Соотношение общества и государства. Понятие гражданского общества

Государственный суверенитет и иные виды суверенитета. Особенности государственного суверенитета в условиях федерации и межгосударственных объединений.

Понятие и признаки государства. Теоретическое обоснование сущности, социального предназначения и функций государства.

В различные эпохи по разному объясняли сущность и соц предназначение гос.

Теократ., патриархальн. – у гос-ва много функций.

Договорн. – гос-во оставляет те функции для которых его создавали (для удовлетворения интересов, порядка, стабильности).

Сущность- главное содержание (политич. или классовую и общую социальную сущность).

Социальное предназначение- менялось в зависимости от уровня развития знаний, потребностей, производства. В условиях войны – отстоять цели завоевать или отстоять свою территорию. Для общества обеспечить интересы всех и каждого.

В 19в. Кант и Гегель спорили. Каждый себе ограничивает для всеобщего блага права и свободы, но не должен ограничивать права и свободы другого лица.

Понятие и признаки государства: с учетом современного комплексного подхода (Лекции). Понятие через признаки – политическая- территориальная организация населения и власти, характеризуемое наличием суверенной казны, аппарата управления, системы социального регулирования (в основе право).

Суверенитет – народа, нации, личности (в сфере свободы человека). Народ и нация с т.з. гос. и права используются как равнозначные, связанные с моногосударствами. Для многонациональных эти понятия разграничиваются. Россиянин – не юридический термин. Национальный проект.

Народный суверенитет – формы правления в условиях государства:

- право избирать, быть избранным,

- управление государством,

- участие в референдуме,

- плебесцид (митинги, шествия, собрания).

Реакция гос-ва на форму проявления народного суверенитета.

Суверенитет нации – общность этнографическая + гос-ная принадлежность: право на самоопределение, самобытность (культуру, язык), на создание национального государства, национально-государственного образования (федеративн., унитарный., национальный район, автономия).

Национальные меньшинства – национально-культурная автономия. Суверенитетом обладает любой представитель нации на территории РФ. К национальным меньшинствам относятся те, которые не имеют других форм гос.-прав. образований.

Гражданское общество – сочетание личных интересов и общества, личность свободна над ней не давлеет гос-во. Личности объединяются в общественные организации (политические партии с 19 в). Гражданское общество – с точки зрения его пользы, влияет на развитие, функции государства и права. Общество ощущается трудно – объединение людей в пределах государства, синоним народа. СМИ – важный институт общества в условиях многоукладной экономики.

Особенности менталитета.

Общество может быть: неразвитое, патриархальное, традиционное, тотал. государство. СМИ – путем новостей, информации регулирует и влияет на сознание людей, запугивает общество (говорят о коррупции, но сами государственные корпорации главные коррупционеры).

К гражданскому обществу движения в РФ нет. Гражданин – устойчивое политико-правовая связь с обществом и государством. Личность для ощущения себя гражданином вступает в объединения. Связь между обществом и личностью через институт государства. Выявление и учет общественного мнения реализуется государством через политику. Политика внешняя и внутренняя должна обговариваться с народом. Послание к парламенту в США – предложение о том, какие нужны нормативные акты для улучшения состояния гражданского общества. Президент в РФ неответственен ни перед государством, народом, партиями.

Не созданы условия и распределения функций между обществом и государством. Государство как форма организации общества – догосударственные и государственные общества (8тыс.лет). Соотношение между обществом и государством исторически менялось и сейчас в зависимости от уровня развития меняется. Самобытность общества – содержание жизни народа. Государство – продукт развития общества, политическая подсистема. Задачи государства должны быть определены (цели и задачи, функции). Цель народа: могущество, величество, державность. Не все общества могут формировать цели могущества (только в империях). Цели меняются в 19-20 веках – всеобщее благо, процветание, достижение единства. Общество выполняет воспитательные функции. Общество передало государству функции: наведение порядка, обороны, защиты. Существует негласный общественный договор между обществом и государством о распределении функций. Образовательная функция выполняется вместе обществом и государством (родители учащегося являются участниками образовательного процесса). Функции государства закреплены в компетенции государственных органов (ФЗ об образовании, здравоохранении; статья 114 конституции РФ – право обеспечивает единую государственную политику, но нет ответа какую). Концепция анархизма Кропоткина. Государству нужно общество на время установления интереса своего порядка. Если государственная власть игнорирует общественные интересы, то они находятся в антагонистических отношениях, что ведет к революции.

Типы соотношения государства и общества:

1. Государственные и правовые системы формируют политику с учетом интересов передовой части общества. При этом интересы связанные с не лучшими проявлениями общества ограничиваются правом, политической властью (наркотики).

2. Определенные свободы на уровне субкультур создаются, но есть препятствия для распространения отдельных функций субкультур, которые не полезны для общества (Испания).

3. Страны разнузданной демократии. Задачи, цели реализуются обществом в условиях противодействия. По Мертону: конформизм(признаются цели и способы), ритуализм (признаются цели, способы нет), ретрицизм – не признаются ни способы ни цели, когда часть общества спасается патриархальным укладом, например Дагестан, Ингушетия – ваххабизм.

10. Типы государства и права: формационный и цивилизационный подходы.

В сочетании этих подходов есть смысл для упорядочивания представлений о ТГиП. Типизация: Платон, Аристотель. Подход формационный.

Формация- состояние общества на определенном историческом этапе развития, характеризующаяся преобладанием производственных сил, производственных отношений (средства производства, вид собственности на средства производства, как и кем распределяются средства труда).

Рабовладельческий (нет правосубъектности у рабов, гос-ва: республики, империи),

Феодальный (раздробленность, упорядоченность структуры государственного аппарата, внешняя функция, управление внутренними делами - казна, партикулярность),

Буржуазный (конституционный строй), капиталистический.

Формационный подход, выделилась двуединая сущность: политическая (классовая) и общесоциальная. Стремления найти альтернативный вариант имели место.

Цивилизационный подход, с т.зр. всех достижений цивилизаций, пути развития человечества со всеми его достижениями.

Применить их совместно.

11. Функции современного российского государства: понятие, юридическое оформление и реализация.

Функции - основные направления деятельности, обусловлены целями и задачами, закрепленных в нормах права, в виде компетентных органов власти. Функции (задачи меняются) тоже меняются следовательно меняются правовые акты. Уточнение в ежегодном послании президента Федеральному собранию. Структура Федеральных органов исполнительной власти уточнилась после собрания. (2-3 послания читать!).

Форма реализации функций: правотворческая, правоохранительная(правообеспечительная), правоприменительная (доп. распоряжения, инструкции), приказы (органов исполнительной власти в регионах). Государство имеет меньше функций, чем при единой форме собственности. Есть органы общей компетенции, отраслевой, ведомства - межотраслевой специальной компетенции.

Обеспечение прав и свобод человека- это не функция, так как исполняет ее много органов.

Содержание функции – деятельность органов в пределах их компетенции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: