социально контролируемую и направляемую социализацию, в основе которой лежит социальное действие, сознательно ориентированное на ответное поведение партнеров. Кроме того, в отличие от социализации как непрерывного процесса, воспитание является процессом дискретным (прерывным) и планомерным, осуществляемым в определенных

организациях.

Воспитание граждан осуществляется на основе:

· общечеловеческих ценностей, образцов отечественной и мировой культуры;

· многовековых морально-нравственных устоев, традиций, с учетом опыта, современного состояния, проблем и тенденций развития общества и всех сфер его жизни;

· Конституции, законов, нормативных правовых актов.

Воспитание является приоритетным направлением деятельности педагогов, всех работников образования.

Воспитание как сложное социальное и педагогическое явление и часть педагогического процесса имеет определенную структуру, основными элементами которой выступают: цель воспитания, субъекты и объекты воспитания, их взаимодействие, закономерности, содержание, принципы, формы, методы, средства и приемы воспитания, оценка и самооценка результатов воспитания.

Важнейшим системообразующим структурным элементом процесса воспитания является его цель. Цель воспитания служит исходным началом в этом процессе, выступает в качестве идеала, модели личности с соответствующими качествами. Приемлемым с теоретической и прикладной точки зрения является предложение считать целью воспитания гармоничное разностороннее развитие личности. Это идеал, к которому надо стремиться.

Цель определяет задачи, содержание воспитания, выбор форм, методов, средств и приемов, служит ориентиром для самовоспитания.

Содержание воспитания в значительной степени определяется государственной политикой и состоянием духовной сферы общества.

Педагогическое взаимодействие, общение воспитателя с воспитанником проходит через внутренний мир, сознание и чувства. Именно в этом взаимодействии происходит формирование и развитие личности, которое зависит от того, насколько педагогически грамотно осуществляется воспитательная деятельность, насколько она гармонично сочетается с интересами личности и коллектива, их потребностями, убеждениями, стремлениями.

В целом основной целью воспитания граждан можно рассматривать формирование высоконравственной разносторонне развитой личности, гражданина, патриота, профессионала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: