Структура органа государственного управления.
В системе структурных связей органа государственного управления можно довольно отчетливо выделить три основные группы: вертикальные, функциональные и горизонтальные.
В вертикальных связях реализуются, по сути дела, управленческие (точнее внутри управленческие) отношения между подразделениями различного уровня. Принципиальный характер таких вертикальных связей определяется схемой «распоряжение - исполнение».
Функциональные связи состоят в реализации одними структурными подразделениями права участвовать в решении вопросов, составляющих функциональную обязанность других подразделений, или же в обязанности представлять другим подразделениям определенную информацию, согласовывать решение некоторых вопросов.
Горизонтальные связи находят проявление в отношениях между структурными подразделениями, не находящимися в прямой подчиненности или функциональной зависимости. Это отношения между подразделениями одного уровня.
|
|
Таким образом, система структурных связей охватывает практически все процессы, происходящие внутри органа государственного управления, обеспечивая нормальные условия для реализации им своих государственно-властных полномочий.
Надо иметь в виду, что если распределение полномочий носит как внутреннюю, так и внешнюю направленность (т.е. проявляется и по отношению к управляемому объекту, и во внутренних связях органа государственного управления), то распределение ответственности - тольковнутреннюю, поскольку речь идет о тех видах юридической ответственности, которые реализуются внутри органа государственного управления.
Последнее обстоятельство вытекает из принципа неделимости ответственности, означающего, что руководитель органа государственного управления единолично несет полную ответственность за его состояние и деятельность в целом перед вышестоящими органами. Поэтому совершенно необходимо включение в понятие структуры органа государственного управления такого признака, как распределение ответственности между его структурными подразделениями.
В повседневной действительности сам термин «бюрократия», как правило, имеет негативный оценочный смысл, особенно в русском языке, где образ бюрократа ассоциируется с полной неспособностью административной системы эффективно решать задачи управления. Однако с социологической и политологической точки зрения под бюрократией понимают специфическую форму социальной организации, которая не ограничивается только государственной сферой.
В собственном смысле слова бюрократические организационные структуры образуют управляемые по определенному плану целевые союзы. Их внутренняя структура такова, что позволяет осуществлять возможно более полное и беспрепятственное достижение целей организации.
|
|
Главным свойством бюрократии является максимально рациональное разделение управленческого труда для выполнения поставленных перед организацией задач.
Именно бюрократические структуры, в силу их высокой производительности, обладают, с точки зрения М. Вебера, превосходством над прочими организационными структурами (в плане чисто технического исполнения принятых решений и достижения поставленных целей). При этом идеальный тип бюрократии характеризуется им следующими параметрами:
«жесткой системой вертикальных связей, коммуникаций, которых обязательно следует придерживаться;
строгим, основанным на специализации, регулируемым разделением труда;
системой правил и основных направлений деятельности, определяющей права и обязанности каждого члена данной организационной структуры;
системой строго определенных методов выполнения задач.
Бюрократическая структура связана, прежде всего, с понятием «аппарат» (аппарат Президента, Государственной Думы, мэрии города и т.д.).