Государственный аппарат и бюрократия

Структура органа государственного управления.

В системе структурных связей органа государственного управления можно довольно отчетливо выделить три основные группы: вертикальные, функциональные и горизонтальные.

В вертикальных связях реализуются, по сути дела, управленческие (точнее внутри управленческие) отношения между подразделениями различного уровня. Принципиальный характер таких вертикальных связей определяется схемой «распоряжение - исполнение».

Функциональные связи состоят в реализации одними структурными подразделениями права участвовать в решении вопросов, составляющих функциональную обязанность других подразделений, или же в обязанности представлять другим подразделениям определенную информацию, согласовывать решение некоторых вопросов.

Горизонтальные связи находят проявление в отношениях между структурными подразделениями, не находящимися в прямой подчиненности или функциональной зависимости. Это отношения между подразделениями одного уровня.

Таким образом, система структурных связей охватывает практически все процессы, происходящие внутри органа государственного управления, обеспечивая нормальные условия для реализации им своих государственно-властных полномочий.

Надо иметь в виду, что если распределение полномочий носит как внутреннюю, так и внешнюю направленность (т.е. проявляется и по отношению к управляемому объекту, и во внутренних связях органа государственного управления), то распределение ответственности - тольковнутреннюю, поскольку речь идет о тех видах юридической ответственности, которые реализуются внутри органа государственного управления.

Последнее обстоятельство вытекает из принципа неделимости ответственности, означающего, что руководитель органа государственного управления единолично несет полную ответственность за его состояние и деятельность в целом перед вышестоящими органами. Поэтому совершенно необходимо включение в понятие структуры органа государственного управления такого признака, как распределение ответственности между его структурными подразделениями.

В повседневной действительности сам термин «бюрократия», как правило, имеет негативный оценочный смысл, особенно в русском языке, где образ бюрократа ассоциируется с полной неспособностью административной системы эффективно решать задачи управления. Однако с социологической и политологической точки зрения под бюрократией понимают специфическую форму социальной организации, которая не ограничивается только государственной сферой.

В собственном смысле слова бюрократические организационные структуры образуют управляемые по определенному плану целевые союзы. Их внутренняя структура такова, что позволяет осуществлять возможно более полное и беспрепятственное достижение целей организации.

Главным свойством бюрократии является максимально рациональное разделение управленческого труда для выполнения поставленных перед организацией задач.

Именно бюрократические структуры, в силу их высокой производительности, обладают, с точки зрения М. Вебера, превосходством над прочими организационными структурами (в плане чисто технического исполнения принятых решений и достижения поставленных целей). При этом идеальный тип бюрократии характеризуется им следующими параметрами:

«жесткой системой вертикальных связей, коммуника­ций, которых обязательно следует придерживаться;

строгим, основанным на специализации, регулируе­мым разделением труда;

системой правил и основных направлений деятель­ности, определяющей права и обязанности каждого члена данной организационной структуры;

системой строго определенных методов выполнения задач.

Бюрократическая структура связана, прежде всего, с понятием «аппарат» (аппарат Президента, Государственной Думы, мэрии города и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: