Специфика торговли услугами
Особенности торговли услугами
Производство услуг
Глобализация рынка труда
1) начало процесса – 1970-е-80-е гг. Масштабы торговли услугами меньше, чем товарных потоков
2) роль услуг растет под влиянием: НТР, развития ИКТ, Интернет, Открытости национальных экономик, мобильности факторов производства
3) выработка общих правил в трансграничной торговле (ГАТС-генеральное соглашение по торговле услугами, ТРИПС- торговля правами интеллектуальной собственности)
4) экспансия продвинутых услуг (телекоммуникации, финансовые и инфо услуги, консалтинг, менеджмент, маркетинг, аудит, образование и тд)
Асимметрия распределения в пользу развитых стран в мировом ВВП-65%. Доля услуг в общей стоимости мирового экспорта товаров и услуг – 20-25%. В развитых странах услуги составляют 70-80% ВВП.
Основные экспортеры: США-20%, Великобритания, Германия, КНР, Франция, Индия, Япония
Основные импортеры: США, Германия, Япония, Китай, Великобритания
|
|
Рост доли развивающихся стран в мировом экспорте коммерческих услуг (Китай, Индия)
Торговля выросла более чем на 11 процентов и составила 4 триллиона долларов
Мы занимаем 22 и 15 место по экспорту и импорту. Но у нас отрицательный баланс торговли услугами.
Развитые страны – банковские услуги, страховое дело, деловые услуги.
1) от вспомогательной роли к самостоятельным продуктам
2) многие виды услуг остаются на национальной почве: территориальная привязанность производства, совпадение по времени производства и потребления, необходимость защиты потребителей и цели национальной безопасности. Роль государства в регулировании торговли услугами велика. Неторгуемые услуги.
3) Сектор услуг по уровню глобализации уступает материальной сфере, менее либерализован
4) Сложность статистического учета- люди в других странах сложно отследить действия и потребления
Прочие услуги - деловые (бухгалтерские, аудиторские), информационные, кадровые, банковские, страховые, реклама. Развитые страны являются основными поставщиками.
12 секторов+ подсекторов
1) услуги – это товар, но особенный (его нельзя пощупать, нельзя увидеть)
2) неосязаемость
3) невидимость
4) неразрывность производства и потребления
5) неоднородность
6) неспособность к хранению
7) не проходят таможенный контроль
Цели: защита интересов производителей, потребителей, проведение эффективной экономической политики, обеспечение доходов в бюджет
Механизмы: контроль за ценами на услуги, лицензирование, стандарты качества.
Ограничение деятельности иностранных фирм (запрет на оказание определенных видов услуг, ограничение государственной поддержки в форме субсидии, закупок, найма иностранных кадров)