«Сид»
- герой должен либо отказаться от своих идеалов, либо погибнуть
- его спасает воля короля: он не позволяет казнить Сида
- но конфликт незавершен – свадьбы нет
- комедия – мерило прекрасного
- во Франции создана Французская Академия специально для контроля соблюдения канонов классицизма в искусстве
- во ФА «Сида» назвали ТРАГИкомедией
- Сид поддается своей страсти, своей любви
- в ФА предлагают ввести изменения в финал: не хотят, чтобы граф был убит, или хотят, чтобы оказлось, что он не отец Химены
- молчание Химены становится отказом
- нарушения канонов классицизма:
1) взят не античный сюжет, а испанский (при том, что в то время была напряженная ситуация в отношениях между Испанией и Францией)
2) нарушено триединство времени, пространства и действия:
* действие длится 36 часов
* два места действия: дворец короля и дом Химены
* появляется вторая сюжетная линия – линия Инфанты
- в ФА считали, что эта линия не нужна, но образ Инфанты необходим
«Гораций»
- жители городов роднятся
|
|
- но для объединения городов один из них должен потерять свою независимость и имя, следовательно, конфликт доходит практически до войны
- тогда Рим и другой город решили выставить по три бойца
- Рим выставил трёх братьев Горациев, а другой город трёх братьев Куриациев
- но сестра Куриациев замужем за одним из Горациев (уже римлянка), а сестра Горациев невеста одного из Куриациев (ещё римлянка) – это гражданство очень важно для того периода, для Римского права
- следовательно, братья Горации перед выбором:
1) долг перед государством
2) любовь
- это более классический вариант
- приём ПАРНЫХ персонажей:
* Гораций более категоричен в исполнении закона, Куриаций более человечен
* Для обеих женщин конфликт – горе
- кульминация действия – сражение между братьями
- сначала побеждают Куриации – они убивают двух Горациев
- оставшийся Гораций бежит, но потом убивает всех Куриациев по одному
- и Рим победил!
- Горация встречает его сестра Камила (которая была невестой одного из Куриациев) и проклинает брата и Рим, предсказывает падение Рима от безнравственного разрушения
- Гораций разозлился и убил Камилу
- Горация должны судить и убить, но народ его оправдывает и Гораций становится абсолютным победителем
- но классицисты опять забраковали пьесу как классицистическое произведение: мол пусть уж лучше Камила закололась бы сама
- трактовали комедию различно (особенно важна в период ВФР)
- в более поздних комедиях Корнеля классицизм и барокко смешиваются – трагедии 2ой манеры
«Родогуна»
- в центре внимания 4 персонажа:
1) греческая царица Клеопатра, у которой умер муж и она должна передать престол одному из своих сыновей
|
|
2,3) Селевк и Антиох – сыновья Родогуны
4) Родогуна – пленница и наложница мужа Клеопатры, которая тоже может претендовать на престол
- НО Клеопатра хочет править сама => ей нужен сын-марионетка и не нужна Родогуна
- тогда она устраивает испытание для сыновей: трон получит тот, кто убьет Родогуну
- но братья любят ее
- Антиох и Селевк – персонажи-двойники А НЕ ПАРНЫЕ ПЕРСОНАЖИ
- сопротивляются борьбе
- Корнель вновь применяет мотив выбора, но тут выбор безнравственный изначально
- единственный выход – отказ от выбора
- и тут появляется первое отличие между братьями: Селевк отказывается от трона и Родогуны, Антиох верит, что сможет всё уладить и соглашается занять трон
- Селевк был убит и перед смертью предостерегает брата от «дорогой им обоим руки» (а это может быть и Родогуна и Клеопатра)
- Клеопатра травится вином на свадьбе и перед смертью проклинает брак и предсказывает рождение сына, похожего на нее
- порочные мотивы:
1) мотив двойничества (Селевк и Антиох)
2) мотив лица и маски (Клеопатра)
- расходятся понятия разума, воли и действия
- волей Клеопатры и Родогуны движет страсть
- у Селевка и Антиоха воля не перетекает в действие