Культура и миф.
Культурные универсалии.
Социокультурные суперсистемы.
Типы взаимодействия культур.
Основные элементы культуры.
Культура как объект социального познания.
Положения ГОСТ:
Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.
Основные понятия:
Культура, структура культуры, виды, формы и функции культуры. Знаки и символы, ценности, правила, обычаи, традиции, манеры, обряды. Идеальные типы взаимодействия культур, антисистема. Основные социокультурные традиции, социокультурные системы по П.А.Сорокину.
Темы рефератов:
Основная литература по теме:
1. Абудлова Е.А. Социология для студентов. Р н/Д.: 2007.
2. Волков Ю.Г. Социология. М.: Гардарики, 2007.
3. Зборовский Г.Е. Социология управления. М.: Гардарики, 2007.
4. Зборовский Г.Е. История социологии. М.: Гардарики, 2007..
5. Радугин А.А. Социология. М.: Центр, 2000.
|
|
6. Социология. Учебное пособие. Пятигорск, 2000.
ВОПРОС 1:
«КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ»
Основные понятия:
Культура, виды, формы и функции культуры.
Сегодня исследователям известны свыше четырехсот определений понятия культура.
Культура – это:
– исторически развивающееся, сложное и многогранное общественное явление, способ освоения действительности, создания ценностей, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности, которая обуславливает выживание той или иной исторической общности в конкретных условиях и обуславливает её уникальность и самоценность;
– это поведение, присущее специфически человеку разумному, рассматриваемое в неразрывной связи с материальными объектами, используемыми как орудийная часть этого поведения.
Особый интерес представляет определение культуры «как комплекса приёмов выживаемости», который складывался веками и тысячелетиями. Исследователи Д.Калюжный и Е.Ермилова утверждают, что различные национальные культуры сформировались в результате эволюции, в результате стремления выжить в конкретных условиях, как природных, общественных, так и политических. «Каждый народ на земле своей заботился о себе, о природе, о ближнем и дальнем, помня о прошлом и думая о будущем; это и есть культура».
Культура включает в себя все стороны жизни человека и общества и выражается:
- в общественной жизни – специфическими способами взаимодействия людей;
- в экономике – особым хозяйственным укладом;
- в политике – формой государственности и политического режима;
|
|
- в праве – особыми формами правового регулирования.
Виды культуры:
– материальная – продукты ремёсел и производства, орудия труда, инструменты, сооружения, здания, техника и др.
– нематериальная – представления, ценности, знания, идеология, язык, процесс духовного производства и др.
Формы культуры:
1.Элитарная – создаётся либо привилегированной частью общества, либо по её заказу профессиональными творцами;
2.Народная – создаётся анонимными творцами, включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни и танцы;
3.Массовая (общедоступная) – не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. У неё самая широкая аудитория, и она является авторской;
4.Субкультура – это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу.
Функции культуры:
– регулирующая, гармонизирующая, стимулирущая, преемственности, познавательная, аксиологическая, запрещающая, преобразующая, гедонистическая (наслаждение).
ВОПРОС 2:
«ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ»
Основные понятия:
Структура культуры, знаки и символы, ценности, правила, обычаи, традиции, манеры, обряды.
Структура культуры:
С точки зрения системного подхода культура представляет собой так называемую большую систему – плохо организованную систему с плохой структурой. Культуре не свойственна чёткая внутренняя организация, пригнанность элементов, она обладает диффузорностью, ибо границы культурных явлений проходят по широким, неопределённым территориям. Тем не менее, культура – это система, элементы которой характеризуются достаточно определёнными внутренними и внешними связями. Так культура рассматривается как двойственное в структурном отношении образование, состоящие из двух основных сфер: хорошо структурированного ядра и плохо структурированной периферии.
Ядро – система в миниатюре, образующая квинтесенцию всех имеющих существенное значение системных связей и отношений.
Периферия – самые широкие неопределённые территории, которые испытывают на себе лишь частичное организующее и упорядочивающее воздействие со стороны ядра.
Т.о., культура как система, в целом характеризуется метафорой недостроенности. В социологии в качестве культурного ядра рассматриваются различные элементы.
Знаки и символы:
- представлены главным образом в языке;
- язык – это объективная форма аккумуляции, сохранения и передачи человеческого опыта;
- выступая средством человеческого общения, язык обеспечивает социальное поведение человека;
Ценности:
- общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться;
- составляют основу нравственных принципов;
- разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.
Правила:
- особые стандарты поведения;
- регулируют взаимодействие между людьми и указывают на дозволенное и недозволенное поведение в определённых ситуациях;
Обычаи:
- традиционно установившийся порядок поведения;
- воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности отношений людей, которая воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычной для его членов;
- состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписания;
- неписанные правила поведения;
Традиции:
- элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определённом сообществе, социальной группе в течение длительного времени;
- функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности;
|
|
- пренебрежительное отношение к традициям приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества;
Манеры:
- внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих;
- основаны на привычках;
Обряд:
- совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определённые коллективные чувства;
- в них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции;
- в обряде происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового действия.
ВОПРОС 3
«ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР»
Основные понятия:
Идеальные типы взаимодействия культур, антисистема.
На основании имеющихся в современной антропологии и социологии культуры концептуальных разработок в области межкультурных коммуникаций можно выделить следующие «идеальные типы» взаимодействия культур:
1. Взаимоизоляция. Каждая из взаимодействующих культур занимает в отношении другой позицию "гетто" с четко очерченными ценностными границами.
2. Активный обмен (диалог). Предполагает широкий спектр вопросов, в основном второстепенного характера, по которым в границах каждой культуры активно изучается мнение культуры контрагента, ищутся и вырабатываются собственные параллели и аналоги. Обмен идет на уровне периферийных интерпретаций, не затрагивая ядерных структур культур – контрагентов, которые сохраняют свою самобытность.
3. Интеграция (синтез). Предполагает три основных варианта: конвергенция – диалог культурных систем на уровне ядерных структур и постепенное слияние в нечто новое целое; инкорпорация – включение одой системы в другую в качестве "субкультуры"; ассимиляция – поглощение одной системой другой в качестве в качестве суммы ее дессоциированных фрагментов после распада ее ядерной структуры.
4. Перманентный конфликт. Означает "войну лигитимаций" за перирфирийное пространство. Интерпретации одной культуры стремятся полностью вытеснить интерпритации другой как не совместимые с истиной, подлинными ценностями.
|
|
5. Взаимодополнение. Ценностная система каждой из взаимодействующих культур занимает свою нишу и интерпритирует строго определенные аспекты социальной реальности. Их ядерные структуры, сохраняя самобытность и автономию, подвергаются известной социализации, образуя своего рода "симбиоз".
6. Параллелизм в развитии. Предполагает изначальное отсутствие каких либо точек пересечения "жизненных миров "различных культур", в силу чего их ценностные системы развиваются каждая сама по себе.
Все виды взаимодействия различных культурных систем, кроме конфликта, возможны лишь в том случае если их структурообразующие ценности имеют одинаковую, либо близкородственную направленность. Если же они диаметрально противоположны, то необходимо говорить о крайнем культурном антагонизме, который не может предполагать никаких отношений кроме конфликтных. Культурные системы становятся взаимоисключающими и отношения между ними можно определять как отношения «анти».
Антисистема:
– системная целостность людей с негативным мироощущением, которое представляет собой специфическое отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем, то есть к уменьшению плотности системных культурных связей. В пределе их плотность сводится к нулю, что означает уничтожение системы, будь то государство, ландшафт или этнос.
Для антисистемы независимо от конкретной идеологии ее членов существует одна объединяющая установка: отрицание реального мира как сложной и многообразной системы во имя тех или иных абстрактных целей.
Среди членов антисистем преобладают люди с футуристическим ощущением времени, то есть таким мироощущением, при котором будущее считается единственно реальным, прошлое - ушедшим в небытие, а настоящее расценивается как преддверие будущего. Таким образом, реализация целей антисистемы, какими бы они ни были, всегда отнесена к будущему.
Идеология антисистемы всегда противопоставляет себя любой этнической культурной традиции, под которой понимается иерархия стереотипов и правил поведения, культурных канонов, политических и хозяйственных форм, а не только мировоззренческих установок, характерных для каждого конкретного этноса и передаваемых из поколения в поколение. Накопленной культурно - этнической традицией определяется своеобразие каждого этноса и его место в ряду других народов. Следовательно, антисистема всегда стремится к моральному уничтожению этноса, из числа представителей которого она инкорпорирует своих новых членов.
ВОПРОС 4:
«СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ СУПЕРСИСТЕМЫ»
Основные понятия:
Основные социокультурные традиции, социокультурные системы по П.А.Сорокину.
В современном мире чётко просматриваются идущие из истории две основные социокультрные традиции выявляющие свои различия при решении коренных вопросов бытия: Запад и Восток.
1.В отношении личности. Запад основывает видение мира на человеке, будто он есть его начало и творец. Восток основывается на идее ложности индивидуальных форм духовной жизни, культивирует идею отказа от личного «Я» в пользу безличного абсолюта.
2.В отношении к миру, к реальности. Запад склонен подчёркивать активную позицию человека по от ношению к условиям своего существования, к внешнему миру, в том числе и социальному. Восток скорее предпочитает доктрину «недеяния» во внешнем мире, уход в себя, в поиск подлинного смысла бытия человека.
3.В отношении возможностей разума. Запад останавливается на рациональности, открытой силе логической мысли и эмпирической данности, прагматизме. Восток тяготеет к интуитивному познанию.
Социокультурные системы по П.А.Сорокину (в качестве основных идеологических предпосылок выступают представления о природе конечной ценности (истинной реальности):
Умозрительная (идеациональная) культура:
1) реальность по своей природе духовна, нематериальна, скрыта за чувственными проявлениями (например, Бог, нирвана, Дао, Брахма);
2) потребности и цели людей в основном духовны (спасение души, служение Богу, исполнение священного долга, моральные обязанности);
3) для удовлетворения этих целей предпринимаются усилия по освобождению личности от чувственных соблазнов, повседневных земных забот.
Таким образом, истина постигается лишь посредством внутреннего опыта (откровения, медитации, экстаза, божественного вдохновения), и поэтому она абсолютна и вечна; идея добра коренится в нематериальном, внутреннем, духовном, в сверхчувственных ценностях (в и поэтому она абсолютна и вечна; идея добра коренится в нематериальном, внутреннем, духовном, в сверхчувственных ценностях (вечная жизнь, Град Господень, слияние с Брахмой).
Чувственная культура:
1) реальность по своей природе материальна, доступна чувствам, она перемещается и постоянно изменяется;
2) потребности и цели людей чисто плотские, или чувственные (голод и жажда, секс, убежище, комфорт);
3) для удовлетворения этих целей необходимо использовать внешнее окружение.
Таким образом, истина может быть найдена лишь в чувственном опыте, и потому она имеет временный и относительный характер. Добро коренится в чувственных, эмпирических, материальных ценностях (удовольствие, наслаждение, счастье, полезность), и потому моральные принципы гибки, относительны и зависят от обстоятельств.
Промежуточная, «идеалистическая культура»:
Представляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов. Она признаёт, что реальность и материальна, и сверхъестественна, потребности и цели людей и телесны, и духовны; удовлетворение целей требует как улучшения самого себя, так и трансформации окружения. Признавая идеальный мир высшим, она не объявляет чувственный мир простой иллюзией или негативной ценностью; напротив, поскольку чувства находятся в гармонии с идеальным, они обладают позитивной ценностью.
Философия истории должна исходить из тезиса о том, что в пределах, заданных относительно константными физическими условиями (климат, географическое положение), наиважнейшим фактором социоультурных изменений (т.е. собственно динамики) становится распад той или иной доминантной культурной сверхсистемы.
В каждый исторический момент господствует одна из суперсистем, хотя на периферии её ценностного ядра можно обнаружить как осколки предыдущей, так и ростки новой суперсистемы. Каждая суперсистема относительна, её ценности лишь частично объясняют бытие, а имманентное человеческой природе развитие познание ведёт к динамике суперсистем, к их флуктуации, в основе чего лежит принцип лимита. Кульминация развития одной из них означает достижение предела её познавательных возможностей, и дальнейшее существование суперсистемы лишь увеличивает относительность её истин и ценностей. Одновременно расширяется поиск новых ценностей, так, что в целом развитие общества представляет собой непрерывную флуктуацию от сенсативных к умозрительным суперсистемам с относительно короткими периодами баланса между ними в виде идеальных ценностных суперсистем.