Распределение населения РФ по возрастным группам в 1970 – 2002 гг

Численность населения Российской Федерации в 1970-2002 гг.

Год Все население, млн. чел В том числе В общей численности населения, %
Городское Сельское Городское Сельское
  130,1 134,7 137,6 139,0 143,8 147,4 148,0 148,5 148,7 148,7 148,4 81,0 91,1 95,4 97,7 104,1 108,4 109,2 109,8 109,7 108,9 108,5 49,1 43,6 42,2 41,3 39,7 39,0 38,8 38,7 39,0 39,8 39,9    

Таблица 2.2.

год          
Все население          
в том числе в возрасте, лет: 0-4          
5-9          
10-14          
15-19          
20-24          
25-29          
30-34          
35-39          
40-44          
45-49          
50-54          
55-59          
60-64          
65-69          
70 и старше          

Специально организованное статистическое наблюдение пред­ставляет собой наблюдение, организуемое с какой-либо особой целью для получения данных, которые в силу тех или иных причин не собира­ются посредством отчетности, или для проверки, уточнения данных от­четности.

Несплошное - это такое наблюдение, при котором обследованию подвергаются не все единицы совокупности, а только масть их. В стати­стической практике применяется несколько видов несплошного наблю­дения. Главными из них являются выборочное наблюдение, монографи­ческое обследование и метод основного массива.

Выборочным называют наблюдение, основанное на принципе случайного отбора тех единиц изучаемой совокупности, которые долж­ны быть подвергнуты наблюдению.

Выборочное наблюдение при правильной его организации и про­ведении дает достаточно достоверные данные для характеристики изу­чаемой совокупности в целом. Во многих случаях им вполне можно заменить сплошной учет, а также использовать при получении аудиторских доказательств. В условиях рыночной экономики сфера приме­нения выборочного наблюдения постоянно расширяется.

Монографическое обследование представляет собой детальное, глубокое изучение и описание отдельных, характерных в каком-либо отношении единиц совокупности.

Монографическое обследование проводится с целью выявления имеющихся или намечающихся тенденций в развитии явления, для вы­явления имеющихся резервов; изучения опыта отдельных субъектов ры­ночной экономики и т.п.

Метод основного массива заключается в том, что обследованию подвергаются наиболее крупные единицы, которые вместе взятые имеют преобладающий удельный вес в совокупности по основному для данно­го исследования признаку (признакам).

Единицы совокупности, обладающие незначительной величиной изучаемого признака, обследованию не подвергаются. Например, цены на продовольственных рынках могут регистрироваться лишь в крупных городах, где проживает большая часть населения России:

По частоте (срокам регистрации) наблюдение может быть непре­рывным (текущим) и прерывным. Последнее, в свою очередь, подразде­ляется на периодическое и единовременное,

Текущим называют такое наблюдение, которое ведется непре­рывно, и регистрация фактов производится по мере их свершения. Пример такого наблюдения - регистрация актов гражданского состоя­ния: рождений, смертей, браков, разводов.

Периодическое - это наблюдение, которое повторяется через оп­ределенные, равные промежутки времени. Таковым является, в частно­сти, ежеквартальное представление финансовых отчетов в налоговые службы.

Единовременным называется такое наблюдение, которое прово­дится по мере необходимости, время от времени, без соблюдения стро­гой периодичности или вообще проводится один раз и больше не повто­ряется. Примером такого рода наблюдения может служить учет товар­ных остатков и денежной наличности на момент денежной реформы.

По источнику сведений различают непосредственное наблюдение, документальное наблюдение и опрос.

Непосредственным называют такое наблюдение, при котором сами регистраторы путем непосредственного замера, взвешивания или подсчета устанавливают факт и на этом основании производят запись в формуляре наблюдения. Таковы, например, инвентаризация имущества, снятие остатков товаров в магазине и др.

Документальное наблюдение предполагает запись ответов на во­просы формуляра на основании соответствующих документов. Примером такого наблюдения является сбор данных об успеваемо­сти студентов вуза на основе зачетно - экзаменационных ведомостей.

Опрос - это наблюдение, при котором ответы на вопросы форму­ляра наблюдения записываются со слов опрашиваемого. Так проводятся, в частности, переписи населения. Основанием записи сведений о возрас­те, семейном положении, образовании и т.д. служат ответы опрашивае­мого.

В статистике применяются следующие способы собирания сведе­ний: отчетный, экспедиционный, самоисчисление, анкетный, коррес­пондентский.

Сущность отчетного способа заключается, как уже отмечалось, в представлении предприятиями, учреждениями и организациями стати­стических отчетов о своей деятельности в строго обязательном порядке. Экспедиционный способ наблюдения заключается в том, что специально привлеченные и обученные работники посещают каждую единицу наблюдения и сами заполняют формуляр наблюдения.

Этим способом собираются сведения при переписях населения. При способе самоисчисления (саморегистрации) формуляры за­полняют сами опрашиваемые.

Обязанность специально привлеченных для получения информа­ции сотрудников состоит в раздаче формуляров опрашиваемым, инст­руктаже их, сборе заполненных формуляров и проверке правильности их заполнения. Способ саморегистрации применяется органами статистики, например, для изучения так называемой маятниковой миграции - пере­движения населения от места жительства до места работы и обратно.

Анкетный способ - это сбор статистических данных с помощью специальных вопросников, рассылаемых определенному кругу лиц или публикуемых в периодической печати.

В современных условиях данный способ собирания сведений при­меняется очень широко, особенно в различных социологических обсле­дованиях.

Сущность корреспондентского способа наблюдения заключается в том, что статистические органы договариваются с определенными ли­цами, которые берут на себя обязательство вести наблюдение за какими-либо явлениями, процессами и в установленные сроки сообщать резуль­таты наблюдений статистическим органам.

Таким образом, проводятся, в частности, экспертные оценки по конкретным вопросам социально - экономического развития страны.

Например, экспертные оценки устойчивого развития муниципального образования (МО) включают в себя следующие этапы:

1. Анализ показателей устойчивого развития МО и их дополнение:

- Выделение набора типовых показателей (возможно и их классификация) для анализа состояния развития и разработки стратегических программ и планов округа, региона и муниципального образования.

- Выделение набора показателей (и их классификация) для анализа социально-экономического состояния округа, региона и муниципального образования и принятия оперативных решений.

- Выделение набора показателей (и их классификация) для разработки нормативных данных, используемых для сравнения с ними текущих показателей.

- Анализ и структурирование показателей бюджетного процесса и других источников.

2. Разработка форм представления показателей для ввода в систему, а также форматов импортируемых данных из других информационных систем, и алгоритмов их обработки для ввода в автоматизированную систему мониторинга (АСМ) МО.

3. Разработка предложений по направлениям доработки АСМ МО, например таких как:

- доработка справочника показателей системы, или формирование отдельных задач как самостоятельных приложений, использующих базу АСМ МО;

- доработка структуры базы данных или дополнение ее новой базой для обработки бюджетных и других дополнительных нормативных показателей;

- разработка в форме отдельных приложений по обработке импортируемых входных данных, а также получения аналитической информации в заданном виде для анализа и принятия решения.

4. Разработка типовых цепочек групп показателей для направлений деятельности МО, региона, округа и желательно избыточных для обеспечения инвариантности системы АСМ МО к их особенностям.

5. Разработка типовых структур МО, типовых нарушений действующего законодательства в вопросах организации, управления направлениями деятельности по предметам ведения, управления бюджетным процессом.

6. Разработка структуры и формы представления аналитического отчета по проведенному анализу в ручном и автоматизированном варианте.

7. Разработка предложений по модельным актам, устраняющим типовые нарушения.

8. Практическая отработка методики и информационных систем в базовом округе, регионе, МО.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: