Развития человечества

Г.

Проблема критериев прогресса в живой природе вызывает споры среди ученых, и здесь единого мнения нет.

Регресс – (обратное движение) – тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему.

Содержание регресса составляют процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способностей к выполнению тех или иных необходимых функций

Регресс включает так же моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам.

По своей направленности регресс противоположен прогрессу.

Ответьте на вопросы:

1.Назовите основные проблемы общественного развития, находящиеся в центре внимания социальной философии?

2.Как объясняют развитие общества натуралистические концепции?

3.В чем сущность идеи о решающем значении духовности в развитии общества?

4.Как объясняют социальное развитие технократические и марксистская теории?

5.Какой фактор является решающим в развитии общества?

6.Как философия понимает развитие истории?

7. Какие две позиции на развитие истории имеются в социальной философии?

8.Что такое прогресс и как объясняли его античные и христианские философы?

9.Как объясняли прогресс философы 17-19 веков?

10.Как объясняют прогресс сторонники диалектико-материалистического подхода в философии?

11.Пояснит, что означает регресс?

Литература: 1.Спиркин А.Г. «Философия» Москва 2000 г.

2.Сілаєва Т.О. «Філософія» Тернопіль 2000 р.

Автор: преподаватель КПТ Д.И.Островский.


Ответы на вопросы

1.Социальная философия не может оставить без внимания проблемы общественного развития – источники саморазвития общества, противоречивый характер общественного прогресса, его критерии, историческую типологию общества и т.п.

В социальной философии и социологии по-разному решается вопрос об основных факторах развития общества. Как правило, поиск идет в направлении определения единой детерминанты, или «двигателя» истории, будь то техника, или экономика, или сознание.

2. В натуралистических концепциях развитие общества объясняется биологическими законами, естественными факторами, в частности, географическими факторами, изменениями народонаселения и т.п.

3. Идея о решающем значении человеческой духовности является одной из самых распространенных в социальной философии.

Особое внимание здесь уделяется количественным социально культурным и духовным факторам – роли познания и науки в истории, роли творческой деятельности личности, ее волевым проявлениям.

Историческое развитие связывается с ростом осознания человеческой свободы, совершенствованием моральных норм, распространением культурных ценностей и т.п.

4. В современных западных технократических концепциях социальное развитие объясняется прогрессом техники и технологий.

В марксистской социальной теории определяющая роль в исторической эволюции общества отводится экономическому фактору, материальному производству, уровню развития производительных сил и производственных отношений, производительности труда.

5 экономической фактор

6 Проблема направленности и смысла истории – это философская проблема, которая имеет корни в непосредственной жизни людей и потому имеет особое значение.

Философия понимает историю не как совокупность исторических событий и фактов, а как реальность, которая создается человеком и имеет для него значимость и ценность.

Человек не может жить и творить без видения перспективы своей настоящей жизни.

А это предусматривает определенное отношение к истории, определение своего места в ней.

История приобретает определенный смысл, когда люди ставят вопросы: кто мы сами в истории?

Осознание истории всегда зависит от отношения людей к современности. В зависимости от условий жизни люди по разному ощущают себя в своем времени, воспринимают его то как прогресс относительно прошло, то как регресс, то как кризис, упадок, остановку истории

Постепенно в социальной (философской) мысли сформировались две позиции относительно характера исторического развития.

С одной стороны признание цикличности, кругообразного развития общества, а с другой стороны представление о прогрессивном развитии человечества

7 Социальная философия 17-18 веков была овеяна оптимизмом, уверенностью в том, что царство разума находится не в прошлом, а в будущем. Ф.Бекон и Р.Декарт учили, что не нужно оглядываться на древних, что научное познание идет вперед.

Просветительские теории 18-19 веков прогресс обществ выводили из прогресса человеческого разума. Теории просветителей имели телеологический характер.

Романтическая историография начала 19 века в противовес рационализму просветителей выдвинула идею медленной органической революции, не допускающей вмешательства извне и тезис об индивидуальности и несравнимости эпох.

8 Прогресс – (движение вперед) – это тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и другим параметрам развивающегося объекта.

Для большинства античных философов история – простая последовательность событий, за которыми стоит нечто неизменное. В целом же она изображается либо как регрессивный процесс, идущий по нисходящей линии от золотого века (Гесиод), либо как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии (Платон, Аристотель, Полибий).

Христианская философия рассматривает историю как процесс идущий в определенном направлении, как движение к некоей предустановленной провидением (богом) цели.

9 Социальная философия 17-18 веков была овеяна оптимизмом, уверенностью в том, что царство разума находится не в прошлом, а в будущем. Ф.Бекон и Р.Декарт учили, что не нужно оглядываться на древних, что научное познание идет вперед.

Просветительские теории 18-19 веков прогресс обществ выводили из прогресса человеческого разума. Теории просветителей имели телеологический характер.

Романтическая историография начала 19 века в противовес рационализму просветителей выдвинула идею медленной органической революции, не допускающей вмешательства извне и тезис об индивидуальности и несравнимости эпох.

10 Диалектико-материалистический подход к прогрессу состоит в том, что это понятие не следует рассматривать абстрактно, необходимо учитывать объективные критерии. Уровень развития производительных сил, производительность труда, производство материальных благ, уровень жизни и культуры людей.

11 Регресс – (обратное движение) – тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: