Методология исследования органов государственного управления

ТЕМА 4. СТРУКТУРА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

Функциональное содержание государственного управления.

Функционирование социальной системы есть не что иное, как практическая деятельность входящих в нее людей. Иначе говоря - функция - это сущностная характеристика деятельности. Однако в реальной общественной жизни последняя всегда существует в виде «особой деятельности», в виде своих конкретных и относительно самостоятельных сфер: деятельность производственная, научная, политическая, управленческая и т.д. Поэтому правомерно говорить о функциях конкретного вида деятельности.

Кроме того, необходимо учитывать, что функционирование любой социальной системы может рассматриваться в двух различных плоскостях: внутренней и внешней.

Внутренняя деятельность социальной системы имеет сугубо обеспечивающую, служебную роль по отношению к внешней деятельности. И если внутреннее функционирование позволяет рассматривать социальную систему саму по себе (например, государственная служба и основы ее функционирования), то внешнее обязательно предполагает рассмотрение последней в качестве относительно самостоятельной, автономной единицы в рамках более широкого и сложного образования (метасистемы). Поэтому внешнее функционирование социальной системыозначает, по существу, особый тип ее взаимодействия с внешней средой.

Функции государственного управления всегда носят обеспечивающий характер, что вытекает из определяющего значения объекта в системе управления. Управление возникает всегда по поводу объекта, для обеспечения желаемых результатов его деятельности. Соответственно функции управления всегда связаны с общими потребностями объекта управления, позволяя ему нормально функционировать и успешно развиваться. Это говорит о существенной особенности функций управления - их постоянной нацеленности на жизненно важные потребности объекта управления.

В обществе объекты управления обычно различают по признакам их организационной природы и степени сознательного влияния на их развитие:

объективно данные структуры как исходные элементы социальной действительности (люди, природа, средства и орудия труда, территория, объективные социальные процессы и связанные с ними социальные отношения);

организационные структуры естественно-исторического происхождения (элементы социальной, экономической, политической структуры и их сочетания, отношения людей и их образований);

институированные естественно складывающиеся и искусственно организованные структуры, отражающие степень сознательного воздействия людей на объективные формы их бытия (совокупность сфер экономического, политического и социально-культурного строительства).

Отсюда видно, что объективные потребности непосредственной внешней среды социальной системы сложны и многообразны. Это означает, что содержание деятельности системы должно быть расчленено на относительно самостоятельные и обособленные, специализированные составные части, являющиеся результатом специализации деятельности социальной системы и характеризующие некоторые однородные участки приложения усилий по обеспечению тех или иных потребностей внешней среды. Эти однородные части деятельности социального образования правомерно рассматривать в качестве функций социальной системы.

Можно сделать вывод, что функции управления:

есть части содержания управленческой деятельности, обладающие относительной самостоятельностью и однородностью;

непосредственно выражают властно-организующую сущность управления;

реализуются в управленческих отношениях, т.е. во взаимодействии субъекта и объекта управления;

направлены на обеспечение жизненно важных потребностей объекта управления и детерминированы ими.

Объективные потребности получают субъективное выражение в целях деятельности людей, т.е. в мысленных представлениях о результатах, на достижение которых направлена данная деятельность. Таким образом, характер основных целей социальной системы объективно обусловлен потребностями ее непосредственной внешней среды.

Цели, как идеальные модели объективных потребностей внешней среды:

являются специфическим элементом содержания каждой отдельной функции социальной системы. Эта специфика заключается в том, что формулирование целей должно предшествовать во времени практическому осуществлению соответствующей функции;

выступают определяющим элементом, т.е. таким, который играет определяющую роль в формировании содержания каждой отдельной функции. Таким образом, цели могут являться критерием возможной дифференциации всей совокупности функций.

Государственное управление, наряду с функциями, имеет и другие формы проявления, важнейшими среди которых выступают методы управления. Однако эти элементы не имеют самостоятельного значения и возникают в процессе практического осуществления той или иной функции. Это позволяет сделать принципиальный вывод о том. что теоретический анализ методов государственного управления обязательно должен базироваться на понимании функциональной структуры управления, а их практическое использование каждый раз нужно соизмерять с особенностями конкретной функции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: