double arrow

Социологическая система Вильфредо Паретто

2

3.Социальная статистика и роль Адольфа Кетле в её становлении.

Основная литература по теме:

1. Абудлова Е.А. Социология для студентов. Р н/Д.: 2007.

2. Волков Ю.Г. Социология. М.: Гардарики, 2007.

3. Зборовский Г.Е. Социология управления. М.: Гардарики, 2007.

4.Передерий С.В. Политология для студентов вузов. Р н/Д.: Феникс, 2007.

5. Радугин А.А. Социология. М.: Центр, 2000.

6. Социология. Учебное пособие. Пятигорск, 2000.


ВОПРОС 1:

«ОСНОВОПОЛОЖНИКИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ»

Огюст Конт (1798 – 1857) французский социолог:

- ввёл в научный оборот термин «социология» и считается её основателем;

- его главная работа «Курс позитивной философии» (1842), в которой устанавливает единый закон движения истории и человеческого познания через три стадии, которые должен пройти человеческий дух:

1.·Теологическая (фиктивная) – человеческий ум объясняет мир и совершающиеся вокруг него процессы прямым и постоянным действием сверхъестественных сил. Этот период разделяется на три этапа: фетишизм с высшей формой – поклонение небесным светилам; политеизм – расцвет воображения, ведущий к многобожию; монотеизм – признание единого духовного принципа ведущего к единству многообразных форм духовной жизни, с приглушением воображения;




2.·Метафизическая (абстрактная) – антропоморфные божества заменяются отвлечёнными силами, различного рода абстракциями, воплощёнными в разных сущностях мира;

3.·Научная (позитивная):

▪ «человеческий Ум, признав невозможность достигнуть абсолютных знаний, отказывается от решения вопроса о происхождении и назначении Вселенной, равно как и от познания внутренних причин явлений», чтобы заниматься лишь «открытием путём соединения рассуждений и наблюдений действительных законов этих явлений»;

науки не являются самоцелью, они служат прогрессу человечества;

▪ социология как позитивная наука в будущем должна обеспечить познание, которое облегчит политические действия, способствующие развитию государства в направлении «позитивного состояния»;

позитивность относится, с одной стороны, к познанию, а с другой – к социальному устройству;

позитивное состояние является не только средством, но и целью духовно-морального развития, достижения согласия общественных отношений с помощью «естественных законов»;

специфическим методом социологии является исторический метод, заключающийся в сравнении предшествующего и последующего состояний и выведении на этой основе законов развития;

▪ социология должна опираться на все позитивные науки, среди которых главной основополагающей является математика, затем, астрономия, физика, химия и биология, кроме психологии, которую он отвергает;



- социология может преодолеть социальные катаклизмы, объединив оба полюса – порядок и прогресс. Прогресс без порядка – это анархия, порядок без прогресса превращается в реакцию. В позитивной политике порядок и прогресс – две неразрывные стороны одного и того же принципа, два вида общественных закономерностей, которые фиксируют две части социологии:

1)·социальная статика – имеет дело с общественным порядком (гармонией элементов) и акцентирует внимание на структуре общества, исследует условия его существования и законы социальной гармонии. Семейные отношения и разделение труда – основные отношения общественного порядка. Основная идея социальной статики – консенсус.

2)·социальная динамика уровень развития общества определяется не материальными изменениями, а духовно-нравственными отношениями между людьми. Основной закон социальной динамики «закон прогресса» заключается в том, что каждый подъём духа в силу всеобщего консенсуса вызывает соответствующий отклик во всех без исключения общественных областях – искусстве, политике, промышленности. Дух везде играет руководящую роль, образуя силовой центр социальной эволюции. Социальная динамика основывается на определённой последовательности трёх этапов (стадий) развития, согласно законам развития общества:

▪ теологическая стадия – военного господство;

▪ метафизическая стадия – феодальное господство;

▪ позитивная стадия – промышленная цивилизация.



Герберт Спенсер (1820 – 1903) английский философ и социолог:

- разделял мнение О.Конта о социальной статике и социальной динамике;

- развивает два важнейших методологических принципа своей социологической системы: эволюционизм и органицизм;

Принцип органицизма:

- придерживался мнения, что общество имеет ряд важных сходств с биологическим организмом, и описывал его как систему, как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей;

- точно так же, как человеческое тело состоит из органов, общество состоит из различных социальных институтов – семьи, религии, системы образования, государства и экономики;

Принцип эволюционизма:

- большое внимание уделял социальной динамике;

- выдвинул эволюционную теорию исторического развития, согласно которой в мире происходит прогрессивное развитие;

- применил концепцию выживания сильнейших к социальному миру – этот подход был определён как социальный дарвинизм;

- пытался доказать, что правительство не должно вмешиваться в естественные процессы, протекающие в обществе. Только в таких условия люди «приспособленные» будут выживать, а «неприспособленные» – вымирать;

- придерживался доктрины, согласно которой вульгарный индивидуализм, неограниченная конкуренция и невмешательство государства способны привести к достижению самых положительных результатов;

Концепция социального дарвинизма Спенсера получила широкое распространение в Англии и США как теоретическая база, оправдывающая существование «дикого» капитализма.

«Рост крупного бизнеса есть просто выживание наиболее приспособленных… Эту тенденцию в бизнесе нельзя назвать порочной. Это просто результат действия закона природы».



2




Сейчас читают про: