Состав налоговой системы РФ

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с орг-ции и физ/л, уплата которого, явл-ся одним из условий совершения юр-ски значимых действий, со стороны гос-ва, в отношении плательщиков сборов (ст. 8 НК).

Основы налоговой системы РФ.

Налоги и налогооблоложение.

Основы существующей в настоящее время российской нал. системы были заложены в конце 1991 г. принятием Закона РФ «Об основах нал системы в РФ» от 27.12.1991 г. № 2118-1 и соответ-х законов по конкретным видам налогов, которые вступили в действие с 01,01,1992 г. С принятием этих законов в России впервые за многие десятилетия была создана нал система. Необходимость сведения действующих налогов в единую систему была вызвана тем, что проводившиеся эконом-кие преобразования потребовали выработки принципиально иной современной фин-вой политики, которая должна была стать одним из важнейших действенных инструментов регулир-я развив-хся рыночных отношений. Нал система — это совокупность нал и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК.

Необходимость нал системы вытекает из функц-ных задач гос-ва. Структура и орг-ция нал системы страны характ-т уровень ее гос-го и эконом-го развития. Принципы построения нал. системы в РФ определены Конституцией и НК. В России действует трехуровневая нал система, состоящая из федер-х, регион-х и местных налогов, что соответствует мировому опыту федеративных гос-в. На сегодняшний день основным законод-ным актом о нал является НК РФ, состоящий из 2х частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения нал системы, так и взаимоотн-я гос-ва и налогоплат-ков по конкретным видам нал. 1я часть НК вступила в действие 1,01,1999 г, 2я — двумя годами позже.

1 часть раскрывает теоретические основы нал системы РФ.

2 часть - дана характеристика действующих нал и сборов РФ.

Налог – обязательный индив-ный безвозмездный платеж, взимаемый с орг-ции и физ/л, в форме отчуждения принадл-щих им ден-х средств, в целях финан-го обеспечения деят-ти гос-ва (ст. 8 НК). С позиции гос-ва налоги предст-т собой денежные доходы казны. С позиции налогопл-ка — это изъятие части его собств-го дохода. Если гос-во заинтересованно в росте нал-х доходов, то налогопл-щик желает снижения нал-го бремени.

Нал.система – совокупность нал и сборов действ-х на терр-рии страны, а т.ж методы и принципы построения налогов и сборов.

Участники налоговых отношений: (ст. 9 НК)

1. Орг-ции и физ/л, признаваемые налогоплат-ми или плательщиками сборов.

2. Орг-ции и физ/л, признаваемые нал агентами (ст. 24 НК)

Нал агенты – лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению нал в бюджетную систему РФ, в основном это работ-ли. В основном нал агент – это агент по НДФЛ.

3.Нал-вые органы.– главный нал орган, это фед-ная нал служба ФНС. ФНС – с 1.10.04 входит в состав мин-тва финансов РФ.

4Таможенные органы. – осущест-т контроль, за соблюдением нал законод-ва, при пересечении товарами границы РФ. Таможня контролирует косвенные нал включая в состав товары пересекающих границу РФ.

Косвенные нал – нал, которые взимаются в виде надбавки в цене товара, работ, услуг. В РФ к косвенным нал относят НДС и акцизы.

Прямые нал – взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогопл-щика. Это все нал и сборы кроме НДС и акцизы.

Среди федер-х нал основными по величине явлся НДС, нал на прибыль пред-птий, подоходный нал с физ/л, акцизные сборы, тамож-е пошлины. Ощутимый вклад в гос-ный бюджет стали вносить нал на операции с ценными бумагами и нал с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

Повышается роль федер-х нал в виде платежей за пользование природными ресурсами и отчислений на воспроизвво минерально-сырьевой базы. Очевидно, что ресурсные платежи стать одним из перспективных источников увеличения нал-х поступлений.

1 гр. Фед-ные нал и сборы(ст. 13 НК) Фед-ные налоги и сборы устанав-т только НК и явл-ся обязат-ные к уплате на всей терр-рии РФ. Вносить изменения и дополнения по Федер-ным нал-м и сборам имеют право только фед-ные органы власти, но зачисляться фед-ные нал- и сборы могут в любой бюджет, бюджетной системы РФ.

Нал на добавленную стоимость (НДС ) (гл. 21 НК) На 100 % зачисляется в Федер-ный бюджет.

1. Акцизы(гл. 22 НК), зачисляются в федер-ные и регион-ные бюджеты:

1.Акцизы на табачную продукцию в федер-ный бюджет; 2.Алкогольную продукцию в региональный бюджет; 3.На спиртосодержащую продукцию 50/50.

2.Налог на доходы физ/л НДФЛ (гл. 23 НК) С 1.01.2012 г.

80% - в пользу регион-го бюджета. 20% - в пользу местных бюджетов (ранее было 70/30)

3.Нал на прибыль орг-ции (гл. 25 НК)

Зачисляется в федер-ные и регион-ные бюджеты. Ставка:

20% - 2 % в федер-ный бюджет; 18% - в регион-ный бюджет.

4.Нал на добычу полезных ископаемых НДПИ (гл. 26 НК)

Зачисляется в федер-ный и регион-ный бюджет.

1.Нал на добычу нефти – фед-ный бюджет. 2Нал на добычу алмазов – регион-ный бюджет. 3.Нал на добычу мин.воды - 40%/60%

5.Водный нал (гл. 25.2НК) Зачисления в пользу федер-го бюджета.

6.Сборы за использование объектов животного мира и за использование объектами водных биологических ресурсов (гл.25.1 НК), делятся в федер-ном и регион-ном бюджете.

7.Гос. пошлина (гос-ный сбор) – (гл.25.3НК) Зачисляется в любой бюджет (федер-ный, регион-ный, местный)

2 гр. Регион-ные налоги(ст. 14 НК) Устанавл-ся НК и законами субъектов РФ. При этом регион-ные нал обязательны к уплате на терр-рии субъектов РФ. Регион-ные власти имеют право вводить или не вводить регион-ные нал на терр-рии субъекта РФ, а т.ж имеют право коррект-ть нал-вые ставки, нал-вые льготы, порядок и сроки уплаты в соответствии с действующим нал-м РФ.

Зачисляются в регион-ные бюджеты.

1.Нал на имущество орг-ции (гл. 30 НК) 2.Нал на игорный бизнес (гл. 29 НК) 3.Транспортный нал (гл. 28 НК)

3 гр. Местные налоги(ст. 15 НК). Местные нал устанавливают НК, ф/законом и нормативными актами орг-ции, местного самоупр-ния. Местные нал обязат-ны к уплате на терр-рии муниц-го образования. Зачисляются в местные бюджеты. Органы местного самоупр-я по местным нал-м, имеют право коррек-ть нал-е ставки, льготы, сроки оплаты в соответствии с действ-щим нал-вым законод-вом.

1.Земельный налог (гл. 30 НК) 2.Налог на имущество ф/лиц. (закон РФ 203-1 от 09.12.91 г.

«О налогах, имущество ф/лиц» (недвижимое имущество).

Фед-ный, регион-ный, местные нал и сборы являются нал-и и сборами общего режима налогооб-я.

4 гр. Налоги специальных налоговых режимов. (ст. 18 НК) Сельскохоз-ный налог единый. (гл. 26.1 НК) Единый сельскохоз-ный нал предназначен для сельхоз. товаро произв-лей и заменяет уплату 3-х нал-в общего режима. Данный режим эконом-ки не выгоден сельхоз товара призвод., однако выгоден с точки зрения упрощения нал-го учета и отчета.

  • Единый налог взимаемый в связи с применением упрощенного налогообложения (гл. 26.2 НК)

Нал предназначен для малого бизнеса. Упрощенная система имеет эконом-кую выгоду и выгоду в нал-м учете и отчетности.

  • Единый налог, на вмененный налог для отдельных видов деят-ти ЕНВД (гл. 26.3 НК)

Предназначен для малого бизнеса, имеет и эконом-кую выгоду и выгоду в нал-м учете и отчете.

Единый сельскохоз. налог зачисляется на: 30 % регион-ный бюджет 70% местный бюджет.

ЕНВД - зачисляется в местные бюджеты.

Налог по упрощенной системе. В регион-ные бюджеты.

3. Права и обязанности налогоплательщика ст 21НК

Налогопл-ми и плательщ-ми сборов признаются орг-ции и физ/л, на которых в соотв-вии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соотв-но налоги и (или) сборы.

В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразд-я рос-ких орг-ций исполняют обязан-ти этих орг-ций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. (часть 2я в ред. Фед-го закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Статья 21НК. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)

1. Налогопл-ки имеют право: 1) получать по месту своего учета от нал-х органов бесплатную инф-цию (в т.ч в письм-й форме) о действ-х нал и сборах, закон-ве о нал-х и сборах и принятых в соотв-вии с ним нормат-х правовых актах, порядке исчисления и уплаты нал-в и сборов, правах и обязан-тях налогоплат-ков, полномочиях нал-х органов и их должн-х лиц, а т.ж получать формы нал-х деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;(в ред. ФЗ от 29.06. 04 N 58-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

2) получать от Мин-тва фин-в РФ письм-е разъяснения по вопросам применения законод-тва РФ о нал-х и сборах, от фин-вых орг-в субъектов РФ и муниц-ных образ-ний - по вопросам применения соответ-но законод-ва субъектов РФ о нал-х и сборах и нормат-х правовых актов муниц-ных образ-ий о местных нал-х и сборах;(в ред. ФЗ от 29.06. 04 N58-ФЗ, от 27.07. 06 N137-ФЗ)

3) испол-ть нал-е льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законод-вом о нал-х и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиц-й нал-й кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

(в ред. ФЗ от 27.07.2006 N 137-ФЗ) (ст. 61, ст. 62¸ ст. 64, ст. 66 НК)

Отсрочка или рассрочка, изменение срока уплаты нал при наличии основании на срок не превышающим 1г с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолжности. Основания для получения отсрочки, рассрочки (ст.64 НК).

Для того чтобы получить:

1.Причинение ущерба, в рез-те стихийного бедствия, технол-кая катастрофа или иных обстояте-вах не преодолимой силы. 2.Задержка бюджетного финан-ния. 3.Угроза банкротства в случае единой уплаты налога. 4.Имущественное положение фи/лиц искл. возможность единой уплаты налога. 5Произв-во или реал-ция товаров, работ, услуг носит сезонный характер.

Отсрочка или рассрочка, может быть представлена и физ/л и юр/л. Предоставляется по всем видам нал и сборов. Инвестиционный налог кредит – только юр/л, на срок от 1 г до 5 л.

Предоставляется по след-м видам нал-в:

1Нал на прибыль орг-ции. 2Нал на имущество орг-ции. 3Транспортный налог. 4Земельный налог.

Основание для получения инвестиц-го нал-го кредита (ст. 66 + ст.67 НК). 1Проведение орг-цией научно-исследов-кого и опытно констр. работ.2Осуществление орг-цией внедренческой иннов-ной деят-сти.3Выполнение орг-ции важных заказов по соц-му развитию региона или предост-ние орг-ей особо важных услуг населению. 4Выпол-ние орг-цией гос-го оборонного заказа.

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных нал-в, пени, штрафов;

(в ред. ФЗ от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

5.1) на осуществление совместной с нал-ми орг-ми сверки расчетов по нал-м, сборам, пеням и штрафам, а т.ж на получение акта совместной сверки расчетов по нал-м, сборам, пеням и штрафам;(пп. 5.1 введен ФЗ от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законод-вом о нал-х и сборах, лично либо через своего представителя;(в ред. ФЗ от 27.07. 06 N 137-ФЗ) Предст-ли бывают:Законные,Уполномоченные (ст. 27, ст. 29 НК)

Законный представитель действует на основании ГК, ФЗ или учред-ных документов.

Уполномоченный представитель действует на основании нотариальной заверенной доверенности

7) предст-ть нал-м органам и их должн-ным лицам пояснения по исчислению и уплате нал-в, а т.ж по актам проведенных нал-х проверок;

8) присутствовать при проведении выездной нал-вой проверки;

9) получать копии акта нал-вой проверки и решений нал-ых органов, а т.ж нал-вые уведомления и требования об уплате налогов;

(в ред. ФЗ от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

10) требовать от должн-ных лиц нал-вых органов и иных уполном-ных органов соблюдения законод-тва о нал-х и сборах при совершении ими действий в отношении налогопл-ков;(в ред. ФЗ от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

11) не выполнять неправомерные акты и требования нал-х органов, иных уполном-х органов и их должн-х лиц, не соответ-щие настоящему Кодексу или иным фед-ным законам;(в ред. ФЗ от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

12) обжаловать в установленном порядке акты нал-х органов, иных уполном-ных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;(пп. 13 в ред. ФЗ от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налх органов или незаконными дейст-ми (бездейст-м) их долж-ных лиц;(пп. 14 в ред. ФЗ от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

15) на участие в процессе рассмотрения матер-в нал-й проверки или иных актов нал-х органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.(пп. 15 введен ФЗ от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

2. Налогопл-ки имеют т.ж иные права, установленные настоящим Кодексом и др актами закон-ва о нал-х и сборах.

3. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

4.Право на соблюдение и сохранение налоговой тайны. (ст. 102 НК)

Налоговая тайна – любые сведения о налогопл-ке, полученные нал-м органом за искл. Сл-щих сведений:

1Общедоступная инф-ция; 2Инф-ция об идентификационном номере плательщика ИНН; 3Инф-ция о нарушениях нал-го законод-ва и мерах ответств-ти за эти нарушения; 4Инф-ция избирательным комиссиям, о размере и источников дохода, а т.ж об имуществе кандидатов, их супругов на выборные должности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow