Ижевск
ДЕЛОВАЯ ЭТИКА
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
профессор __________П.Б. Акмаров
«17» апреля 2012 г.
Методические указания для студентов очной формы обучения
ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА
Лекция 2
Тема: Вербальный и невербальный язык деловой коммуникации: вопросы этики и этикета.
Студент должен:
иметь представление:
· о специфике вербальной и невербальной деловой коммуникации;
знать:
· понятия «вербальная коммуникация», «невербальная коммуникация», «речевой этикет», «публичное выступление», «такесика», «проксемика», «визуальный контакт», «жестика», «мимика»;
· правила речевого этикета для говорящего и слушающего, выразительные средства публичной речи, виды невербального языка;
уметь:
· определять виды невербального языка, «читать» его.
Тезисный план:
1. Речевой этикет в деловом общении. Правила этикета для говорящего.
2. Публичное выступление. Выразительные средства публичной речи.
3. Слушание как элемент речевой культуры. Правила этикета для слушающего.
|
|
4. Невербальная коммуникация. Виды невербального языка: такесика, проксемика, визуальный контакт, жестика, мимика.
Основные понятия: речевой этикет, публичное выступление, выразительные средства публичной речи, невербальная коммуникация, вербальная коммуникация, такесика, проксемика, визуальный контакт, жестика, мимика.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие существуют выразительные средства публичной речи?
2. Перечислите правила этикета для слушающего и говорящего.
3. Перечислите виды невербального языка. Охарактеризуйте их.
4. Назовите основные правила публичного выступления.
7. Вопросы для зачёта
1. Этика как учение о морали. Структура и функции морали.
2. Этические проблемы деловой жизни. Деловая этика как научная дисциплина. Соотношение универсальной и деловой этики.
3. Структура деловой этики (макроэтика и микроэтика). Социальные функции и принципы деловой этики.
4. Соотношение этики и этикета. Понятие делового этикета.
5. Речевой этикет в деловом общении. Правила этикета для говорящего.
6. Публичное выступление. Выразительные средства публичной речи.
7. Слушание как элемент речевой культуры. Правила этикета для слушающего.
8. Невербальная коммуникация. Виды невербального языка: такесика, проксемика, визуальный контакт, жестика, мимика.
9. Правила этикета при собеседовании.
10. Нормы современного делового этикета в общении с коллегами.
11. Этикет взаимоотношений руководителя и подчиненного. Служебный этикет руководителя.
12. Этика служебных взаимоотношений мужчины и женщины.
13. Сущность и виды деловой беседы. Подготовка и этапы протекания беседы.
|
|
14. Основные правила и тактика ведения переговоров.
15. Технология проведения делового совещания.
16. Этикет телефонного делового общения.
17. Деловое письмо: требования этикета.
18. Резюме, его структура и правила составления.
19. Визитные карточки, их оформление и использование в общении.
20. Этические аспекты использования компьютерных технологий.
21. Понятие, типология и структура конфликта.
22. Предпосылки возникновения конфликта. Объективные и субъективные причины конфликта.
23. Стратегии разрешения конфликтных ситуаций: приспособление, компромисс, сотрудничество, уклонение, конкуренция.
24. Правила поведения в условиях конфликта. Профилактика деловых конфликтов.
25. Имидж и его составные элементы. Технологии формирования имиджа.
26. Хорошее отношение к людям как главный фактор формирования имиджа.
27. Роль уверенности в себе и манер поведения в формировании имиджа.
28. Значение одежды в процессе формирования делового имиджа.
29. Имидж организации и способы его формирования.
30. Виды приемов в деловом общении и подготовка к их проведению.
31. Правила поведения за столом.
32. Этикет поведения в гостях.
33. Национально-культурные особенности делового этикета.
34. Особенности делового поведения россиян.
1. Этические проблемы деловой жизни. Деловая этика как научная дисциплина. Соотношение универсальной и деловой этики.
2. Соотношение этики и этикета. Понятие делового этикета.
3. Речевой этикет в деловом общении. Правила этикета для говорящего.
4. Слушание как элемент речевой культуры. Правила этикета для слушающего.
5. Невербальная коммуникация. Виды невербального языка: такесика, проксемика, визуальный контакт, жестика, мимика.
6. Правила этикета при собеседовании.
7. Нормы современного делового этикета в общении с коллегами.
8. Этикет взаимоотношений руководителя и подчиненного. Служебный этикет руководителя.
9. Сущность и виды деловой беседы. Подготовка и этапы протекания беседы.
10. Этикет телефонного делового общения.
11. Этические аспекты использования компьютерных технологий.
12. Стратегии разрешения конфликтных ситуаций: приспособление, компромисс, сотрудничество, уклонение, конкуренция.
13. Правила поведения в условиях конфликта. Профилактика деловых конфликтов.
14. Имидж и его составные элементы. Технологии формирования имиджа.
15. Хорошее отношение к людям как главный фактор формирования имиджа.
16. Национально-культурные особенности делового этикета.