Культура Древнего Египта

Искусство Древнего Египта было наиболее передовым и прогрессивным среди искусств различных народов Древнего Востока. Впервые создана монументальная каменная архитектура, замечательный реалистический скульптурный портрет, прекрасные изделия художественного ремесла. Среди многих достижений было изображение человека с несравненно большей степенью реалистической конкретности. Египетское искусство впервые стало изображать человека в сопоставлении и связи с другими людьми.

Характерная особенность египетского искусства- длительное следование принятым в древности образцам – канонам (они обожествлялись, имели священный смысл). Сохранился и ряд условностей: изображались предметы, не видимые художником (например, рыб, гиппопотамов и крокодилов под водой), Сочетали в одной и той же сцене разные точки зрения при изображении разных частей этой сцены или разных частей фигуры (например, птиц а изображалась в профиль, а хвост сверху; в профильных изображениях рогатого скота рог даются в фас; у фигуры человека – голова в профиль, глаза в фас, плечи и руки в фас, ноги в профиль). В искусстве сохранялась вера в магическую связь изображения с тем, кто изображен.

Сложение древнеегипетского искусства (4 т. до н.э.)

Образование единого египетского государства относится к 3200 г. до н.э. (победа Юга над Севером и объединение земель).

Все первоначальные виды жилищ) ямы, пещеры, тростниковые хижины, обмазанные глиной), святилищ и гробниц восходят к первобытному жилью человека. Общие черты в планировке и оформлении дома, храма, дворца и гробницы сохранялось и впоследствии в архитектуре Древнего Египта.

С изобретением кирпича могилы стали делаться прямоугольными и обкладываться кирпичом. Для обеспечения посмертного существования умершего, которое представлялось продолжением земного, родные ставили в могилу сосуды с пищей и питьем и предметы обихода.

Самыми ранними из дошедших до нас художественных изделий явились глиняные сосуды, расписанные несложными белыми узорами по красному фону глины. С течением времени форма сосудов становится разнообразнее. Выполненные красной краской на желтоватой поверхности сосуда, эти упрощенные рисунки отражали древние заупокойные и земледельческие обряды. Образы людей и в росписях, и в примитивных скульптурах даны условно. Передача правильных пропорций фигуры не имела значение, большая роль жреца или богини передавалась просто большими размерами.

Постепенно требования изменялись: образы стали передаваться отчетливее, чаще соблюдаться пропорции, композиция приобретает организованность.

Первым памятником, показывающим сложившиеся новые формы искусства, является шиферная плита Фараона Нармера (высота 64 см.), сделанная в память победы Южного Египта над Северным. Новое: каждая сцена является законченным целым и в то же время частью единого замысла памятника. Сцены расположены по поясам, одна над другой. Основные черты будущих канонов: пропорции почти правильные, намечены мускулы; общественное положение каждого человека ясно охарактеризовано различием одежд, головных уборов, атрибутов.

Искусство Древнего царства (3200-2400 гг. до. н.э.)

Уже с раннего времени ведущее положение в египетском искусстве занимала архитектура, причем основными сооружениями были монументальные гробницы царей и знати. Они были первыми каменными постройками. Гробница мыслилась домом умершего, что определило ее первоначальную форму. По представлениям египтян, загробная жизнь была продолжением земной. Поэтому появилось стремление сохранить тело умершего или хотя бы голову. Постепенно выработались сложны приемы мумификации. Вначале в гробницы ставились статуи умершего как замена телу в случае его порчи. Считалось, что за неимением тела душа может войти в статую и оживить ее.

Гробницы знати – мастаба – состояли из подземной части, где ставился гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Эти постройки имели вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Этот «дом» представлял собой холм из песка и обломков камне й. К такому зданию затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником.

Важным этапом в развитии царских гробниц стало увеличение здания по вертикали. Эта идея, по-видимому, впервые возникла при постройке знаменитой усыпальницы фараона Джосера (ок. 3000 г. до н.э.), т.н. «ступенчатой» пирамиды (строитель – Имхотеп). Ее высота – свыше 60 м.

Первой усыпальницей в виде классической пирамиды стала пирамида Снофру (2900 г.до н.э.), имевшая около 100 м. в высоту.

Наиболее известны Великие пирамиды Хуфу (Хеопс), Хафра (Хефрен), Менкаура (Микерин), находятся в Гизе, неподалеку от Каира. Наиболее грандиозная из всех Великих пирамид - пирамида Хуфу. Ее высота – 146, 6м, длина стороны основания – 233 м. Пирамида была сложена из необыкновенно точно отесанных известняковых плит весом около 2,5 тонн каждый, на сооружение пирамиды пошло 2 млн. 300 тыс. таких блоков. С северной стороны был вход в пирамиду, угол наклона пола коридора был равен углу, под которым можно было видеть Полярную звезду. Общий вес пирамиды – около 7 млн. т. Высота пирамиды Хафра – 143,5 м., пирамиды Менкаура – 66.5 м.Каменные блоки пирамид настолько плотно пригнаны друг к другу, что между ними нельзя просунуть лезвие ножа. Форма пирамиды означает вечность, а отношение граней олицетворяло Божественную Гармонию Вселенной. Угол наклона граней пирамиды Хуфу - 51º 52′. Гизехские пирамиды имеют единое направление осей и строго ориентированы по сторонам света.

Пирамиды фараонов 5 и 6 династий (ок. 2700-2400 гг. до н.э.) намного меньше по размерам, не превышают 70 м. в высоту, сложены из небольших блоков. Стены заупокойных храмов и залов в воротах стали покрывать цветными рельефами, прославлявшими фараона как сына Бога и могучего победителя всех врагов Египта. Размеры храмов при пирамидах увеличиваются, здесь впервые появляются пальмовидные колонны и в виде связок нераспустившихся папирусов.

В Египте был необыкновенно развит заупокойный культ. Благополучие в загробной жизни, которую египтяне представляли продолжением земной, зависело от степени сохранности тела усопшего, поэтому тело умершего мумифицировали (бальзамировали). Изготовлялись погребальные маски (часто- из золота), также воспроизводившие черты умершего, а также статуи. Портретные статуи и маски дали начало одному из важнейших достижений древнеегипетского искусства – искусству скульптурного портрета. Заупокойные статуи имели однообразные неподвижные позы и условную раскраску (тела мужчин – красно-коричневый цвет, женщин – желтый, одежда – белая, волосы черные). Позы: фараон либо сидел на кубообразном троне, либо стоял строго фронтально. Однообразие поз было вызвано канонами. Необходимость передачи сходства с умершим человеком, тело которого статуя должна была заменить, была причиной возникновения скульптурного портрета.

Примеры: Статуя писца Каи, бюст царского сына Капера, бюст царского сына Анххафа, голова мужской статуи из коллекции Сальт в Лувре.

Особым видом воплощения идеи сверхчеловеческой сущности фараона был образ сфинкса – фантастического существа с туловищем льва и портретной головой царя. Именно сфинксы были первыми царскими статуями, доступными для всеобщего обозрения. Особое место в египетском искусстве занимает Большой Сфинкс, находящийся у монументальных ворот и крытого перехода пирамиды Хафра в Гизе. Размер: высота – 20м., длина – 57 м., лицо – 5 м., нос – 1, 70м. На голове сфинкса – царский полосатый платок – клафт (полосы- синие и красные), на лбу высечен урей - священная змея (кобра), охраняющая фараонов и богов. Под подбородком – искусственная борода, которую носили египетские цари и знать. Лицо было окрашено в кирпично-красный цвет и имеет необыкновенное сходство с фараоном Хафра.

Резко противоположны статуям царей и вельмож статуэтки слуг и рабов, помещенные в гробницы знати для обслуживания умерших в загробной жизни. Сделанные из камня, а иногда из дерева и ярко раскрашенные, они изображали людей, занятых различными работами.

Большое место в искусстве Древнего царства занимали рельефы и росписи. Росписи выполнялись двух видов:

1. темперой по сухой поверхности

2.. С вкладкой цветных паст в заранее приготовленные углубления.

Краски были минеральные: белая – из известняка, красная – из красной охры, черная – из сажи, зеленая – из тертого малахита, синяя – из кобальта, меди, тертого лазурита, желтая – из желтой охры.

Большое развитие получило художественное ремесло: сосуды из различных пород камня, художественная мебель из ценных пород дерева (кресла, носилки, палатки) с инкрустацией, изделия из бронзы, меди, глины. Этим произведениям свойственны такие же строгие и

Искусство Среднего царства (21-19 вв. до н.э.)

В эпоху Среднего царства, ознаменованную интенсивным храмовым строительством, архитектурный стиль Древнего царства был переосмыслен и усовершенствован. В местечке Дейр-Эль-Бахри сохранились остатки заупокойного храма фараона Ментухотепа I.. Храм был вытесан в скале и сочетал в себе пирамидальную форму и тип скальной гробницы. Осуществлялось и большое городской строительство: так, в Фаюмском оазисе была построена великолепная новая резиденция фараонов – город Ит-тауи, а в нем - знаменитый Лабиринт [2] (заупокойный храм Аменемхета III)- символическое выражение расцвета и единства страны. Что касается пирамид, то они в эпоху Среднего царства строились довольно редко и уступили место гробницам, высекаемым в скалах.

Скульптурный портрет становится еще более выразительным. Особенно высокие достижения – в проработке лица. Глаза уже не лежат прямо и плоско, а глубоко сидят в орбите. Все лицо проработано, ощущается его костяк, мускулы, складки кожи. Новое – резкая игра светотени.

Статуи Сенусерта III

Аменемхета III.

Письменность и литература

К началу рассматриваемой эпохи в Египте окончательно сложилась развитая система иероглифической письменности, что повлекло за собой стремительный взлет литературы. Египетская письменность была буквенно-слоговой, наиболее употребительных иероглифов было около 700. Иероглифические знаки были прочитаны впервые в 1822 г. французским ученым Франсуа Шампольоном. За свое выдающееся открытие он стал почетным членом петербургской Академии наук. НА базе египетской иероглифики возникло алфавитное письмо, создателями которого были древние финикийцы, из последнего возник древнегреческий алфавит, который в свою очередь стал основой латинской азбуки.

Богатейшая литература Среднего царства была представлена разными жанрами: сказки, поучения[3], гимны в честь богов, поэзия, мифы, повести и т.д. Одна из них – «История Синухета» - является непревзойденным шедевром древней прозы. В последующие эпохи литература времени Древнего царства была образцом для подражания.

От эпохи Среднего царства сохранились медицинские и математические папирусы, содержащие практические и конкретные задачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: