Лекция 8. Практически золотомонетный стандарт начинает распадаться в 70-е годы 20 века. В 1971 году международным соглашением ликвидируется принцип расчета по внешнеторговым долгам в слитках чистого золота. В 1976 году начинается работа Ямайской конференции по выработке основ современной мировой валютной системы. В 1978 году принимается решение индустриально развитых государств об окончательных ликвидациях золотомонетного стандарта. Взамен вводится в действие 6 резервных валют. В 2002 году при введении Евросоюзом единой валюты Евро и формировании Еврозоны Германией и Францией резервируются национальные валюты. Таким образом, в настоящее время действует 4 резервные валюты мировой экономики. Кроме того Ямайской конференцией было узаконено действие замкнутых валютных блоков. Пример ЕС в котором наряду с единой Европейской валютой Евро действуют и национальные валюты государств, не вошедших в Еврозону. 27 государств в ЕС и только 16 в Еврозоне. Формирующиеся интеграционные сообщества используют в торговле между государствами членами союзов национальные валюты государств. 3) Валютный рынок.
Особенности действия валютного рынка определяются формированием валютных курсов национальных денежных единиц.
Валютный курс - это цена денежной единицы, выраженная денежными единицами любого другого государства. Валютный курс необходим для определения пропорции объемов валют при международных торговых расчетах, при взаимных межгосударственных операциях кредитного, инвестиционного характера при переоценке счетов, предъявляемых и получаемых к оплате юридическими и физическими лицами. Валютные курсы денежных единиц зависят от международного валютного паритета. Валютный паритет - это определенное соотношение между валютами, установленное законодателем. В период золотомонетного стандарта действовал золотой паритет (соотношение объемов золота в различных валютах).
1897 год: 1руб. = 0,777гр. золота
1$ = 0,222 гр. золота
1£ = 0,344 гр. золота
В современных условиях при отсутствии золотого стандарта валютный паритет определяется:
1) Покупательной способностью валют (спрос на валютном рынке).
2) Уровнем макроэкономических показателей страны (то есть уровнем ВВП, ВНП, национального дохода).
3) Уровнем инфляции.
4) Состоянием платежного баланса (в платежный баланс включаются поступления и платежи по внешнеторговым операциями, услугам, проценты по кредитам; поступления и платежи по инвестициям. Платежный баланс государства считается положительным (активным) если из-за рубежа в течение года получено больше поступлений, чем выплачено. В противном случае платежный баланс считается отрицательным (пассивным).
5) Уровень процентных ставок по кредитам и депозитам
Непосредственно уровень валютного курса определяется на валютном рынке. Валютный рынок представляет собой систему финансово-экономических отношений при операциях по купле продаже различных валют. В данных отношениях участвуют Транснациональные корпорации и банки; коммерческие банки государств; государственные центральные банки; торговые и промышленные компании; брокерские компании (посреднические организации, содействующие операциям по купле продаже валюты); частные лица. Главной задачей валютных рынков является обслуживание МЭО.
На современном этапе валютный рынок представляет собой совокупность национальных, региональных и мирового валютных рынков. Основой мирового валютного рынка является взаимодействие национальных валютных рынков. Национальный валютный рынок - это система операций, осуществляемая с национальной валютой банками, расположенными на территории отдельного государства. Данные операции осуществляются при взаимодействии юридических и физических лиц. Национальные валютные рынки различаются уровнем экономического развития государств, а так же их правовой основой. Региональный и мировой валютные рынки отличаются от национальных масштабами операций. Прежде всего, на региональных рынках отсутствуют валютные ограничения, то есть государственная монополия на операции с иностранной валютой. Кроме того на данных рынках совершаются валютные операции со всеми государствами мира, без исключения. Международные расчеты на валютных рынках осуществляются безналичной формой, то есть в соответствии с полученным платежным поручением банк перечисляет валютные суммы с одного счета на другой счет своих клиентов.
Структурно эти банки входят в состав мировых финансовых центров. Мировые финансовые центры - это места концентрации банков, осуществляющие международный расчет по торгово-кредитным операциям и операциям с ценными бумагами. Всего в мире 12 мировых финансовых центров. (Лондон, Нью-Йорк, Париж, Токио, Гонконг и др.)
(4)Международное регулирование валютных отношений
Международные валютные отношения регулируются определенными специализированными учреждениями:
1) Международный валютный фонд при ООН (1944) фонд исполнял две функции:
А) Регулирование межгосударственных кредитных отношений.
Б) Оказание странам валютной помощи.
В 2008 году при обострении мирового финансового кризиса МВФ совместно с центральными банками государств осуществляли контроль над уровнем инфляции и цен на недвижимость.
2)ТВБ
А) Международный банк реконструкции развития (МБР) - создан в 1944 году.
Цель: содействие экономическому развитию государств, финансирование и кредитование строительства и реконструкции межотраслевых комплексов.
Среднесрочное кредитование с льготным периодом в 5 лет.
Б) Международная ассоциация развития (МАР) - создана в 1960 году. Цель: беспроцентное кредитование наименее развитых государств мирового содружества.
Два критерия государственной бедности:
Менее 600 $ на душу населения, то есть ВВП очень низкий.
Менее 10% промышленных предприятий.
В) Международная финансовая корпорация (МФК) - создана в 1956 году.
Цель: финансирование и кредитование национальных экономик молодых развивающихся стран (новые индустриальные страны юго-восточной Азии и Латинской Америки) кредиты обычно выдаются на 7-8 лет.
3) Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство.
Цель: страхование ТНК и государств в целом от некоммерческих рисков
Срок гарантии 15 лет.
4) Группа Всемирного банка в основном кредитует развивающиеся страны, в отличие от коммерческих банков консультирует компании по эффективному использованию кредитов между странами при формировании выгодных рынков сбыта. Принимает участие в неформальных клубах стран кредиторов.
Парижский клуб кредиторов, создан в 1956 году, объединяет 19 государств, данным клубом обсуждается вопросы предоставления отсрочек и рассрочек возврата кредита и влияние на МВФ при фактическом оформлении кредитных договоров с той или иной страной с учетом объемов внутреннего долга данной страны. Если государству имеется тенденция к возрастанию внутреннего долга правительства перед населением, как правило, Парижский клуб кредиторов не рекомендует МВФ предоставление кредитных сумм.
Лондонский клуб кредиторов создан в 1960 году. Функции этого клуба вторичны по отношению к Парижскому клубу. Финансово-кредитная деятельность лондонского клуба определяется поведением парижского клуба кредиторов в отношении к определенным государствам и ТНК.
5) В числе региональных учреждений наибольшую активность в регулировании межвалютных отношений проявляет европейский банк реконструкции и развития.
Цель: оказание финансовой помощи в развитии открытых национальных экономик странами Европы. Наиболее эффективная консалтинговая деятельность. Соучредитель российского банка проектного финансирования - это банк долгосрочного и среднесрочного кредитования, а так же финансовый посредник, осуществляющий предоставление информации о наиболее выгодных сырьевых, валютных и товарных рынках.
Послевоенная и современная экономика США
Вопросы:
1) Экономика США в послевоенный период 1539-1945 года
2) Внешнеэкономическое положение США
3) Факторы мирового влияния США
4) Перспективы экономического развития США
1)США начали свое формирование 4 июля 1776 года. В 1790 году первая перепись населения страны показала в общей численности государства 3,9 млн. человек, рабов - около 1,5 млн. В настоящее время в стране около 300 млн. человек. В последние 10 лет суммарный объем ВВП колеблется от 14 до 14,5 трлн. $
Вопросы:
1) Политико-экономические условия реализации плана "Маршала"
2) Банковская политика США в конце 20 века, причины ее реализации. (Реализации именно этой банковской политики)
3) Внешнеэкономическое положение США, перспективы американской экономики.
США одна из немногих стран, обладающая максимально необходимым объемом сырьевых запасов. В целом американская экономика на основе применения высоких технологий создала военно-политическую державу, с которой приходится считаться всем государствам мира. Развитие послевоенной экономики в США можно распределительная на три этапа:
1) 1945 -1950 годы
2) 1960 - начало 1990 годов
3) 1992 год - по настоящее время.
Характеризуя послевоенный этап американской экономики необходимо учесть, что США единственная страна в мире, сумевшая по окончанию второй мировой войны улучшить свое финансовое положение. Поэтому в 50-е годы 20 века промышленное производство США фактически продолжало свое развитие независимо от недавних военных действий. В 1953 году объемы производства США составили 54% от общемирового объема. Нужно отметить, что в 1948 году Америка оказала серьезную помощь в восстановлении национальных экономик Западноевропейских стран, путем реализации плана "Маршала". По предложению Маршала формируется фонд поддержки послевоенных экономик Западной Европы. Практически сразу же этот фонд был официально назван "План Маршала". Сформирован план Маршала в 1947 году. Общая сумма помощи составила 2 величины. 17 млрд.$ безвозмездная помощь + 18 млрд. $ долгосрочный кредит с наименьшими процентами. Итого: 35 млрд. $
Поскольку реализация плана Маршала совпала с началом холодной войны Запада с СССР, поэтому условия предоставления средств носили откровенно политический характер.
Условия:
1) Страна, принимающая американскую помощь обязана была предоставлять свою территорию под размещение американских военных баз, впоследствии войск НАТО. (Блок начал формироваться в 1949 году.)
2) Страны должны были прекратить торговлю со странами социалистической системы стратегическими товарами. В первую очередь энергоресурсами.
3) Страны должны были предоставить максимальную свободу частному бизнесу. Поскольку социалистическая система была характерна наличием лишь одной формы собственности (государственной), то есть отсутствием частной собственности, получение средств "Плана Маршала" закрывало дорогу странам Западной Европы в социалистической сектор.
4) Страны Западной Европы должны были сократить производство тех видов товаров, которые могли конкурировать на внешних рынках с продукцией США. Фактически реализация Плана Маршала помогала в формировании Северо-Атлантического блока НАТО Западной Европы.
В 1972 году вышли мемуары президента США Трумэна (который сбросил две атомных бомбы на Японию, этим действием он хотел показать ссср кто в мире хозяин) фраза из его мемуаров: Американская помощь европейским странам предполагали не столько восстановление, разрушенных войной экономик, сколько перевооружение этих стран.
Вывод:
По существу первый этап послевоенного развития США носил сугубо политический характер.
2 этап.
Второй этап характерен следующим: бывшие экономические партнеры США довольно быстро экономически развились и начали проявлять конкурентные амбиции по отношению к Америке не только на внешних рынках, но и на внутреннем рынке США. В этот период доля США в общемировом валовом продукта начинает снижаться. В 1950 году - удельный вес Америки в мировом валовом продукте - 31%; 1965 - 25%; 1990 - 20%.
Заметно снижаются объемы товарного экспорта. 1950 год - 18%
1965 - 15%, Экспортная квота США в 1990 составила лишь 13%
Снижается объем экспорта капитала:
1950 - 62%
1965 - 48%
1990 - 18%
Кроме того, значительно снизились инвестиции, доходная часть федерального бюджета. Это привело к формированию заметного внешнеторгового долга. В 1990 товарный долг в США составил 160 млрд. $. Внутренний государственный долг США составил в суммарном объеме 4 млрд. $
Бюджетный дефицит составил в среднем по годам за период с 1980 по 1990 годы - около 200 млрд. $.
В данном состоянии США начинают свой третий этап
В 1990 году конгресс США ставит перед государством задачу добиться восстановления прежних лидирующих позиций в мировой экономике. В основном это ужалось.
1)Мобилизуя внутренние инвестиции частного бизнеса Америка сумела добиться невысоких, но устойчивых темпов экономического роста, в пределах от 3,5 до 4%.
2) Правительство США проявляет свою власть: приостановить чрезвычайно зачетный рост внутренних розничных цен. Цены внутреннего рынка в 90-е годы поднимались примерно на 2-3%. Но в этот же период проявили себя энергетические кризисы в мировой экономике. 1й кризис 70-е годы. 2й кризис 80-е годы 20 века. Борьба с последствиями энергетических кризисов заставила израсходовать бюджетные резервы, увеличить внутренний государственный долг. В результате сложился острый дефицит денежных средств внутреннего рынка.
Понадобились средства правительству для погашения бюджетного дефицита, частному бизнесу для инвестиций, населению для обеспечения жизненных расходов. По существу подобная ситуация вызвала жесткое противостояние между гос бизнесом и народом
В этой ситуации своей властью вносит временные изменения в позиции "закона о банках и банковской деятельности", то есть резко снижаются процентные ставки по предлагаемым кредитам и повышается уровень ставок по депозитам. Таким образом на внутренний рынок США начинает поступать инвестиции как зарубежные, так и внутренние. В результате уровень инфляции стабилизируется на 3-4%, что соответствует уровню промышленно развитых стран Западной Европы. Промышленное производство при достаточных инвестициях поднимает темпы своего развития до 5-6% в год. В итоге несмотря на определенные трудности к 21 веку США вновь подошли как высоко конкурентно способное государство.
Вывод: в 70-е годы 20 века США действительно терпели относительное снижение своей национальной экономики. Объяснение следующее: (причины)
1) В 1960 годы происходит технологическое сближение в развитии некоторых Западно Европейских стран и США.
2) Получили возможность технически и технологически освоить стратегические сферы экономики страны Восточной Азии (Япония, Китай, Индия, Пакистан).
3) В период 60-х 80-х годов происходит интенсивное формирование интеграционных сообществ: в Западной Европе - Европейский союз
В......
Между советским союзом и прочими социалистическими странами формируется совет экономической взаимопомощи (начало его формирования 1953, завершилось формирование в 1965г) по существу приобретающего формы Экономико- оборонного союза конкурирующего с НАТО. Подобные факты потребовали от США внеплановых затрат. Кроме того, в период с 1950 по 1970 года США вели затяжные войны в Корее и Вьтнаме. Таким образом устранить негативные факторы экономики США сумели законодательной инициативой, а так же за счет наличия основной мировой валюты $ в котором происходили расчеты во внешней торговле в операциях со стратегическими товарами, всеми видами вооружений, в операциях на фондовых рынках.
Современно внешнеэкономическое положение США
Ведущее положение США в мировой экономике обеспечивают в основном два фактора:
1) Масштабы и богатство внутреннего рынка
2) Уровень научно-технического потенциала страны
Оба эти фактора в различной степени оказывают эффективное воздействие на внешнеэкономические отношения США.
Объемы внутреннего рынка США позволяют не только вкладывать значительные средства в потребление, но и обеспечивать на длительный период времени объемы накоплений. Объем ВВП 2012 года в США составил 14,5 трл $. Любое гос в том числе и США расход уют свой доход двояко:
Национальный доход = 100%
Фонд потребления - не менее 80 %
Фонд накопления - 20 %
Поэтому средне годовой уровень дохода населения Америки на душу населения составляет примерно 40 тыс $ в год
Подобная самообеспеченность объясняется следующим: у США наиболее эффективная структура хозяйства. Если взять за 100% объем ВНП, то формируется он в США несколько необычно. Промышленное производство дает ВНП - 16%
Сельское хозяйство - 2%
Услуги - 82%
Начиная с 70 х годов 20 века Америка постепенно становилась импортером зарубежной продукции сокращав объемы собственного экспорта, при этом финансовые услуги (кредитные, страховые, сервисные) позволяли получать основную часть национальной прибыли. Кроме того, страна обладает высоко технологичным внутренним рынком средств производства. Из 27 Общемировых отраслей обрабатывающего производства 14 отраслей наиболее эффективно (прибыльно) действуют в США
Из 23 международных компаний производящих электронику 12 наиболее прибыльных в США
Являясь в основном импортером США тем не менее остаются заметным поставщиком сельско хозяйственной продукции.
2фактор уровень науч..
США имеют возможность благодаря значительным ВВП ежегодно расходовать на НИОКР до 400 млрд. $ в год. Подобные вложения позволяют вести исследования по широкому кругу проблем и в относительно короткие сроки добиваться их внедрения в практику.
Зарубежные инвестиции в НИОКР США составляют примерно 45% от общемировых. Это говорит о том, что Америка гарантирует зарубежным инвесторам получение значительной прибыли на своих предприятиях и в прочих экономических сферах. США остаются передовым государством в объемах производства науко емкой продукции (продук высоких технологий). США подобную продукцию производят на мировом рынке в пределах 30%, Япония - 17%, Германия - 10% по данным 2012 года.
Кроме того американцы удерживают первое место в мире по объему информационной базы данных. Примерно 80 % научно производственных данных. Подобный фактор гарантирует на долгий период лидирующее положение мировой экономики. Предприниматели и представители различных наук пользуются и будут пользоваться информационными данными США.






