Формирование европейской интеграции

Лекция 6.

1) Фонд структурного развития ЕС.

2) Специфика развития ведущих государств ЕС.

3) Цели ЕС на ближайшую перспективу.

1) ЕС - самое крупное интеграционное сообщество мира, объединяющее 27 государств по удельному весу в валовом мировом продукте занимает 35%. ЕС - это интеграция национальных экономик, сумевших создать собственную систему международного разделения труда. Предпосылки формирования ЕС являлись сугубо политическими. Первопричиной Европейской интеграции послужило начало холодной войны ведущих западных стран с советским союзом 1946 год. Вторая причина: в 1947 году США и Великобритания срывают проведение мировой конференции по германскому вопросу.

1949 год страны запада формируют европейское экономическое содружество, которое стало называться (ОЭСР).

1951 принятие странами совместного закона о безопасности, данный закон фактически характеризовал завершение формирования североатлантического блока НАТО.

9 мая 1950 года правительство Франции обращается к правительству ФРГ с предложением создать Европейское Объединение угля и стали (ЕОУС), цель которого заключалась в осуществлении европейского контроля за использованием стратегического сырья, чтобы не допустить начало третьей мировой ядерной войны (1949 год, появилась атомная бомба в СССР).

В 1957 году 6 государств ФРГ, Италия, Франция и страны БеНиЛюкс объединились в так называемое европейское экономическое сообщество. В соответствии с римским договором, положившим начало европейской интеграции, было определено: в Европейское Сообщество может вступить любое европейское государство при соблюдении двух условий:

1) Государство не должно иметь территориальных претензий к остальным странам

2) Во внутриполитической системе страны недопустимо появление фашистских и националистических организаций.

Далее в 1967 году данное сообщество преобразуется непосредственно в ЕС, поскольку политические цели интеграции начинают преобладать над экономическими.

В 1968 в Европе формируется европейское объединение атомной энергетики (Евроатом). Подобное событие усугубило взаимоотношения западных стран с СССР, но, тем не менее, между антагонистическими системами начинает формироваться борьба на экономической основе. Структурно ЕС формировался следующим образом:

1)Вначале создается таможенный союз, который определяет внешнеторговые основы взаимодействия стран членов ЕС. То есть создается единая внешнеторговая политика Западно-Европейских государств.
2)Страны ЕС определяют принципы единой сельскохозяйственной политики. (Регулирование цен на импортную и внутреннюю сельскохозяйственную продукцию.) Цель: недопущение разорения для европейских фермеров крайне острой конкуренции зарубежными товарами.
3)В 1979 году формируется Европейская валютная система.
1 января 1979 года Европарламент вводит единую валюту под названием Экю. Экю была введена как валюта символическая, то есть она не действовала в виде банкнот, разменных монет и фигурировала только в клиринговых счетах. То есть в документах, отражающих взаиморасчеты стран в торговых операциях.
1 января 1999 года в Евросоюзе 20 государств, Экю заменяется на Евро. До 2002 года Евро тоже оставалась символическое валютой. 1 января 2002 года Евро становится валютой фактической, то есть начинают выпускаться банкноты и разменных монеты - центы. 1 июля 2002 года в рамках ЕС формируется группа стран использующих единую европейскую валюту. Эта группа стран получила название - Еврозона.

В 1985 году на Люксембургском саммите было принято общеевропейское решение о формировании к 1992 году общеевропейского рынка. Цель данного рынка - создать условия для свободного перемещения между странами ЕС товаров, услуг, капиталов. Кроме того предполагалось формирование единой валютной политики. К 1990 году страны ЕС согласовано отменяют на уровне правительств государственную монополию на контроль над проведением операций в иностранной валюте. Это позволило расширить границы перемещения капиталов, что сказалось на масштабах товарных рынков и сырьевых рынков.
Наряду с этим вводится свобода перемещения населения между границами стран в поисках работы за рубежом. Таким образом, в 1992 году формируется единый общеевропейский рынок, что было зафиксировано общеевропейским пактом. (Лиссабонское соглашение).
Таким образом, в Западной Европе появилось более 1 млн. дополнительных рабочих мест, расширились масштабы внутреннего рынка ЕС на 25 %, уровнялись розничные цены во всех государствах, появились условия для привлечения больших объемов зарубежных инвестиций. В настоящее время ЕС ежегодно получает зарубежных инвестиций на уровне 48% от мировых инвестиций. Особенностью европейской интеграции является то, что она развивается на основе межгосударственной финансовой, структурной и научно-технической политик. Международная финансовая политика ЕС базируется на едином европейском бюджете, доходная часть которого создается отчислениями от национальных бюджетов стран ЕС. Объем отчислений варьируется от 1 до 1,5%. Кроме того в европейском бюджете фиксируются

компенсационные сборы денежных средств, позволяющие снижать убытки европейских фермеров в условиях конкурентной борьбы с третьими странами.
В рамках финансовой политики ЕС происходит унификация налоговых и таможенных систем государства, то есть государство в своих налоговых кодексах определяет одну величину процентных ставок. Наряду с единым бюджетом самостоятельно действует стабилизационный фонд европейского союза (в наст время составляет порядка 800млрд евро) - антикризисный фонд.
В Финансовую систему ЕС входит следующий перечень банков:
1) Европейский центральный банк.
2) Европейский инвестиционный банк.
3) Европейский банк реконструкции и развития.
Данный банковские учреждения финансируют и кредитуют строительство и реконструкцию межотраслевых комплексов, а так же поддерживают необходимый валютный курс Евро и тех национальных валют, которые оставили страны, не вошедшие в еврозону. Из 27 государств 17 используют евро, остальные пользуются прежними национальными валютами.
Структурная политика ЕС предполагает оптимальные объемы производств обрабатывающих, добывающих и сельскохозяйственных отраслей. Проблема для ЕС - высокие затраты на производство сельскохозяйственной продукции, сложности со сбытом этой продукции. Кроме того, совершенствуя индустриальный сектор ЕС вкладывает значительные инвестиции в развитие межотраслевых комплексов, что создает высокую затратную базу, провоцирует рост цен на конечную продукцию, что снижает конкурентоспособность европейских товаров.


Научно-техническая политика отражает особенности научных исследований и опытно-конструкторских разработок в западной Европе.
В государствах ЕС действуют научно-исследовательские институты, а непосредственно контролируемый Европарламент функционирует научные центры, поскольку финансирование научных исследований и конструкторских разработок осуществляется грантами (безвозмездное финансирование из единого бюджета, не подлежащее налогообложению, но строго контролируемое в части целевого использования).
Поэтому Европарламент старается перевести под свой контроль реализацию всех НИОКР непосредственно в научные центры.

Специфика развития ведущих государств в ЕС.
Не смотря на то, что интеграционный процесс приводит к относительно единому уровню экономического развития государств ЕС, специфика национальных экономик сохраняется, что объясняется объективными и субъективными причинами.

Наиболее эффективной экономикой обладает Германия, ВВП которой, ежегодно варьируется от 3,5 до 4 трлн.€ Этому способствует традиционный долговременный экспорт продукции электротехнической, химической, автомобильной. Данная отрасль приносит стране наиболее высокие объемы экспортной выручки в сравнении с прочими странами мира. Кроме того, финансовое положение Германии определяется ее высоким международным статусом (вхождение в парижский клуб кредиторов (19гос-в, ведущее германия) и лондонский клуб кредиторов) международный валютный фонд, форсируя договорные условия по предоставления кредитов, государство и Транснациональный компания в первую очередь согласовывает свое решение с ФРГ, как ведущим членом парижского клуба кредиторов. Для России Германия основной кредитор, инвестор, торговый партнер, внешнеторговый оборот Германии и России в 2012 году составил 45 млрд. Евро. В своей программе государственного развития 2000-2015 годов ФРГ в качестве приоритетных выделила следующие позиции:
1) Окончательная интеграция в единую Германскую экономику Восточной и Западной территорий. В 1990 году бывшая социалистическая германская демократическая республика (восточная Германия) при постепенном разрушении социальной системы, присоединилась к федеративной республики Германия, но до настоящего времени данная территория страны (восточная Германия) не смогла приобщиться к общее рыночной системе единой Германии.
2) Перестройка экономики за счет внедрения высоких технологий и значительных инвестиций в образование.
3) Совершенствование пенсионной системы за счет введения страховых взносов частных предприятий на ряду с государственными.
4) Дальнейшее развитие рынка труда за счет расширения рабочих мест, а так же модернизация работы предприятий с учетом введения экологического налога.
Трудности современной Германии:

1)высокий уровень средней з/п, налоговых отчислений, повышающих стоимость производимой продукции, а, следовательно, цен, что снижает уровень общей востребованности германских товаров.

2)Внутренней проблемой Германии остается недовольство представителей финансово-кредитной системы, заменой прежней национальной валюты (Dm) на единую европейскую. С потерей одной из резервных валют, Евросоюз во многом проиграл, т.к. Dm до 2002 года успешно конкурировала с $.

Второй страной по объему ВВП в последние годы является Франция. Не ниже 2,5 трлн €. Экспорт государства представляет машиностроение, судостроение, производство товаров народного потребления (ТНП). Но во Франции примерно тот же объем безработицы, как и в Германии (прим. 10,2%). Объясняется это следующим: после аварии в Японии на атомной станции Фукусима, французское правительство решило отказаться от дальнейшего строительства и использования АЭС, что резко подняло уровень безработицы. Незадолго до этого в 2006 году в стране отказываются от добычи каменного угля, как нерентабельного энергоресурса, что удвоило уровень безработицы в целом. В настоящее время резерв рабочих мест остался лишь в сфере услуг, во многом непривлекательной для мужских трудовых ресурсов. Тем не менее, конкурентоспособность французской экономики поддерживается эффективной работой предприятий легкой промышленности, а также достаточно высоким инвестиционным климатом. В основном зарубежные инвестиции поступают в сферу услуг. Таким образом, для правительства Франции поиск финансовых возможностей и методов борьбы с безработицей является в настоящее время наиболее приоритетными.

Третьей страной по объемам ВВП является Великобритания.

2011г. - 2012г.

2,3 трлн.€ 2.46 трлн.€

Великобритания в Евросоюзе действует достаточно осторожно, проявляя себя в общеевропейских программах не всегда активно: отказалась вступать в еврозону, сохранила за собой резервную валюту £. Кроме того, Великобритания является среди стран ЕС наиболее обеспеченной энергоресурсами. 1970-1980гг. Западную Европу потряс энергокризис. В настоящее время экспорт конденсата газа позволяет получать в стране заметные доходы на внешних рынках, при этом обеспечивая полностью свои нужды. В целом экспорт страны обеспечивается рентабельным станкостроением, авиапромом, судостроением и электротехникой. Традиционно высокое качество английских товаров позволяет ей удерживать пятое место в мире по объемам внешнеторговых оборотов (ВТО). Кроме того, Англия является одним из заметных государств в области экспорта и импорта капиталов.

На фоне современных проблем еврозоны, эти три страны достаточно прочно удерживая свои экономические позиции, остаются эффективным резервом Европарламента при выходе из тех финансовых и социальных неурядиц, в которые Евросоюз попал надолго.

Цели ЕС на ближайшую перспективу:

1)Укрепить позиции европейского содружества в экономической борьбе с монополиями США, Китая, Японии.

2)Удержать в зоне своего влияния развивающиеся страны - бывшие колонии европейских государств.

3)Европарламент настаивает на присоединение России к энергетической хартии, с учетом транзитного протокола, являющегося составной частью этого документа. Россия, несмотря на свое вступление в ВТО, не соглашается с правомерностью для себя этой хартии, т.к. признание ее позиций лишило бы независимости страны в части использования своей газотранспортной системы. Кроме того, подписание этого документа лишило бы Россию взимать транзитную пошлину со среднеазиатских поставщиков газа в Европу. Газ поступает в Европу из Узбекистана и Туркменистана. Всего действует три пошлины в данной сфере: транзитная, экспортная и импортная.

ü Экспортная взымается государством, поставщиком со своих же компаний, уравнивает компании, не допуская сверхприбыли.

ü Импортная взымается с любых зарубежных товаров.

ü Транзитная взымается со стоимости любых товаров, пересекающих территорию страны по любым путям (морской, воздушный, сухопутный).

В настоящее время постепенное введение в эксплуатацию северного и южного потока несколько снижает для Европы и России остроту позиций данных документов (хартий). Россия вкладывала средства для того чтобы Европа могла достаточно эффективно для себя пользоваться подобными газовыми артериями.

4)Наиболее острой проблемой для ЕС остается проблема еврозоны. Стабильность единой европейской валюты фактически гарантирует сохранение европейской интеграции.

Данная цель достижима, но с определенными потерями: в государствах-должниках перед единым европейским бюджетом введены определенные снижения в окладах государственных чиновниках (Греция, Италия, Бельгия, Нидерланды). В целом, для европейского населения постепенно вводятся новый пенсионный возраст 67 лет для мужчин и женщин.

В настоящее время несколько государств Евросоюза заявляют о готовности выхода из интеграции: Греция, Ирландия, Хорватия, Италия, Болгария.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: