1) сущность мирового рынка
2) конъюнктура мирового рынка. Конъюнктурообразующие факторы. Прогнозирование.
3) Ценообразование на мировых рынках.
1) мировой рынок – это сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на МРТ и факторах производства.
Формирование мирового рынка: внутренний рынок – производимые товары продаются внутри страны. Национальный рынок – внутренний рынок и часть рынка, ориентированная на иностранных потребителей.
ВВП – услуги 75 проц, товары 25.
Мировая торговля – 80 проц товары, 20-услуги.
Международный рынок – часть национальных рынков, связанная с зарубежными рынками.
Мировой рынок – совокупность национальных рынков всех стран мира.
Функции: регулирующая, информационная (о продавцах, покупателях, спросе), балансирующая (объем спроса и предложения, цены, предпринимательскую деятельность), санирующая (эффективное ли производство, очистка рынка)
Структура мирового рынка – товары, услуги, капитал, ИКТ, сырье, сх продукция, трудовые ресурсы.
Отличие мирового рынка от национального: 1) на мировом рынке представлены интересы государства; 2) на мировой рынок выходят только отдельные субъекты, которые способны конкурировать; 3) малые и средние предприятия выходят через ТНК (субподрядчики); 4) контакты – через биржу; 5) на мировом рынке государство поддерживает своих производителей: субсидии, снижение налогов.
2) коньюктура – состояние на данном рынке в конкретное время, условиях, месте.
Уровни коньюктуры: общеэкономическая, региональная, отдельных стран, отдельных сегментов мирового рынка и отраслей, отдельных товаров.
По времени – текущая, кратко и среднесрочная, долгосрочная.
Очень важна для правильной оценки коммерческой деятельности, для конкурентной способности компании и товаров, корректировать свои действия.
!!!!Объяснить, в чем выражаются характерные черты конъюнктуры: непостоянство, противоречивость, неравномерность.
Конъюнктурообразующие факторы: экономические, политические, научно-технические, социальные, природные.
Делятся на:
1) постоянные и переменные
2) циклические и нециклические
3) стимулирующие развитие рынка и сдерживающие
прогнозирование конъюнктуры мирового рынка:
1) экстраполяция (сохранение текущей динамики и тенденций развития)-основана на свойствах…
2) экспертные оценки (прогнозы экспертов)-индивидуальные, коллективные
3) экономико-математическое моделирование-очень популярное. На основе данных делаются заключения
4) плюсы и недостатки этих методов
3) Ценообразующие факторы в международной торговле: 1) общеэкономические: формируются под влиянием общей экономической среды, не принимают во внимание саму продукцию-в каких условиях она производится-стадия экономического цикла(подъем, кризис), состояние спроса и предложения, динамика инфляции, 2) конкретно-экономические: влияние особенностей данной конкретной продукции, условий ее производства и условий ее реализации (издержки, уровень прибыли, налоги и сборы, соотношение спроса и предложения, потребительские свойства товара),3) специфические: будут действовать в отношении НЕКОТОРЫХ товаров (сезонность производства-сх, гарантии поставки и сервиса, расходы на эксплуатацию, гарантийный ремонт, туризм), 4) специальные: связаны с действием особых механизмов или институтов – действия государства во внешнеэкономических ситуациях (регулирование тарифной политики), 5)внеэкономические: политические, военные, религиозные, природные, террор.
Мировые цены и основные виды внешнеторговых цен:
1) множественность цен в международной торговле (на одни и те же товары существуют различные цены)
2) многообразие условий купли и продажи товаров: платежи в СКВ, в неконвертируемой валюте, бартер, программа гос. помощи и тд.
Мировая цена – цены крупных экспертно-импортных сделок, на мировых товарных рынках в основных центрах мировой торговли.
Условия операции – регулярная основа, несвязанный характер, свободный рынок, платежи в С(свободно)К(конвертируемая)В(валюта).
Примеры: 1) база мировой цены на нефть определяется странами-членами ОПЕК; 2) на каменный уголь – цены крупнейших экспортеров (США, Австралия) и импортеров (З.Европа, Япония); 3) продовольственные товары – Австралия (пшеница), Бразилия (кофе) и тд.
Внешнеторговые цены:
1) контрактные цены – согласованные между продавцом и покупателем. Твердая фиксированная цена, твердая фиксированная цена с возможностью корректировки, цена с последующей фиксацией, скользящая, смешанная- основная базисная цена+можно добавить в процессе.
2) Справочные цены – цены продавца, публикуемые в спец.изделиях.
3) Биржевые цены – устанавливаются на товары, которые торгуются на бирже (сырье, полуфабрикаты). Биржевые товары – животного происхождение, сырье, металлы, товары растительного происхождения.
4) Цены аукционов (пушнина, чай)
5) Цены статистики внешней торговли – усредненные цены. Публикуются в справочниках и характеризуют общую динамику цен. Являются ориентиром в торговле.
Базисные условия поставки:
1) обязанности продавца и покупателя с точки зрения выполнения: погрузки-разгрузки; перевозки товара; документация на экспорт и импорт; оплата сборов и пошлин; страхование товара
Термины Инкотермс – 2010 11 терминов: E,F,C,D
Лекция№2. Международная торговля товарами.
Международная торговля – выгодная форма международного бизнеса.
Факторы развития международной торговли:
1) развитие рыночных отношений
2) международное разделение труда
3) вывод капитала
4) интернационализация - устанавливаются взаимовыгодные отношения между странами; и глобализация мирового хозяйства-тесно взаимозависимость, страна не может существовать в своей экономике, нужна опора
5) совершенствование транспорта, связи
6) НТП, новые технологии