Дальнейшее развитие немецкой исторической школы

В эволюции немецкой исторической школы выделяется третий её этап, представители которого развивают свои теории в социально-институциональном направлении.

Известным представителем третьей волны немецкой исторической школы был Вернер Зомбарт (1863 – 1941). В эволюции взглядов В. Зомбарта отмечается длительный путь от марксизма к фашизму. Придерживаясь методологии исторической школы, он считал, что капитализм в перспективе превратится в «смешанное хозяйство», в котором будут функционировать несколько форм: капитализм, кооперативное хозяйство, общественное хозяйство, ремесленничество и крестьянское хозяйство. Общественное и кооперативное хозяйство он относил к социалистическим формам, которые, по его мнению, впитают в себя все ценные качества капитализма. В свою очередь, капитализм перестроится изнутри и станет разумнее и устойчивее.

Идея «смешанного хозяйства» выступает как идея «социального плюрализма» и представляет собой отрицание революционного пути развития общества.

По оценкам специалистов, в творчестве Макса Вебера (1864 – 1920) историческая школа достигла своей наивысшей точки. Он переосмыслил всё, что наработали немецкие ученые XVII – XIX вв. в области развития общества. Социально-экономические исследования Вебера основывались на философии И. Канта (1724 – 1804), в которой объединились материалистические идеи естественного развития (вселенной), признание причинно-следственных связей явлений и невозможности достоверного теоретического знания о них. В своих исследованиях Вебер уделял большое внимание методологическим вопросам экономической и исторической теории. В то же время он преувеличивал роль идеологических факторов в экономическом развитии. Исторические формы хозяйственных систем он объяснял влиянием христианской этики.

Представителем социального направления в немецкой политической экономии считается Рудольф Штаммлер (1856 – 1938). В противоположность марксизму, он считал решающим фактором социальной жизни не экономику, а явления непроизводственного порядка, и, прежде всего, – право, этику, обычаи. Штаммлер утверждал, что экономика регулируется «свободной волей человека», его «этическими идеалами». Они конкретизируются в правовых нормах общества. Такая постановка вопроса была обусловлена усилением экономических функций государства. Логический и исторический метод мышления приводил учёного к выводу о формировании «корпоративного государства» как «социального целого». Анализируя экономические категории, Штаммлер отрывал их от объективного материального бытия, рассматривал как порождения ума, идеи.

В этом же направлении развивал свои идеи Рудольф Штольцман (1852 – 1930). Он считал, что труд представляет собой натуральную категорию, которая регулируется моральными факторами. Опровергая идею эксплуатации труда наёмных работников, Штольцман утверждал, что и капиталисты, и рабочие выполняют свои социальные функции, которые определяются высшими социально-этическими принципами. А доля любого в общественном продукте обусловлена важностью выполняемых функций.

В конце ХІХ – начале ХХ в. Германия пережила промышленный переворот и превратилась в сильное государство. Влиятельнее стали её экономические теории и концепции развития национальной экономики. А предложенный представителями немецкой школы исторический метод был новым и прогрессивным словом в экономической теории. В наше время исторический метод познания является одним из неотъемлемых элементов научного исследования в любой отрасли знаний, чем и определяется место исторической школы в политической экономии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: