Корнель

«Сид»

- герой должен либо отказаться от своих идеалов, либо погибнуть

- его спасает воля короля: он не позволяет казнить Сида

- но конфликт незавершен – свадьбы нет

- комедия – мерило прекрасного

- во Франции создана Французская Академия специально для контроля соблюдения канонов классицизма в искусстве

- во ФА «Сида» назвали ТРАГИкомедией

- Сид поддается своей страсти, своей любви

- в ФА предлагают ввести изменения в финал: не хотят, чтобы граф был убит, или хотят, чтобы оказлось, что он не отец Химены

- молчание Химены становится отказом

- нарушения канонов классицизма:

1) взят не античный сюжет, а испанский (при том, что в то время была напряженная ситуация в отношениях между Испанией и Францией)

2) нарушено триединство времени, пространства и действия:

* действие длится 36 часов

* два места действия: дворец короля и дом Химены

* появляется вторая сюжетная линия – линия Инфанты

- в ФА считали, что эта линия не нужна, но образ Инфанты необходим

«Гораций»

- жители городов роднятся

- но для объединения городов один из них должен потерять свою независимость и имя, следовательно, конфликт доходит практически до войны

- тогда Рим и другой город решили выставить по три бойца

- Рим выставил трёх братьев Горациев, а другой город трёх братьев Куриациев

- но сестра Куриациев замужем за одним из Горациев (уже римлянка), а сестра Горациев невеста одного из Куриациев (ещё римлянка) – это гражданство очень важно для того периода, для Римского права

- следовательно, братья Горации перед выбором:

1) долг перед государством

2) любовь

- это более классический вариант

- приём ПАРНЫХ персонажей:

* Гораций более категоричен в исполнении закона, Куриаций более человечен

* Для обеих женщин конфликт – горе

- кульминация действия – сражение между братьями

- сначала побеждают Куриации – они убивают двух Горациев

- оставшийся Гораций бежит, но потом убивает всех Куриациев по одному

- и Рим победил!

- Горация встречает его сестра Камила (которая была невестой одного из Куриациев) и проклинает брата и Рим, предсказывает падение Рима от безнравственного разрушения

- Гораций разозлился и убил Камилу

- Горация должны судить и убить, но народ его оправдывает и Гораций становится абсолютным победителем

- но классицисты опять забраковали пьесу как классицистическое произведение: мол пусть уж лучше Камила закололась бы сама

- трактовали комедию различно (особенно важна в период ВФР)

- в более поздних комедиях Корнеля классицизм и барокко смешиваются – трагедии 2ой манеры

«Родогуна»

- в центре внимания 4 персонажа:

1) греческая царица Клеопатра, у которой умер муж и она должна передать престол одному из своих сыновей

2,3) Селевк и Антиох – сыновья Родогуны

4) Родогуна – пленница и наложница мужа Клеопатры, которая тоже может претендовать на престол

- НО Клеопатра хочет править сама => ей нужен сын-марионетка и не нужна Родогуна

- тогда она устраивает испытание для сыновей: трон получит тот, кто убьет Родогуну

- но братья любят ее

- Антиох и Селевк – персонажи-двойники А НЕ ПАРНЫЕ ПЕРСОНАЖИ

- сопротивляются борьбе

- Корнель вновь применяет мотив выбора, но тут выбор безнравственный изначально

- единственный выход – отказ от выбора

- и тут появляется первое отличие между братьями: Селевк отказывается от трона и Родогуны, Антиох верит, что сможет всё уладить и соглашается занять трон

- Селевк был убит и перед смертью предостерегает брата от «дорогой им обоим руки» (а это может быть и Родогуна и Клеопатра)

- Клеопатра травится вином на свадьбе и перед смертью проклинает брак и предсказывает рождение сына, похожего на нее

- порочные мотивы:

1) мотив двойничества (Селевк и Антиох)

2) мотив лица и маски (Клеопатра)

- расходятся понятия разума, воли и действия

- волей Клеопатры и Родогуны движет страсть

- у Селевка и Антиоха воля не перетекает в действие


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: