Глиняная посуда

Наскальная живопись

Каменная скульптура

Наскальная живопись и миниатюрная скульптура

Культура первобытного общества

Культура первобытного общества насчитывает более 30 тыс. лет. Под первобытной культурой принято понимать древнюю культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов, которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни (например, затерянные в джунглях племена). Это преимущественно искусство каменного века.

Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне, после остывания легче поддается обработке). Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о наличии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений зверей они оставили также на стенах и сводах пещер.

Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникли в примерно в такой последовательности:

В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы – камень, дерево, кость. В эпоху земледелия он стал активно применять для изготовления посуды и скульптуры огнеупорную глину. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами.

Искусство миниатюрной скульптуры достигло расцвета около 25 тыс. лет назад, а расцвет пещерной росписи – около 10-15 лет до н.э. Памятниками скульптуры являются палеолитические Венеры – фигурки женщин высотой 10-15 см., обычно подчеркнуто массивных форм. Такие «Венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и других районах мира. Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу.

И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют звериным стилем в искусстве. Звериный стиль – условное название распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных (или их частей). Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железно веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве и в народном творчестве.

Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта. Взаимные пропорции изображаемых животных (горный козел, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались – огромный тур мог быть изображен рядом с крошечной лошадью. Несоблюдение пропорций не позволяло первобытному художнику подчинить композицию законам перспективы[1]. Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги изображали животное на бегу).

И изображения животных, и изображения человека предполагали их обрядовое применение. Таким образом, религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно.

Один из древних культов – культ матери – продолжательницы рода. Не менее древний – культ животного. Первый символизировал материальное начало рода, второй - духовное (многие племена и сегодня считают, что ведут свой род от того или иного животного – орла, оленя, медведя или змеи).

Поскольку изображения животных имели магическое назначение, то процесс их создания представлял своего рода обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подземных ходах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает полуметра. В таких местах художник должен был трудиться лежа на спине при свете плошек с горящим животным жиром. Однако чаще наскальные рисунки расположены в доступных местах на высоте 1,5- 2 м.

Первые находки были сделаны в 19 в. в пещерах Пиренейских гор. В этом районе расположено более 7 тыс. карстовых пещер. В сотнях из них обнаружены наскальные изображения, созданные краской или выцарапанные камнем. Наскальные рисунки древнекаменного века называют настенной живописью, или пещерной росписью. Наиболее известны пещеры Франции и Испании: Ласко, Альтамира, Монтеспан, Фон де Гом, Ля Мут, Ле-Комбатель.

При создании наскальной живописи использовались естественные красители и окиси металлов, которые применялись либо в чистом виде, либо в смеси с водой или животным жиром. Эти краски наносились на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой цветной порошок выдувался через трубчатую кость на влажную стену пещеры. Краской обводили не только контур, но и закрашивали все изображение. Для выполнения резьбы использовались каменные резцы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: