Тема 11. Промышленная политика государства

Особенности рынка научно-технической продукции

В качестве непосредственного продукта науки выступают понятия, теоретические конструкции, модели, знаковые системы, наглядные графические образы и другая информация, содержащая новое знание и обеспечивающая его одинаковое понимание и усвоение специалистами. Конечный продукт науки включает нововведения, а также фактический эффект от их использования.

Научно-техническая продукция - это законченный в соответствии с требованиями контракта (договора), принятый заказчиком результат научно-исследовательских, проектных, конструкторских, технологических работ, реализуемых по рыночным ценам. К ней относятся:

· научно-техническая документация (отчеты, проекты, чертежи, регламенты, нормативы, методики, программы и т.д.) о результатах законченных фундаментальных и прикладных исследований и разработок, включая работы по созданию новой техники и других изделий, технологии, материалов, работы в области технико-экономических исследований, информатики, экологии, эргономики, математического моделирования, дизайна и т.д.;

· экспериментальные и опытные образцы (партии) новой техники (продукции);

· научно-технические услуги, включая участие в пусконаладочных работах, авторский надзор при освоении и эксплуатации нововведений, передовой опыт в этой области ("ноу-хау"), обучение персонала заказчика (потребителя), научно-технические, управленческие, финансово-экономические консультации;

· прочие результаты научной, инженерной и информационной деятельности, предназначенные для использования в производстве, управлении и планировании (передача технологии, экспертиза и т.д.).

Научно-техническая продукция, произведенная организациями, входящими в состав производственных предприятий, учитывается наряду с обычной продукцией в общих итогах их работы. В валовую продукцию предприятия включается вся научно-техническая продукция, выполненная как по договорам со стороны, так и для собственных нужд. В товарную продукцию включается и при оценке выполнения договорных обязательств учитывается лишь научно-техническая продукция, реализуемая по договорам со стороны.

Таким образом, при оценке хозяйственно-финансовой деятельности предприятий результаты научно-технической и производственной деятельности суммируются. Научно-техническая деятельность участвует в создании новой стоимости и, в конечном счете, национального дохода и валового внутреннего продукта.

Законодательством нашей страны регулируются отношения по созданию и использованию изобретений, открытий и других объектов интеллектуальной собственности, основу которой составляют знания, интеллект и опыт. В России объектом рыночных отношений являются следующие предметы интеллектуальной собственности: передача технологии, лицензии на изобретения; аренда оборудования (лизинг); передовой опыт ("ноу-хау"); технические услуги (инжиниринг).

Передача технологии - это реализация совокупности материальных (новая техника, продукты, материалы, технология), информационных (техническая документация) и организационных (обучение методам организации производства, труда и управления) результатов НИиОКР. Передача технологии происходит в различных формах: поставки готовой продукции, ее совместная разработка и производство (кооперирование), сооружение производственных объектов "под ключ". При этом лицензия продается лишь на те нововведения, которые запатентованы в установленном порядке.

Аренда новой техники (лизинг) используется при передаче технологии, воплощенной в дорогостоящих и уникальных объектах (крупных ЭВМ, измерительных комплексах, сложном оборудовании). Впоследствии они могут выкупаться у арендатора (банка, посреднической фирмы и т.д.).

Передовой опыт ("ноу-хау") - это умения, знания и навыки, которые не являются общеизвестными, не защищены патентами и могут быть эффективно использованы в производственной и хозяйственной деятельности (НИиОКР, проектирование и строительство, изготовление и продажа продукции, поиск и добыча полезных ископаемых, освоение нововведений, в том числе экономических, подготовка кадров).

С этим связаны и технические услуги (инжиниринг) по подготовке и обеспечению нормального хода производства и реализации продукции (консультации и экспертиза проектов, оценка технологии и сооружаемых объектов, техническое обучение и инструктаж, передача технической информации).

Продажа объектов интеллектуальной собственности становится все более важным элементом современной рыночной экономики. Согласно инвестиционному законодательству, интеллектуальные ценности ("ноу-хау", опыт, авторские права) приравниваются к имущественным (денежные средства, паи, акции, движимое и недвижимое имущество и т.д.) в качестве инвестиций.

Научно-техническая продукция производится по контрактам между заказчиками (министерствами, ведомствами, предприятиями, организациями) и исполнителями (научно-техническими коллективами).

Контракт предполагает проведение комплексных НИиОКР (или их крупных этапов) и решение важных научно-технических проблем федерального, регионального или местного значения. В контракт включаются задания на исследования, разработки, изготовление опытных образцов (установок), создание и освоение новой техники и технологии.

Контракт на создание и передачу научно-технической продукции (работ, услуг) - это двустороннее или многостороннее соглашение между ее производителями (подрядчиками) и потребителями (заказчиками). Контрактом предусматриваются, как правило, следующие составные компоненты, подлежащие строгому контролю: наименование продукции (предмет договора); научные, технические, экономические, экологические и другие требования к ее качеству (техническое задание); срок сдачи работы и ее основных этапов; порядок приемки, оценки, а также использования продукции (работы, услуги); договорная цена; порядок взаимных расчетов; санкции за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по контракту.

Политика ценообразования в сфере НИиОКР имеет определенные особенности. Это обусловлено тем, что научно-техническая продукция является товаром особого рода. В отличие от обычного материального товара при потреблении она не исчезает, а воплощается в каких-либо изделиях или услугах. Поэтому целесообразно оплачивать полную стоимость товара только при первой продаже, а в дальнейшем оплачивать лишь дополнительные затраты и перечислять часть прибыли от использования нововведения.

Цена на научно-техническую продукцию устанавливается в соответствии с характером экономических отношений в процессе создания и освоения нововведения. Можно выделить три основные варианта этих отношений и, соответственно, три различных подхода к формированию цены.

1. Реализация вновь созданной научно-технической документации, работ и услуг, которые не завершаются получением фактического эффекта, а требуют от заказчика дополнительных затрат и времени на их внедрение и освоение. В этом случае оплата продукции производится единовременно в установленный срок со дня подписания акта об ее приемке. Цена определяется по формуле:

Ц = С + П ± Д, (1)

где Ц - цена, устанавливаемая на основе контракта между исполнителем и заказчиком работ (услуг);

С - себестоимость (затраты на научно-техническую продукцию), определенная на основе типового перечня калькуляционных статей или элементов затрат;

П - прибыль, исчисленная в процентах к себестоимости без учета затрат на услуги сторонних организаций;

Д - доплаты (скидки) за превышение (недостижение) технико-экономических параметров, обусловленных техническим заданием, а также сокращение (превышение) согласованных сроков выполнения работ.

2. Передача (тиражирование) ранее созданной документации и работ. Здесь при установлении цены на тиражируемую продукцию затраты учитываются в пределах, обеспечивающих процесс тиражирования. Прибыль определяется как разность между договорной ценой и себестоимостью, и должна обеспечивать внесение налогов и различных платежей.

3. Реализация нововведения, включая весь комплекс работ по получению экономического эффекта. При таком подходе договорные отношения не заканчиваются приемкой документации, а предусматривают достижение гарантируемого эффекта. Платежи проводятся по согласованию сторон с учетом научно-технического уровня, конкурентоспособности, эффективности, периода использования нововведения и других условий его применения. Ориентировочная цена в этом случае определяется по формуле:

Ц = С + К*Э, (2)

где Э - экономический эффект от использования нововведения;

К - коэффициент, характеризующий вклад разработки в достижение этого эффекта с учетом степени риска.

Становление рынка в сфере НИиОКР связано с решением ряда проблем, к числу которых относятся следующие.

1. Обеспечение полной самостоятельности научно-технических организаций, переход заказчиков на целевое финансирование работ, выполненных в соответствии с условиями контрактов. При этом главным источником финансирования являются средства предприятий, поскольку именно на уровне основного (первичного) звена оценка социально-экономической эффективности научно-технической продукции наиболее объективна.

2. Усиление мотивации трудовой активности, ее направленности на создание конкурентоспособных разработок, которое включает: повышение профессиональной подготовки; преимущественное направление в наукоемкие отрасли и приоритетные области научной деятельности; рациональное использование в регионах; постоянное обновление, в том числе регулирование возрастного состава.

3. Повышение материальной заинтересованности в увязке с конечными результатами научно-технической деятельности. Например, поддержание прямой зависимости величины фонда оплаты труда от коммерческих итогов хозяйственно-финансовой деятельности; снятие всяких ограничений на размер и рост заработной платы и другие меры.

4. Развитие материально-технической базы научно-технических организаций, которая должна обеспечивать общий процесс создания и реализации разработок; поступление средств, выделяемых на ее содержание и совершенствование. Для достижения этой цели необходимо: создавать научно-технические организации как совместные предприятия с привлечением иностранного капитала; обеспечивать целевое выделение ресурсов на строительство объектов науки и опытно-экспериментальных производств.

5. Изменение организационных форм функционирования научно-технического потенциала. До начала 90-х годов характерными были статичные структуры научных учреждений, их значительные размеры, жесткая привязка к отдельным стадиям инновационного цикла. Это отражало ведомственные интересы. В условиях переходной экономики необходимо расширять самостоятельность творческих коллективов в выборе конкретных форм организации работ по решению научных проблем и активно противодействовать монополизму в науке. Реализация такого подхода предполагает:

· переход на ассоциативный принцип организации совместной научно-технической деятельности;

· расширение гибких организационных структур;

· развитие малых инновационных предприятий - научно-технических кооперативов, временных творческих коллективов;

· рациональное размещение и использование научно-технического потенциала в регионах.

Целесообразность использования в народном хозяйстве новой техники и технологии обосновывается многочисленными показателями, позволяющими проанализировать технический уровень производства, экономичность новой техники, эффективность ее применения. К новой технике относятся впервые реализуемые в народном хозяйстве результаты научных исследований и прикладных разработок, содержащие изобретения и другие научно-технические достижения, а также новые или более совершенные технологические процессы производства, орудия и предметы труда, обеспечивающие при их использовании повышение технико-экономических показателей производства или решение социальных задач.

Для оценки воздействия новой техники на динамику и эффективность производства всю совокупность используемых показателей можно представить в разрезе следующих групп:

1. Показатели, оценивающие воздействие орудий труда на техническую оснащенность производства (коэффициент обновления и выбытия новой техники, коэффициент механизации, автоматизации и роботизации производства, средний возраст оборудования, коэффициент физического износа техники, срок службы оборудования, фондоотдача);

2. Показатели, характеризующие эффективность использования предметов труда, экономию сырья и материалов (материалоемкость, металлоемкость, энергоемкость);

3. Показатели, оценивающие воздействие новой техники на рабочую силу (техническая вооруженность труда, коэффициент механизации труда, трудоемкость выпуска единицы конечной продукции, уровень производительность труда).

Для обобщенной оценки эффективности новой техники и технологии используются показатели экономического эффекта и экономической эффективности.

Экономический эффект измеряется абсолютными величинами и характеризует конечный результат применения новой техники. На уровне народного хозяйства страны или региона - это прирост национального дохода, валового внутреннего продукта; на уровне отрасли или предприятия - это прирост чистой продукции или прибыли, снижение затрат на производство.

Экономическая эффективность - это результативность применения новой техники и технологии. Она определяется отношением экономического эффекта к затратам, обеспечившим этот эффект. Например, на уровне страны или региона - отношением прироста национального дохода или валового внутреннего продукта к капитальным вложениям, обеспечившим этот прирост; на уровне отрасли или предприятия - отношением прироста чистой продукции или прибыли к вызвавшим этот прирост капитальным вложениям.

Для определения экономической эффективности используются различные показатели, например: срок окупаемости капитальных затрат на новую технику; коэффициент эффективности затрат на новую технику (рентабельность) и другие.

В период перехода российской экономики к рыночным отношениям целесообразность практического использования научно-технических достижений определяется в процессе инвестиционного проектирования.


11.1. Необходимость государственного регулирования развития промышленности

Промышленное производство являет­ся объективно основным источником создания ВВП, товарной массы для внутреннего потребления и экспорта. В создании ВВП доля перерабатывающей про­мышленности при стабильно развивающейся экономике составляет около 40%, в экономике СССР в 70—80-х годах она составляла около 60%, в России в 2004 году — 44%. На предприя­тиях промышленности в экономически разви­тых странах занято около 40% трудоспособного населения. Поэтому, главная задача правитель­ства состоит в сохранении, развитии и оказании поддержки отечественной промышленности. Это особенно важно в связи с тем, что перераба­тывающая промышленность наиболее постра­дала от экономического кризиса 1990—1998 гг. За этот период времени спад промышленного производства составил более 60%, в том числе в машиностроении – более 80%. С 1999-2000 гг. наметилось оживление отечественной про­мышленности, но его темпы недостаточны.

Промышленность России требует государ­ственной поддержки и стимулирования на ос­нове целенаправленной промышленной поли­тики, оптимально учитывающей сложившиеся экономические отношения, текущие и перс­пективные интересы России, участие в между­народном разделении труда.

Промышленная политика представляет собой систему мер обеспечивающих развитие промышленности на основе рацио­нального использования производственного потенциала для удовлетворения потребностей общества.

Она разрабатывается государственными органами с участи­ем представителей Союза промышленников и предпринима­телей, профсоюзов, научной общественностью на основе стратегии развития экономики России и долгосрочной про­граммы развития промышленности. Разработчики должны принимать участие в осуществлении контроля за ее выполне­нием.

Выбор направлений развития промышленности, оценка ее «стоимости» и результатов в современных условиях должны строиться на рыночных механизмах реализации принципов:

эффективности и увеличения объемов промышленного производства;

воспроизводственной направленности и эффективности ин­новационно-инвестиционной деятельности;

социальных результатов и экологических ограничений.

В настоящее время система государственного управления России перестраивается с прямого управления на экономичес­кие механизмы, создающие условия для самонастраиваемости производственных и реализационных процессов. Поэтому в ос­нове стратегии развития промышленности будет лежать переход к рыночным методам регулирования, которые могут быть эф­фективно реализованы при соответствующей им маркетинговой концепции. Ввиду того, что основным функциональным звеном в рыночной экономике являются промышленные предприятия, все регулирующие воздействия призваны ориентироваться на поддержку и стимулирование их эффективной деятельности.

Государственное регулирование промышленности России осуществляется в первую очередь с целью:

создания условий для эффективного функционирования предприятий, адаптировавшихся к рыночным условиям;

селективной помощи отраслям и предприятиям товарной специализации России, создающим базу для экономического роста и экспорта.

Для такой страны, как Россия, положительное сальдо внеш­неторгового баланса должно формироваться не только на осно­ве экспорта продукции энергетических и добывающих отраслей, но и продукции производственного и непроизводственно­го назначения, в том числе по отраслям промышленности, соз­дающим наукоемкую продукцию.

Промышленная политика охватывает развитие всего товар­ного производства, но его участники в различной степени «во­шли в рынок», поэтому методы экономического воздействия на них будут различны. Для полностью адаптировавшихся к ры­ночным условиям необходимо создание общих экономических условий развития, для находящихся в депрессии — селективная поддержка в зависимости от их хозяйственной значимости.

Вышеуказанные положения лежат в основе маркетинговой концепции развития промышленности. Ее основное содержание заключается в том, что конечные результаты функционирования промышленности проявляются в сфере рыночного товарообме­на и реализации, решении производственных, воспроизвод­ственных и социальных задач. Следовательно, промышленность следует представлять как материальную базу выпуска опреде­ленной совокупности товаров для внутреннего потребления и эффективного товарообмена.

С экономической точки зрения в основе промышленной по­литики России будут лежать следующие положения:

удовлетворение производственных и непроизводственных по­требностей России в промышленной продукции и услугах;

максимизация экономических результатов функционирова­ния промышленности с позиции формирования государствен­ного бюджета через увеличение налогооблагаемой базы, дохо­дов от эксплуатации государственного имущества и т.д.;

активизация внешнеэкономических связей, обеспечение пре­вышения вывоза (экспорта) над ввозом (импортом), создание по­ложительного сальдо обрабатывающей промышленности;

социальная направленность развития промышленности, со­хранение и увеличение занятости населения, обеспечение роста его покупательной способности, объемов потребления;

экономия природных ресурсов и улучшение экологической обстановки.

Их совокупным результатом является (для мировой практи­ки стабильное) повышение рыночной эффективности промыш­ленного комплекса, заключающейся в увеличении объемов реа­лизации промышленных товаров на внутреннем и внешних рынках с учетом требований ресурсосбережения. Таким образом, эффективность промышленного производства зависит от структуры производимых товаров (услуг) и может быть достиг­нута на основе установления эффективной товарной специали­зации, соответствующей потребностям рынков и обеспечивае­мой созданной технологической базой.

11.2. Концепция маркетинга в промышленной политике

Воздействие промышленной политики на товарное произво­дство обусловливает необходимость активного использования маркетинга – механизма изучения рынков промышленной про­дукции, способствующего формированию эффективной товар­но-технологической структуры производства, условий ее осуще­ствления и сбыта продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Основное содержание маркетинговой концепции развития промышленности сводится к следующему.

Уровень требований к конкурентоспособности, потреби­тельским свойствам и ценам товаров зависит от характера рын­ка. Поэтому все товары следует разделить на:

1) конкурентоспособные на мировом рынке;

2) конкурентоспособные на рынке СНГ;

3) обеспечивающие внутренние потребности страны, по ка­честву незначительно уступающие мировому уровню, но после модернизации производства могущему соответствовать;

4) внутреннего регионального массового потребления и не­транспортабельные.

Товары, неконкурентоспособные ни на одном из названных рынков, производство которых не имеет экономических пер­спектив, не должны выпускаться. Удовлетворение потребностей в этих товарах следует осуществлять за счет экспорта. Но его удельный вес не может превосходить некоторое пороговое зна­чение, за пределами которого может быть нарушена экономи­ческая безопасность страны. Величина порогового значения варьируется в зависимости от товара. Например, представляет­ся, что можно допустить импорт продовольствия не более 15—20% общих объемов потребления. В случае его превышения государство принимает меры к изменению структуры промыш­ленного и сельскохозяйственного производства.

Отмеченные рынки существенно различаются емкостью и реальными возможностями выхода на них производителей, тре­бованиями к качеству и потребительским свойствам товаров, уровнем цен с учетом транспортных расходов и других издержек обращения, возможностями регулирования товаропотоков, эф­фективностью производства с учетом объемов сбыта. Конку­рентоспособность товаров проявляется при выходе на каждый рынок с продукцией приемлемого для него качества, стимули­рующего увеличение спроса, цены, ассортимента и объемов, не­обходимых потребителям.

В современных экономических условиях российские пред­приятия самостоятельно выходят на каждый из названных рын­ков. Вместе с тем правительство административными и экономи­ческими методами (через государственный заказ, инвестиции, налоговые льготы и т.д.) призвано регулировать производство и реализацию тех или иных товаров, исходя из требования макси­мизации социально-экономических результатов, выражающих­ся в удовлетворении производственных и непроизводственных потребностей общества, эффективном экспорте и наполнении государственного бюджета.

Создание Министерства экономического развития и торгов­ли РФ показывает понимание необходимости совмещения функций прогнозирования развития экономики России и госу­дарственного регулирования производства и реализации про­мышленных товаров.

11.3. Товарная и технологическая специализация промышленности России

Основным результатом маркетинговой стратегии развития промышленности является выработка ее рациональной товар­ной специализации. Производственные хозяйственные субъек­ты, действующие в рыночных условиях, сами определяют структуру и объемы выпускаемых товаров. Роль государствен­ной промышленной политики заключается в выработке страте­гии в сфере:

формирования будущей конкурентоспособной товарно-те­хнологической структуры экономики;

производства наиболее эффективных и перспективных това­ров, обеспечивающих экономический рост, предусматриваю­щего создание для них режима наибольшего благоприятствия, условий технологического развития.

В первую очередь к товарной специализации отечественной промышленности следует отнести перспективные товары внут­реннего массового потребления. Материальная база их произ­водства должна иметь приоритетную возможность получения льготных кратко- и среднесрочных инвестиционных кредитов. Техническое перевооружение этих производств с одновремен­ным переходом на выпуск конкурентоспособной продукции позволит увеличить товарооборот, оживить отрасли легкой про­мышленности и некоторые отрасли машиностроения. Научно-техническим обеспечением эффективности инвестиций долж­ны быть технологический и товарный заделы, созданные в этих отраслях или закупленные зарубежные лицензии.

Безусловно, инвестиционная политика должна носить се­лективный характер. Государственными органами для поддерж­ки и стимулирования выбираются:

товары достаточно высоких потребительских свойств, спо­собные по цене и качеству конкурировать с импортируемой в настоящее время продукцией;

товаропроизводители — предприятия с достаточно устойчи­вым финансово-хозяйственным положением, имеющие потен­циальные возможности выдержать конкурентную борьбу на со­ответствующих рынках.

Инвестирование и реализация других мер селективной под­держки должны применяться к конкретным товаропроизводи­телям, отнесенным к товарной специализации российской про­мышленности после экономической оценки:

возможности выхода на внутренний и внешний рынки;

материально-технической базы предприятия с позиции ее потенциальной эффективности, возможностей обновления, пе­репрофилирования на выпуск новых товаров и выхода с ними на отмеченные рынки;

возвратности инвестиций, роста поступлений в бюджет и т.д.

Предприятия, техническое перевооружение которых эконо­мически нецелесообразно, должны быть подвергнуты банкрот­ству.

Такой подход позволит выделить и оказывать государствен­ную поддержку конкурентоспособным и профильным предпри­ятиям, принимать экономические меры по сдерживанию и прекращению деятельности непрофильных и неэффективных производств.

Для формирования рыночной специализации отраслей эко­номики в рамках государственной промышленной политики необходимо:

провести маркетинговые исследования рынков совокупнос­ти основных товаров, выпускаемых промышленностью, с опре­делением их конкурентоспособности по двум параметрам: пот­ребительским свойствам и цене, определить перспективы раз­вития соответствующих рынков;

на основе имеющейся технологической базы сформировать перспективную товарную специализацию промышленности, включающую уже выпускаемые и новые товары для выхода на рынки;

сформировать краткосрочную (на 2-3 года) инвестиционную программу, обеспечивающую развитие производств товарной и технологической специализации промышленности на совре­менной технологической базе и оказать выбранным предприя­тиям другие меры поддержки. Частные промышленные пред­приятия сами проводят маркетинговые исследования, но их ре­зультаты могут быть условием государственной поддержки.

Особую роль в развитии эффективной товарной специализа­ции промышленности играет определение перспективных това­ров (товарных групп), разработанных научными организациями и промышленными предприятиями, но еще не выпускаемых, т. е. потенциально эффективных и конкурентоспособных, явля­ющихся товарным заделом. Налаживание производства этих то­варов должно стать основным условием поддержки предприя­тий правительством в рамках государственной промышленной политики. Их выделение осуществляется на основе согласова­ния общей долгосрочной государственной маркетинговой стра­тегии и бизнес-планов, представляемых предприятиями для обоснования получения поддержки, после проведения незави­симой экспертизы. В бизнес-планах дается анализ рынков но­вых товаров, их конкурентоспособности, цен и возможных, а может быть, и гарантированных объемов сбыта.

Маркетинговое исследование основывается на информации: о реализации товаров на рынках (по принятой классифика­ции) в товарных группах, выпускаемых промышленностью;

о возможностях промышленных предприятий выйти на эти рынки с конкурентоспособной продукцией;

о возможных эффективных товаропроизводителях. Анализ структуры и динамики движения товаров (товаропотоков) является важным элементом промышленной политики. Он позволяет выявить товары, пользующиеся повышенным спросом на названных выше рынках, определить страны и реги­оны — их потребители, оценить эффективность и интенсивность сложившихся связей. Источником информации о выпускаемых товарах являются статистические справочники, коммерческие источники. Обработка информации позволяет получить пер­вичный массив конкурентоспособных товаров по соответствую­щим рынкам. В рамках государственной промышленной поли­тики маркетинговая информация может представляться при разработке бизнес-планов и инвестиционных программ, реали­зуемых при государственной поддержке, экономическом обос­новании государственных гарантий и кредитов и т.д. Названная информация позволяет сформировать банк данных конкурен­тоспособной продукции, выпускаемой промышленными предприятиями и пользующейся спросом на соответствующих рынках, потенциально конкурентоспособной продукции, соот­ветствующей потребностям рынков. Накопление и анализ ин­формации о движении промышленных товаров даст возмож­ность оценить и корректировать товарную специализацию про­мышленности.

Для эффективной целенаправленной государственной под­держки предприятий промышленного комплекса, выбора кон­курентоспособных предприятий создается массив информации о промышленных предприятиях с оценкой и ранжированием их по эффективности на основе:

балансов промышленных предприятий, направляемых в на­логовую инспекцию;

данных, представляемых при заключении инвестиционных договоров;

предполагаемых мер государственной поддержки.

Для оптимизации структуры товаропроизводителей и оцен­ки их технического уровня большое значение имеет массив ба­зовых технологий, используемых промышленными предприя­тиями в рамках производства продукции товарной специализа­ции промышленности. Он формируется на основе информации инвестиционных программ и данных предприятий, обосновы­вающих оказание мер поддержки с участием научно-исследова­тельских и технологических организаций.

Совместная обработка отмеченных выше массивов инфор­мации позволит сформировать расчетную базу для выработки рыночно-ориентированной промышленной политики, и усло­вия, способствующие выходу на товарные рынки потенциаль­но-эффективных предприятий. Оживление производственной деятельности этих предприятий требует, как правило, проведе­ния санационных мер, включающих разработку инвестицион­ных и инновационных программ, реализуемых с участием госу­дарства.

При анализе инвестиционных программ для проведения мер поддержки и др. главным критерием эффективности должно стать соответствие цены и качества готовящейся к выпуску про­дукции требованиям соответствующего рынка и рентабельнос­ти производства. Конечные результаты осуществленных мер оцениваются по увеличению объемов реализации товаров, по­ступлений в государственный бюджет, насыщению рынков то­варами, решению социальных задач.

Для реализации промышленной политики необходима орга­низация проведения некоторой системы мер государственного прямого и экономического воздействия, в результате которых можно добиться:

эффективной реструктуризации промышленности;

увеличения объемов реализации промышленной продукции;

разработки и проведения эффективной инновационно-ин­вестиционной политики.

Система мер должна постоянно реагировать на изменение маркетингового состояния внутренних и мировых рынков про­мышленных товаров на основе прогноза их развития.

Таким образом, промышленная политика обеспечивает концентрацию ресурсов общества на выбранных эффективных направлениях развития экономики и реализуется через долго­срочную программу развития промышленности. На ее основе осуществляется целенаправленное проведение структурной пе­рестройки промышленности, обеспечивающее эффективное использование накопленного, развивающегося и привлеченно­го научно-технического потенциала и инвестиций.

11.4. Инвестиционно-инновационная политика государства

Товарно-технологическая специализация вырабатывается на основе сложившейся технологической базы производства, ее научно-технического уровня и научного, патентного и лицензи­онного задела для развития, необходимости наиболее полного использования их потенциальных и реальных возможностей для производства конкурентоспособной продукции. Кроме прямо­го воздействия рынка на товарно-технологическую специализа­цию промышленности оказывают влияние:

инвестиционные возможности и инвестиционная политика;

обеспеченность природными ресурсами;

требования экологии.

Технологическая специализация промышленного комплекса в первую очередь отражается его отраслевой структурой. В ры­ночных условиях она определяется совокупностью базовых тех­нологий, ориентированных на выпуск определенных видов про­дукции. В рамках государственной промышленной политики инвестиционные программы предприятий могли бы разрабаты­ваться на основе среднесрочных отраслевых прогнозов и про­грамм технического развития, отражающих научно-техническую политику в отрасли. Для промышленных предприятий в этих программах необходимо предусматривать меры по переходу на новый технический уровень, обеспечивающий высокую эффек­тивность производства, выпуск продукции, могущей завоевать твердое положение на товарных рынках. Вместе с тем отраслевые программы являются информационным материалом, помогаю­щим предприятиям выработать собственную технологическую политику. Они представляют собой инструмент регулирования отраслевой инновационно-инвестиционной политики государ­ства и реализуются на конкретных объектах в рыночных услови­ях или, если они реализуются при участии государства, через экономические механизмы и меры поддержки.

В России накоплен определенный опыт разработки про­грамм технологического развития производства в рамках Ком­плексной программы научно-технического прогресса и его со­циально-экономических последствий на 20 лет, разработанной в 80-х гг. прошлого столетия. Степень соответствия программ предприятий отраслевым программам может служить дополни­тельным критерием обоснования государственных инвестиций. В программах инвестирования технического развития предпри­ятий следует предусматривать качественное изменение их технологического уровня, обеспечивающее переход к новому тех­нологическому укладу. Рассматриваемые условия и меры подде­ржки на коммерческие предприятия не распространяются. Дос­таточно универсальной моделью прогнозирования технологи­ческого развития производства может быть «Модель коридора эффективности технологического развития предприятий». При реализации инвестиционных программ требования товарной и технологической специализации производства совмещаются.

Инвестиционно-инновационная политика в промышлен­ности представляет собой основную часть государственной ин­вестиционной политики. Она реализуется через государствен­ную инвестиционную программу, которая представляет собой интегрированную совокупность инвестиционных программ от­раслей и предприятий промышленности:

обеспечивающую высокие темпы развития предприятий то­варной специализации промышленности со стабильным или по­вышающимся объемом реализации;

ориентированную на перспективные наукоемкие товары, имеющие гарантированный сбыт в перспективе, соответствую­щие потребностям рынков по качеству, ценам и перспективной конкурентоспособности и обеспечивающие стабильное участие в формировании бюджета как за счет налоговых поступлений, так и за счет получения прибыли от использования государ­ственной собственности;

предусматривающую повышение технологического уровня и рентабельности производства на основе применения современ­ной техники, разработанной, как правило, в России или приоб­ретаемой по лицензиям.

Инвестиционно-инновационная политика строится на сле­дующих основных экономических положениях:

обоснование конечных экономических и социальных целей технического перевооружения и развития материально-техни­ческой базы промышленных предприятий и его эффективности;

расчет и учет в программах развития экономики и промыш­ленности намеченных экономических результатов технологи­ческого развития;

формирование замкнутого цикла производства конечной продукции на российских предприятиях по вертикальной технологической специализации, обеспечивающего увеличение ра­бочих мест и насыщение рынков России отечественными това­рами (при соответствии конечной продукции потребностям рынков).

Для проведения эффективной инвестиционной политики в рамках государственной промышленной политики на основе разработанной товарно-технологической специализации необ­ходимо:

разработать систему критериев социально-экономической и технологической оценки инвестиционных программ предприя­тий и их отбора для реализации;

предложить механизм кредитования инвестиционных ме­роприятий и его использования как основного источника ин­вестиционных ресурсов или использования других финансовых источников;

разработать экономическую схему финансирования инвес­тиционных программ на основе долевого участия различных ка­тегорий инвесторов с учетом максимизации интересов государ­ства и бизнеса;

разработать систему экономической поддержки инвестици­онных проектов, выполняемых с участием зарубежных инвесто­ров;

создать постоянно действующую систему контроля выпол­нения инвестиционных программ, выполняемых с участием ре­сурсов Государственной инвестиционной программы;

создать законодательную базу и механизмы наложения санк­ций за нарушение договорных обязательств в сфере государ­ственных инвестиций.

В качестве условий инвестирования следует предусмотреть повышение рыночной эффективности производства, включаю­щей повышение цен в результате улучшения потребительских свойств товаров и снижения издержек производства, ведущих к повышению рентабельности производства.

11.5. Общие и селективные экономические меры поддержки промышленности России

Экономические меры поддержки промышленности являют­ся важнейшим источником ресурсного обеспечения проведения промышленной политики.

В заявлениях Правительства России создание условий для развития промышленности считается важнейшей хозяйствен­ной проблемой. Для ее решения необходима разработка и зако­нодательное принятие системы экономических мер, в которой следует выделить общие и целевые меры. Если общие меры распространяются на все промышленные предприятия при вы­полнении ими определенных условий (финансовое состояние, рыночная и инвестиционная активность и т.д.), то целевые ме­ры применяются индивидуально к производителям отдельных товаров соответствующих государственным приоритетам или крупным хозяйствующим субъектам, способным восстановить активную финансово-хозяйственную деятельность.

Среди общих мер поддержки промышленных предприятий эффективно применение нижеследующих.

1. Разработка механизма экономического стимулирования развития промышленности через налоговую систему на основе полного освобождения от налогообложения НДС и прибыли:

приростов объемов реализованной товарной продукции в натуральном выражении, полученных в результате оживления промышленности или увеличения экспорта в текущем году. Эта мера призвана оказать финансовую поддержку предприятиям, находящимся на выходе из кризиса, активно работающим на рынках сбыта. Она действует только в текущем году. В следую­щем отчетном периоде от налогов освобождаются приросты продукции, полученные в этом периоде;

дополнительной прибыли, полученной предприятиями за счет повышения качества и снижения издержек производства реали­зуемой продукции с учетом индекса цен на сырье, материалы, комплектующие изделия и т.д. Эта мера призвана стимулиро­вать обновление ассортимента выпускаемой продукции, разви­тие материальной базы производства, внедрения новой техники и технологии и также действует только в отчетном периоде;

освобождения от налога на имущество части имущества пред­приятий, используемого для производства конкурентоспособ­ной продукции, объемы реализации которых в отчетном перио­де возросли.

2. Контроль целевого использования амортизационного фон­да.

Представляется необходимым установить контроль налого­вых органов за использованием амортизационного фонда предприятий. В случае его использования не по назначению, исклю­чить эти суммы из издержек производства и ввести их налогооб­ложение как прибыли.

3. Стимулирование собственных инвестиций предприятий. Представляется целесообразным применять указанные в п.1 льготы только при условии направления всего прироста прибы­ли, получившего льготу, на пополнение оборотных средств, ин­вестиции и инновации. Предприятиям, пользующимся этой ль­готой необходимо разработать инвестиционные программы, контролируемые действующим механизмом предоставления на­логового кредита и других льгот. Эта мера может применяться под контролем ее выполнения со стороны налоговых органов.

Указанные выше льготы распространяются на все предприя­тия, выполняющие исходные условия и получающие на них право по результатам хозяйственной деятельности.

4. Изменения условий предоставления долгосрочного (сред­несрочного) коммерческого инвестиционного кредита для про­мышленных предприятий.

Коммерциализация банковской системы привела к ее перео­риентации с производственных инвестиций (что является ее прямой функцией) к спекулятивным операциям на рынках цен­ных бумаг, краткосрочным займам под высокий процент. Эта ставка превосходит ставку межбанковского кредита, которая в период относительной финансовой стабилизации не опускалась ниже 20%. Производственные инвестиции коммерческих бан­ков составляют сейчас по разным источникам от 1 до 3% в об­щем их объеме.

Необходимо создать систему предоставления коммерческих инвестиционных промышленных кредитов на приемлемых для предприятий условиях. При этом общую финансовую нагрузку от кредитной поддержки промышленной инвестиционной по­литики коммерческими банками вынуждено взять на себя госу­дарство. Следует рассмотреть возможность применения следую­щих, стимулирующих производственные инвестиции, мер:

Центробанку следует установить пониженную ставку меж­банковского кредита для производственных инвестиций ком­мерческих банков на уровне, делающем производственные ин­вестиции хотя бы низкорентабельными;

освободить от налогов прибыль коммерческих банков, полу­ченную в результате производственных инвестиций;

разработать систему инвестирования промышленности за счет части золотовалютных резервов Центробанка и Стабилиза­ционного фонда, в настоящее время размещаемых в зарубежных банках под низкий процент.

Отмеченные выше меры поддержки развития производства призваны создать инвестиционно-инновационный климат. Они в определенной мере увеличивают нагрузку на финансовую си­стему России, но в то же время создают базу для развития про­мышленности и получения мультипликативного эффекта.

5. Прямые государственные инвестиции в перспективные на­укоемкие, социально-значимые и экспортные производства, формирующие будущую структуру промышленности. Необхо­димо шире использовать на эти цели бюджетные кредиты.

Среди мер поддержки, применяемых дифференцированно к конкретным товаропроизводителям, наибольшее значение име­ют:

меры по реструктуризации долгов промышленных предпри­ятий;

пополнение оборотных средств промышленных предприя­тий за счет расши­рения возможности и условий получения налогового кредита и использование других источников;

стимулирование разработки и выполнения инвестиционных программ;

предоставление льготных инвестиционных и других креди­тов для проведения работ по Государственной инвестиционной программе;

предоставление государственных гарантий российским и иностранным коммерческим целевым инвестициям в конкрет­ные производства товарной специализации промышленности России.

Перечисленные меры нужно применять к предприятиям, имеющим реальные возможности оживления производства и выхода на соответствующие рынки. Для этого предприятия должны защитить в Министерстве промышленности и энерге­тики свои бизнес-планы и инвестиционные программы. Для та­ких предприятий могут быть разработаны схемы налогового стимулирования производственной и инновационно-инвестиционной деятельности, включающие предоставление отсрочки или рассрочки задолженности по налоговым платежам, плате за энергоресурсы и воду ит.д. Для них могут применяться льготы в виде налогового кредита или налоговых каникул.

В принципе, могут быть достаточно эффективны меры по взаимозачетам долгов по прямым технологическим цепочкам движения товаров. Но в результате пострадают предприятия, имеющие значительную кредиторскую задолженность, что при­ведет к повышению их неплатежеспособности и ускорить при­нятие к ним экономических санкций. Эта мера безналичных расчетов не противоречит рынку. На этой основе предприятия с большой дебиторской задолженностью смогут улучшить свое финансовое положение.

Индивидуальные налоговые льготы, отсрочки платежей идругие меры поддержки конкретных предприятий осуществля­ются избирательно после маркетингового анализа ожидаемых ре­зультатов реализации их инвестиционных программ, бизнес-пла­нов, финансового состояния предприятий, собственного участия в инвестиционных программах не менее чем на 40% объемов фи­нансирования и других мероприятий с оценкой возвратности предоставляемых кредитов.

Более подробно тема изложена в следующей литературе:

Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Изд. 3-е, доп. и перераб. / Под общ. ред. В.И. Кушлина, - М.: Издательство РАГС, 2006. Глава 21.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: