Информатика

Ссылки

Литература

Примечания

1. Израиль Владимирович Нестьев Дягилев и музыкальный театр XX века

. — Музыка, 1994. — С. 215.

2. Бронислава Нижинская Ранние воспоминания. — Москва: Артист, режиссер, театр, 1999. — С. 89, 120. — ISBN 9785873340330

3. ↑ 12 Серж Лифарь Дягилев и с Дягилевым. — Routledge, 1998. — ISBN 5969700223

  • Baron Adolf de Meyer, Jennifer Dunning L'Après-midi d'un faune: Vaslav Nijinsky, 1912. — Dance Books, 1983. — ISBN 0903102781
Послеполуденный отдых фавна (балет) на Викискладе?
  • Отрывок репортажа BBC о Русском балете Дягилева

Черты имп-ой эстетики в музыке:

· стремление «записать» звуки природных стихий,

· неопределенность мелодического строя [1]: использование свободного сочетания звуков взамен традиционной гармонии, построенной на согласном сочетании звуков – подобно тому, как худ-к выбирает краски на палитре, стремление сделать музыку свободной от каких-либо законов [5. С. 432],

· использование гибкой и естественной мелодики, близкой к поэтической и разговорной речи,

· умение звуками рисовать картины (перед слушателями возникают то бушующее море, то безбрежная гладь, овеваемая легким ветром, то облака, несущиеся под порывами ветра) [там же].

Творчество Дебюсси ознаменовало невиданный ранее эксперимент в музыке. Похожие задачи ставил перед собой русский композитор Александр Николаевич Скрябин (1872-1915 гг.), пытавшийся соединить музыку, звук и цвет.

В лит-ре принципы И. формировались на переходе от натурализма к символизму и поэтому складывались более самостоятельно, т. е. в меньшей степени зависели от живописи, но и здесь связь с иск-ом живописи очевидна.

В л-ре И. представляли Ж. и Э. Гонкуры, Жюль Гюисманс (роман «Наоборот»), Ги де Мопассан и др. Черты эстетики И. в лит-ре:

· мимолетная зарисовка сцен,

· передача хаоса чувств и настроений,

· предельная заостренность изобразительной силы слова [1. С. 107].

Проиллюстрируем отдельные черты эстетики импрессионизма на материале одной из ранних повестей Б. Пастернака «Детство Люверс» 1918 г. Эти черты/признаки можно увидеть на двух неполных страницах финала произведения.

Во-первых, очевидна фрагментарность в построении сюжета, которая сказывается уже в выборе темы – это эпизоды из истории неожиданного взросления девочки Жени Люверс.

Во-вторых, картина неожиданного взросления Жени, увиденная глазами ее репетитора, существует в неразрывной связи с окружающим фоном – с антуражем и миром природы, которые воспринимаются одновременно с изменениями в поведении девочки и сливаются с ними; это слияние получило название «человека в пейзаже»:

«Гардины опускались до полу, и до полу свешивалась зимняя звездная ночь за окном, и низко, по пояс в сугробах, волоча сверкающие цепи ветвей по глубокому снег, брели дремучие деревья на ясный огонек в окне. <…> Чем объяснить этот избыток чувствительности? – размышлял репетитор. – <…> Она очень изменилась. Периодические дроби объяснялись еще ребенку, между тем как та, что послала его сейчас в классную…И это дело месяца!» [6. С. 531].

В-третьих, изменения, связанные с превращением ребенка в женщину, быстротечны, мимолетны, трудноуловимы, и поэтому их нельзя объяснить однозначно, дать им объективную и четкую оценку. Так, репетитор по фамилии Диких неверно объясняет причину слез Жени, но он совершенно правильно улавливает сущность происходящих с ней изменений:

«Он ошибался, то впечатление, которое он предположил, к делу нисколько не шло. Он не ошибся. Впечатление, скрывавшееся во всем, было неизгладимо. Оно отличалось большею, чем он думал, глубиной…Оно лежало вне ведения девочки, потому что было жизненно важно и значительно, и значение его заключалось в том, что в ее жизнь впервые вошел другой человек <…> (В авторском тексте простой курсив) [Там же. С. 532].

В-четвертых, сущность происходящих изменений описывается смутно, нечетко, буквально следуя принципу изображения «размытого контура», столь характерного для эстетики импрессионизма:

«<…> другой человек, третье лицо, совершенно безразличное, без имени или со случайным, не вызывающее ненависти и не вселяющее любви, но то, которое имеют в виду заповеди, обращаясь к именам и сознаниям, когда говорят: не убий, не крадь и все прочее <…> [Там же. С. 532].

В-пятых, подчеркивается невыразимость отдельных впечатлений, невозможность в полной мере описать и раскрыть их сущность на языке слов:

«Всего грубее заблуждался Диких, думавши, что есть имя у впечатлений такого рода. Его у них нет» [Там же. С. 532].

Мы видим, что эстетический принцип невыразимости впечатлений на языке слов в последней из цитат сформулирован в подчеркнуто декларативной форме.

Наконец, само слово впечатление является ключевым в пастернаковском тексте и также указывает на непосредственное присутствие эстетики импрессионизма.

В целом им-зм не составил единой худ-ой школы, особого худ-го стиля, но многие его худ-ые открытия вошли золотой фонд современной эстет-ой культуры.

Зарубеж. Исследователи связывают возник-е И. с такими филос. течениями, как эмпириокритицизм, интуитивизм, в частности, с концепциями Анри Бергсона и Бориса Кроче, с их идеями непосредственного в и дения предмета, его неопределенности, текучести, длительности.

Различ. проявления И. относятся к разным периодам времени и далеко не всегда отмечаются непосредственной генетической связью или преемственностью, явно выраженными общими специфическими чертами [1. С. 107].

Список лит-ры и источников:

1. Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.

2. Импрессионизм. Художественные направления и стили. / Сост. Котельникова. Т. М. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. – 128 с.

3. Андреев Л. Г. Импрессионизм. – М., 1980.

4. Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. и сост. А. А. Мелик-Пашаев. – М.: Олимп: АСТ, 2000. – 813 с.

5. Дебюсси Клод // Кто есть кто в мире (энциклопедия). / Гл. ред. Г. П. Шалаева. – М.: Филологическое общество «Слово»: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. – C. 431-432.

6. Пастернак Б. Л. Детство Люверс // Пастернак Б. Л. Стихотворения. Поэмы. Проза. – М.: Олимп; ТКО АСТ, 1996. – С. 479-533.

Конспект лекций

Автор: доцент, к.ф.м.н. Шевелев Г.Е.

Дата актуализации: 16.01.2012 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: