Тема 2. Финансовая диагностика компании

Обеспечение всех заинтересованных лиц информацией, необходимой для принятия решений

Обеспечение эффективности

Планирование и координация деятельности компании

Эта функция во многом является обеспечивающей для других функций. Для того чтобы обеспечить наличие денег в бизнесе, финансовый директор должен составить прогнозный план – когда и сколько мы собираемся денег получить, когда и сколько – потратить. Сам он его выдумать не может. Поэтому ему нужно получить от директора по производству – производственный план, в котором написано, чего и сколько компания собирается произвести. А директор по производству не может решить, чего и сколько производить, пока директор по продажам не даст ему прогноз – чего и сколько он собирается продать. Ну, и так далее.

Получается, что финансовый директор не может обеспечить наличие денег, пока на предприятии не появится согласованная совокупность множества планов, на основании которых, в конце концов, будет составлен финансовый план. Раз множество людей должны планировать свою деятельность, значит, кто-то эту деятельность должен координировать. И этот кто-то – финансовый директор.

Максимизация получения прибыли – это ложная цель. Она уводит в сторону. Правильная цель – максимальная эффективность. А в результате ее достижения появляется прибыль. Причем, чем выше эффективность, тем более высокой будет прибыль.

Таким образом, финансовый директор принимает следующие решения:

· стратегические (или решения типа «S»):
как оценить и максимизировать стоимость бизнеса; как реорганизовать компанию; как обеспечить долгосрочное финансовое планирование и рост;

· операционные (решения типа «O»):
по управлению оборотным капиталом и денежными потоками; по управлению доходами и затратами; как обеспечить ликвидность и платежеспособность;

· по финансированию (решения типа «F»):
как получить финансовые ресурсы по приемлемой стоимости; по оптимизации структуры капитала; относительно капитализации и дивидендной политики;

· инвестиционные (решения типа «I»):
как осуществлять капитальные вложения и в какие виды активов; как управлять портфелем ценных бумаг (проектов); по управлению проектными и финансовыми рисками;

· аналитические (решения типа «А»):
как обеспечить адекватной информацией процесс принятия решений; как провести диагностику и выявить пути финансового оздоровления.

По-гречески Sofia означает «мастерство», «мудрость», «знание»), всегда направляя решения к главной цели — максимизации стоимости компании.


1. Основные положения и инструментарий финансовой диагностики.

2. Анализ финансового состояния предприятия и финансовый анализ предприятия.

3. Информационная база для финансового анализа предприятия.

4. Анализ коэффициентов.

1. Основные положения финансовой диагностики:

Положение 1. В диагностике предприятия существуют два основных объекта анализа:

· результаты деятельности предприятия за отчетный период (финансовый анализ);

· основные бизнес-процессы предприятия.

Таким образом, мы формулируем первое положение диагностики, которое определяет две сферы приложения (см. рис. 1).

Рис. 1. Объекты диагностики предприятия

Положение 2. Финансовые показатели должны анализироваться в комплексе с остальными «нефинансовыми» показателями. Анализировать следует все основные бизнес-процессы, связанные с деятельностью предприятия.

Финансовые показатели должны появляться на конечной стадии диагностики. А управлять предприятием с помощью только финансовых коэффициентов — это то же самое, что управлять автомобилем, используя зеркало заднего обзора: «видно, что оставил за собой, но непонятно, как это случилось».

Особое внимание при диагностике предприятия уделяется т.н. финансовым ловушкам.

Финансовые ловушки: как их найти и обезвредить

Большинство продуктов в большей части компаний являются финансовыми ловушками. Они всегда будут поглощать больше денег, чем могут генерировать, даже если они показывают прибыль в бухгалтерской отчетности.

Со временем в любом бизнесе прибыль по отчетам превышает инвестиции. При этом значительную часть отчетной прибыли необходимо реинвестировать только для поддержания конкурентоспособной позиции. Повторяющиеся крупные инвестиции следуют за недостаточной выручкой. Если требуемые реинвестиции, включая увеличение рабочего капитала, превышают сумму отчетной прибыли и увеличения объема долгосрочной задолженности, то это и будет называться финансовой ловушкой. Из финансовой ловушки сложно выбраться, за исключением тех случаев, когда удается захватить большую долю рынка.

Для выхода из ловушки требуются крайние меры: либо прекращение инвестиций, либо инвестирование настолько значительное, чтобы можно было добиться лидирующих позиций на рынке.

Положение 3. Принцип разумной достаточности.

На многих предприятиях используется большое количество финансовых коэффициентов, перечень которых определяет финансовый директор. Эти показатели «ложатся на стол» генерального директора, и он не знает, что с ними делать, как их использовать для целей принятия управленческих решений. Поэтому, гораздо удобней получить от генерального директора список необходимых показателей и коэффициентов.

Положение 4. Принцип сравнимости: Финансовые показатели являются бесполезными для принятия решения, если менеджер не сопоставляет их с какими-то другими данными, имеющими отношение к объекту диагностики. Существует два вида показателей для сопоставления:

· показатели данного предприятия за предшествующие периоды времени,

· аналогичные показатели других предприятий, принадлежащих той же отрасли, (обычно предприятий-конкурентов).

По результатам диагностики следует сделать два вывода:

· Как изменилось состояние предприятия по сравнению с предшествующими периодами — ухудшилось или улучшилось?

· Насколько успешно наше предприятие работает по сравнению с конкурентами.

Традиционно в мировой практике используют «средние по отрасли» значения финансовых показателей. Эти значения оцениваются каждый год на основании фактических результатов деятельности реальных предприятий с учетов отраслевой принадлежности и масштаба деятельности. Если же таких данных нет, или они не сопоставимы, то единственным источником сравнения является значение этого показателя предприятия за прошедший период времени. Наблюдая позитивную динамику показателя, его менеджмент делает выводы о том, что работает успешно. В то же время, негативная динамика заставляет искать слабые места деятельности.

Положение 5. Принцип временной согласованности. Согласно этому принципу диагностика предприятия должна производиться согласно определенному временному регламенту:

· один раз в году (в период подготовки годового отчета) производится фундаментальная диагностика, предполагающая использование всего диагностического инструментария;

· ежемесячно производится оценка ограниченного количество показателей по результатам текущего месяца (обычно это делается в начале следующего месяца).

Положение 6. Принцип законченности, суть которого состоит в том, что когда рассчитаны все финансовые коэффициенты, сделан горизонтальный и вертикальный анализ, необходимо сделать выводы, ради которых, собственно, и были выполнены все указанные выше работы.

Представление таких выводов должно быть лаконичным и конструктивным, т.е. направленным на поиск путей улучшения деятельности компании. В качестве такого представления может быть рекомендован формат так называемого SWOT-анализа. Все множество факторов деятельности компании группируется по четырем областям:

· S (Strengths) — сильные стороны деятельности предприятия,

· W (Weaknesses) — слабые стороны деятельности предприятия,

· O (Opportunities) — возможности предприятия, позволяющие ему улучшит свое положение,

· T (Threats) — угрозы (опасности), с которыми может столкнуться предприятие на пути улучшения своей деятельности.

Инструментарий финансовой диагностики:

1. Составление финансовой отчетности - финансовые данные организуются по специальным форматам, образующим: 1) баланс, 2) отчет о финансовых результатах, 3) отчет о движении денежных средств.

2. Горизонтальный и Вертикальный анализ финансовой отчетности. В горизонтальном анализе сопоставляются (в абсолютном и процентном соотношении) основные статьи баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о движении денежных средств. В вертикальном анализе все данные финансовых отчетов представляются в относительном (процентном) выражении.

3. Использование финансовых коэффициентов, Ratio Analysis. И вот здесь наступает самая большая неопределенность. Каждый автор книги по финансовому анализу считает своим долгом предложить собственную классификацию финансовых коэффициентов.

Следует отметить, что обычно не так уж важно в какой последовательности рассчитывать и анализировать коэффициенты. Важно дать им правильную интерпретацию.

Основным показателем результативности предприятия признан показатель прибыльности собственного капитала (обычно обозначается ROE). Таким образом, на первое место ставится интерес собственника.

Данный показатель обеспечивается такими группами показателей:

1) показатели структуры капитала (собственный/заемный);

2) показатели операционной деятельности (прибыльность продаж);

3) показатели эффективности использования активов (оборачиваемости);

4) показатели ликвидности. «Помни об угрозе банкротства» — говорят эти показатели;

5) если предприятие является акционерным обществом, имеет смысл анализировать так называемые «рыночные показатели» типа прибыль на одну акцию, коэффициент дивидендных выплат и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: