Мировоззренческие основы культуры

Литература

Керамика

Мировоззренческие основы культуры

Мир – «космос»- понимался древними греками как одушевленное, прекрасное сферическое тело, населенное богами и людьми. В античной эстетике господствовали такие категории, как мера и соразмеренность, симметрия, ритм и гармония, они на века определили европейские каноны красоты. Чувство порядка и меры – одно из важнейших для античности. «Ничего сверх меры!» - гласила надпись над входом в святилища Аполлона в Дельфах. Пластичность – основа греческого миропонимания, поэтому эллины отдавали предпочтение именно пластическим видам искусства – архитектуре и скульптуре.

Античная культура отличалась глубоко светским характером – при всем значении почитания богов в античном мире; не религия, а само общество санкционировало существующий социальные строй и этику. Античная культура была сориентирована не на царей и их приближенных (как на Древнем Востоке), а на свободную гражданскую личность, члена полисного коллектива. Поэтому античная культура глубоко гуманна, т.к. прославляет и возвеличивает человека. В историческом развитии античной греческой культуры[7] принято выделять следующие периоды:

1. Гомеровский (11-8 вв. до н.э.)

2. Архаический (8-6 вв. до н.э.)

3. Классический (5-4 вв. до н.э.)

4. Эллинистический (конец 4 – 1 в. до н.э.).

Наиболее распространенным видом изобразительного искусства в гомеровский период была вазовая роспись, в которой господствовал геометрический стиль (схематический, однообразный узор). Лучшими образцами этого стиля являются дипилонские надгробные амфоры, найденные в значительном количестве в Афинах (9 в. од н.э.). Поверхность сосудов разделена на пояса, образованные геометрическими узорами: треугольниками, звездочками или другими фигурами.

Главными источниками наших сведений об этой эпохе являются два шедевра древнегреческой литературы – «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Принято считать, что поэмы были написаны в 9-8 вв. до н.э., а до этого существовали в устной традиции. В основе этих выдающихся памятников мировой литературы лежит ахейский эпос – сказание о походе ахейских греков в Трою[8] (город в Малой Азии).

Эпос был особым видом искусства со своими специальными правилами речевого и музыкального исполнения, обширным запасом постоянных характерных эпитетов и сравнений. Песни эти пели тогда даже цари и воины под звуки форминги – разновидности кифары[9], как это делал Ахилл в «Илиаде».

Позднее на смену пению пришла рецитация, появились профессиональные певцы – аэды, или рапсоды. Из эпической песни выстроены и оба шедевра античной культуры – «Илиада» и «Одиссея». В поэме «Илиада» рассказывается о событиях последнего года десятилетней войны греков с троянцами и о взятии Трои. Реальное существование Трои доказал немецкий археолог Генрих Шлиман, раскопавший Трою во второй половине 19 в. «Одиссея» повествует о возвращении из-под Трои и долгих странствованиях одного из героев Троянской войны – царя греческого острова Итака Одиссея.

Эпические поэмы Гомера – своего рода кодекс аристократической морали. Высшей ценностью для знатного воина – эпического героя - считаются посмертная слава, вечная память о подвигах доблестного бойца. У Гомера встречаем и детально разработанный образ олимпийского пантеона греческих богов.

Греки представляли себе своих богов именно так, как их изобразил Гомер. Мир великолепных олимпийцев, собирающихся при дворе громовержца Зевса на общий совет, весело пирующих целыми днями от восхода до заката, вступающих между собой в брачные союзы и ссорящихся, был слишком похож на повседневную жизнь и идеалы греческой аристократии. Боги – Зевс и Гера, Аполлон и Афина- близки людям, ибо они сами – как бы облагороженные, «улучшенные» люди, отличающихся от последних лишь бессмертием.

Греческая религия и мифология были наполнены гуманистическим звучанием. Если боги схожи с людьми, то люди – с богами: любимые герои греков – Диомед, Аякс, Агамемнон – богоподобны.

Греческий эпос оказал большое влияние на последующую европейскую литературу, а Гомер явился творцом эпической техники.

Архаический период (8-6 вв. до н.э.)

Архаическая эпоха – время наиболее интенсивного развития античного общества, когда окончательно определились специфические особенности цивилизации. В архаическую эпоху были заложены основы:

*Классического рабства

*Системы денежного обращения и рынка

*Основной формы политической организации - полиса

*Концепции суверенитета народа и демократической формы правления. Тогда же были разработаны и главные этические нормы и принципы морали, эстетические идеалы античности.

В этот период зародились основные феномены античной культуры: философия и наука, главные жанры литературы, театр, ордерная архитектура, олимпийские и прочие игры.

В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого общества. Ее отличительной особенностью было соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического (состязательного) начала, что было связано с формированием особого типа государственного устройства в Греции – полиса, гражданской общины с республиканской формой правления. Полис – это город-государство, в котором все граждане обладали определенными правами и обязанностями. Высшей ценностью полиса была сама община и ее блага, обеспечивающие благо каждого гражданина. Полисная мораль была коллективистской в своей основе, поскольку существование индивида вне полиса было невозможно. Полисный строй научил греков ценить реальные способности и возможности человека- гражданина. Демократия и гуманизм - вот главные идеи, лежащие в основе древнегреческой культуры и цивилизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: