Виды поведения в конфликтной ситуации

1. Конструктивное поведение, при котором первоначально сформированная цель, которой учащийся не смог достичь (и это послужи­ло причиной конфликта), может оставаться неизменной, но меняется при этом программа ее достижения. В подобном случае человек начи­нает анализировать и находит причину конфликта или в исходных данных сложившейся ситуации, или в своих индивидуально-психологических особенностях (слабой воле, настойчивости, недостатке про­фессиональных знаний и умений).

При конструктивном поведении ведется поиск новых путей дос­тижения цели. В этом случае действия человека будут направлены на устранение препятствий, мешающих достижению цели.

По мнению психологов, способность видеть даже ошибочный вы­ход из конфликтной ситуации и в связи с таким предвидением прини­мать решение, активно вести себя, вызывает меньшие отрицательные эмоции, чем бездействие.

2. Защитное поведение. В данном случае реакция на препят­ствие заключается в том, что человек не видит путей для достиже­ния поставленных целей. При этом усиливается негативное эмоцио­нальное состояние, нагнетается излишнее психологическое напряже­ние. Человек направляет усилия не на разработку и осуществление новой программы поведения, не на анализ своих психологических особенностей, их оценку и формирование, а на снятие напряжения. Наиболее типичными реакциями в таких случаях могут быть:

1) Агрессия, которая проявляется в основном в конфликтах по «вертикали», т.е. между учеником и учителем, между учителем и ад­министратором и т.п.

Агрессия, как разновидность защитной формы поведения, может быть направленной не только на других людей, но и на самого себя.

2) Проекция. Причины собственных неудач проецируются вовне и приписываются всем окружающим.

3) Уход от неприятной ситуации. Человек неосознанно избе­гает ситуаций (или даже воспоминаний о них), в которых он потерпел неудачу, не смог выполнить намеченных задач.

4) Фантазия. То, что не удается выполнить в действительнос­ти, начинает достигаться в мечтах, фантазиях. Достижение желае­мой цели происходит в воображении.

5) Регрессия, или соскальзывание на более низкий уровень удовлетворения потребности. Направленность действий при этом ос­тается прежней, но происходит подмена цели, снижается уровень притязаний. Новая цель уже не требует от человека столь значи­тельных, как прежде, затрат энергии, проявления активности.

У одного и того же человека можно найти признаки конструк­тивного и защитного поведения одновременно, но все же какой-то из них является преобладающим. Способ действия может быть различным в каждой отдельной ситуации, но в общем зависит от трёх факторов:

1) личностных особенностей человека;

2) значимости цели;

3) источника фрустрации.

Конфликт можно считать разрешенным только тогда, когда ис­черпывается его социально-психологическая основа, исчезает кон­фликтная ситуация. Анализ конфликтной ситуации помогает разоб­раться в скрытых «пружинах» конфликта, мотивах его участников. Для учителей, воспитателей такой анализ конфликта является очень важным, так как это позволяет снижать деструктивную функцию конфликтов.

Лекция 9 Конфликты в условиях учебной деятельности

1.Специфика учебной деятельности и взаимоотношений в сферах «ученик – учитель», «ученик – ученик», «учитель – ученик», «учитель – учитель».

2.Конфликты в педагогической деятельности.

3.Дидактические и этические конфликты. Этическая защита в конфликтах.

4. Причины и особенности педагогических конфликтов.

Литература

1. Бородкин Д.М., Коряк Н.Н. Внимание: конфликты. – Новосибирск, 1989.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб, 2000.

3. Жизневский Б.П. Конфликтность в общении старшеклассников // Адукацыя і выхаванне. – 1992. – № 10.

4. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М., 1999.

5. Лишик О.В. Конфликты в школьном возрасте: пути преодоления. – М., 1991.

6. Рыбакова М.Н. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 1991.

7. Рыданова И.И. Педагогические конфликты: пути их преодоления. – Мн., 1998.

8. Скворцов В.В. Способы разрешения конфликтов. – М., 1986.

9. Способы разрешения конфликта // Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. – М., 2002. – 152-162.

10. Технология педагогического разрешения конфликта // Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002. – С. 121-130.

1. Специфика учебной деятельности и взаимоотношений в сферах «ученик – учитель», «ученик – ученик», «учитель – ученик», «учитель – учитель».

Обучение – целенаправленный процесс познания окружающего мира в результате взаимодействия школьников и учителя при достижении определенных целей образования.

Основу процесса обучения составляют дидактические отношения: педагог – учащийся; ученик – содержание образования, ученик – ученический коллектив, педагог – содержание образования и др.

Основным в этих системах являются отношения: учитель – ученик – содержание образования. При этом решающая роль принадлежит педагогу, который, по словам Л.С. Выготского, должен быть «организатором социальной воспитательной среды, регулятором и контролером ее взаимодействия с каждым учеником»

Обучение – двусторонний процесс. В основе любого вида обучения заложена система: преподавание и учение.

Преподавание – это деятельность учителя по:

- передаче информации;

- организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

- оказанию помощи при затруднениях в процессе обучения;

- стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

- оценке учебных достижений учащихся.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения.

Учение – это деятельность ученика по:

- освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;

- самостимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений;

- осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.

К. Роджерс различает два типа учения – бессмысленное и осмысленное.

Первый тип – принудительное, безличностное, оцениваемое извне, направленное только на усвоение знаний.

Второй – личностно-вовлеченное, самостоятельно инициированное, направленное на осмысленное усвоение знаний. Для организации этого типа учения учителю необходимо иметь определенные личностные установки:

- истинность и откровенность (открытость учителя своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям, способность окрыто выражать их в общении с учениками);

- принятие, поощрение, доверие (как выражение внутренней уверенности учителя в возможностях и способностях каждого ученика);

-эмпатическое понимание (видение учителем поведения ученика, его разнообразных реакций, действий, поступков с точки зрения самого ученика, его глазами. Эта установка – альтернатива традиционному оценочному пониманию учителя).

Р.Бернс в книге «Развитие Я-концепции и воспитание»:

1. На протяжении всего учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное доверие к ним.

2. Он должен помогать ученикам в формировании и уточнении целей и задач, стоящих перед ними.

3. Он должен исходить из того, что у учеников есть внутренняя мотивация к учению.

4. Он должен выступать для учеников как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью.

5.Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой класса и принимать его.

6.Он должен быть активным участником группового взаимодействия.

7. Он должен открыто выражать свои чувства, стремиться к достижению эмпатии.

8. Он должен хорошо знать самого себя.

Особенности взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения.

Древние говорили: «Заговори, чтобы я тебя увидел». (Речь – форма мышления).

Педагогическая речь – важный элемент педагогического мастерства. Связано это с тем, что речь учителя призвана обеспечивать выполнение задач обучения и воспитания школьников. Учитель несет социальную ответственность за содержание, качество своей речи, за ее последствия. Выражение «педагогическая речь» употребляют, как правило, говоря об устной речи педагога. Под устной речью подразумевают как сам процесс говорения, создания устных высказываний, так и результат этого процесса – степень усвоения материала, степень воздействия на ученика.

На современного школьника направлен огромный поток информации из самых разных источников. В связи с этим усложняется задача учителя: как сделать передаваемую им информацию яркой, значимой для ученика, запоминающейся? Отсюда требования к речи учителя: содержательность, последовательность, логичность, точность и четкость в выделении главного, образность и убедительность.

Типичные недостатки, наблюдаемые в речи учителей:

- ошибки в произношении, ударениях,

- недостаточная последовательность;

- отвлечение от темы изложения;

- многословие;

- неумение четко сформулировать выдвигаемое положение.

Понятие «педагогическая речь» тесно связано с понятием «коммуникативное поведение учителя». Устная речь учителя – это сложный процесс словесных и несловесных взаимоотношений учителя и учащихся. Поэтому процесс говорения, передачи информации своим ученикам всегда сопровождается соответствующим ему поведением. Оно может быть:

а) продуктивным. Характеризуется доброжелательностью тона учителя, умением через речь создать деловую обстановку, создать интеллектуально-эмоциональный фон урока;

б) непродуктивное коммуникативное поведение. Может проявляться в грубости речи, равнодушии.

2. Конфликты в педагогической деятельности.

В школьном возрасте конфликты достаточно частое явление. Конфликты со сверстниками обычно происходят на самой различной почве и имеют многообразный спектр причин. Они могут развертываться на деловой почве, отражать сферу межличностных отношений, личностные особенности конфликтующих, а нередко разгораются по пустякам.

Вместе с тем даже самая случайная причина может привести к резкому ухудшению отношений, к возникновению конфликтной ситуации. Поэтому задача учителей, родителей состоит в том, чтобы научить ребенка правильно реагировать на конфликт, исходя из принципов справедливости, находить позитивные пути его разрешения. В этом может помочь сочетание знакомства детей с тем, что такое конфликт, как из него выходить с играми и тренингами.

Известно, что в современной школе возникают конфликты не только среди учащихся, но и конфликты между учителем и детьми. В связи с этим надо проанализировать, что такое конфликты в педаго­гической деятельности, каковы их виды и причины возникновения. Эти вопросы хорошо раскрываются в работе М. М. Рыбаковой «Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе».

Как отмечает автор, конфликты в педагогической деятельности «проявляются как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка» [10].

Наиболее распространенными видами конфликтов в педагогической деятельности являются следующие:

— конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;

— конфликты поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, на уроке, вне школы;

— конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере общения в процессе педагогической деятельности.

Следует отметить, что многие конфликты очень болезненно переживаются как учениками, так и педагогами. Последствия их часто бывают непредсказуемыми. Нередко конфликт, который возник по частному вопросу между педагогом и учеником захватывает весь класс, а то и весь педагогический коллектив, тогда школа превращается в сплошной сгусток конфликтов, которые никто не знает как остановить.

В. А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педаго­гом и коллективом – большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо— и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта — одна из составных частей педагогической мудрости учителя» (Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива -М., 1981, стр.185).

Т.о., конфликт напряжение в отношениях, возникшее в результате явных или скрытых противоречий, столкновения различных мотивов и стремлений людей и ведущее к борьбе сторон-участников напряжения. Конфликты бывают: между личностями (учитель— учитель, учитель — родитель, учитель —ученик, ученик - ученик, родитель —ребенок); внутри группы (учителей, учащихся); между отдельными группами (учащихся разных классов, учителей разного возраста и разных ценностных и профессиональных ориентаций, которые вынуждены сотрудничать друг с другом).

Чтобы спрогнозировать конфликт, надо сначала разобраться, имеется ли проблема, которая возникает в тех случаях, когда есть противоречие, рассогласование чего-то с чем-то. Далее устанавливается направление развития конфликтной ситуации. Затем определяется состав участников конфликта, где особое внимание уделено их мотивам, ценностным ориентациям, отличительным особенностям и манерам поведения. Наконец, анализируется содержание инцидента.

Важно отслеживать сигналы, предупреждающие о развитии конфликта:

- кризис (в ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу и человек становится способным на крайности);

- недоразумение (вызывается тем, что какая-то ситуация связана с эмоциональной напряженностью одного из участников, что приводит к искажению восприятия);

- инциденты (какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, но это очень быстро проходит);

- напряжение (состояние, которое искажает восприятие другого человека и его поступков, взаимоотношения становятся источником непрерывного беспокойства, очень часто любое недоразумение может перерасти в конфликт);

- дискомфорт (интуитивные ощущения волнения, страха, которые трудно выразить словами).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: