Система экономических и административных регуляторов НТП

Экономическая среда, заинтересовывающая всех участников инновационной деятельности в разработке и применении новшеств, формируется за счет рациональной обеспеченности всеми видами ресурсов на основе инвестиционной, кредитной, налоговой и амортизационной политики.

Инвестиционное регулирование осуществляется посредством разнообразных финансовых рычагов и стимулов и представляет основу развития инновационной сферы. Финансирование научно-технической деятельности производится за счет различных источников. Одним из основных являются средства государственного бюджета. При утверждении финансового плана страны на очередной год устанавливается нижний предел общих затрат на научно-техническую деятельность в процентах от доходной части бюджета, а также нормативы объема финансирования фундаментальных и прикладных исследований в процентах к общему объему бюджетных ассигнований на НИиОКР.

Бюджетное финансирование развития науки и техники осуществляется по следующим направлениям:

· проведение фундаментальных и прикладных исследований в области технических и общественных наук;

· выполнение государственных программ и проектов;

· подготовка и повышение квалификации научных, научно-педагогических и инженерно-педагогических кадров;

· развитие материально-технической базы научных коллективов и научно-технических организаций;

· предоставление беспроцентных ссуд;

· оплата процентов по банковским кредитам;

· погашение задолженности научных учреждений;

· расходы по межгосударственным соглашениям и договорам.

Важным источником финансирования развития НТП являются средства фондов специального назначения (например, фонд фундаментальных исследований, инновационный фонд и другие). Эти фонды создаются Правительством Российской Федерации за счет средств государственного бюджета, добровольных отчислений заинтересованных министерств, ведомств, предприятий и организаций, граждан, иностранных фирм, а также за счет доходов от деятельности самих фондов. Министерствами, ведомствами Российской Федерации могут создаваться отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды за счет добровольных отчислений предприятий (например, определенный процент от себестоимости товарной продукции, а также работ или услуг) и других добровольных взносов.

Кредитное регулирование является одной из первоочередных мер, обеспечивающих эффективное функционирование инновационной сферы. Осуществление кредитного регулирования возможно по ряду направлений, в числе которых наиболее важными являются следующие:

· формирование сети инновационных банков, государственное стимулирование развития акционерных коммерческих и кооперативных инновационных банков;

· выдача льготных кредитов на работы, связанные с созданием, освоением и применением новой техники и технологии;

· гарантирование займов, предоставляемых на инновационную деятельность коммерческими банками;

· активное использование и поощрение в банковской системе лизинговых операций.

Льготное налогообложение для научно-технической сферы должно направляться на поддержку предприятий и организаций, деятельность которых связана с реализацией приоритетных направлений развития науки и техники, стимулирование наукоемких производств, предприятий малого инновационного и венчурного предпринимательства, развитие научно-технической инфраструктуры.

Важной составной частью системы государственного стимулирования НТП является амортизационное регулирование. В первую очередь методы ускоренной амортизации апробируются в отраслях, определяющих научно-технический прогресс, в научно-исследовательских и опытно-конструкторских организациях, а также в наукоемких отраслях и отраслях с высокотехнологичной продукцией.

В ряде отраслей сферы НИиОКР и производства продукции значительный удельный вес занимает государственный сектор, в котором основой реализации научно-технических мероприятий по-прежнему остается государственный заказ.

Государственный заказ представляет собой задание по реализации федеральных научно-технических программ и особых проектов. Размещается государственный заказ на конкурсной основе.

Использование госзаказа в системе государственного регулирования НТП позволяет:

· обеспечить ключевую роль соответствующих производств в осуществлении желаемых технологических сдвигов;

· инициировать крупномасштабные структурные изменения;

· стимулировать изготовление продукции, производство которой отстает от народнохозяйственных потребностей.

Организация государственного регулирования научно-технической сферы производится через систему федеральных и региональных органов государственной власти и управления в соответствии с их полномочиями. К этим органам относятся: Законодательное собрание Российской Федерации в составе Совета Федерации и Государственной Думы; Правительство России, федеральные министерства и ведомства, в числе которых - Государственный комитет России по науке и технологиям, Российская Академия наук; органы государственной власти и управления субъектов Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: