double arrow

Модели циклического развития культуры

Историческая динамика культуры.

Наиболее явственно динамика культуры обнаруживает себя в истории. Сегодня в культурологии не существует единого подхода к описанию исторической динамики культуры. Рассмотрим наиболее известные модели, сложившиеся в культурологической мысли.

Вспомним, что еще во второй половине ХIХ века сформировалась эволюционистская парадигма развития культуры. Она представляла собой однолинейную (линейно-прогрессисткую) модель культурной динамики, которая предполагала постепенное движение от дикости, варварства к цивилизации (Э. Тайлор, Дж. Фрезер, Л. Морган). (См. тему «Становление и развитие культурологического знания»)

Классическим образцом линейного эволюционизма является также марксистская модель, утверждающая, что в основе эволюции человека лежит диалектика производительных сил и производственных отношений, прогресс осуществляется через классовую борьбу, а человечество в своем поступательном развитии проходит через пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (как «отрицание» всей предшествующей истории).

Именно в отрицании идеи однолинейного развития истории культуры формируются многолинейные, циклические модели динами культуры.

(Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби)

Для циклических моделей исторической динамики культуры характерны:

· критика европоцентризма, т.е. той модели, где развитие Европы отождествляется с судьбами всего человечества.

· отказ от эволюционистской, линейной, схемы развития человечества, от идеи поступательного движения в направлении совершенствования и прогресса,

· отказ от деления истории на «древний», «средний» и «новый» периоды, и рассмотрение мировой культуры как «россыпи» локальных цивилизаций, практически не связанных между собой (Н.Я. Данилевский выделял 10 культурно-исторических типов, О. Шпенглер – 9, А. Тойнби – 21).

Одним из первых теорию циклического развития культуры разработал русский философ, представитель позднего славянофильства Н.Я. Данилевский (1822–1885), в книге «Россия и Европа», в 1871 году.

Главный тезис учения Данилевского состоит в том, что никакой всемирной цивилизации не существует, а есть лишь различные культурно-исторические типы.

Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группою языков, довольно близких между собой, составляет, по Данилевскому, самобытный культурно-исторический тип. Подобно живому организму культурно-исторические типы находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внешней средой. В силу своей замкнутости между типами практически не существует той общей системы ценностей, на фундаменте которой они могли бы консолидироваться. Если обратиться к биологической аналогии, культурно-исторический тип можно уподобить растению. Как баобаб не может расти на воронежском черноземе, так и береза – в африканской саванне.

Как и биологические виды, культурно-исторические типы проходят естественно-предопределенные стадии возмужания, дряхления и гибели. Культурно-исторический тип эволюционирует от этнографического состояния к государственному и от него к цивилизации.

Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов, которые различаются религиозными, политическими и социально-экономическими признаками. Данилевский выделяет 10 таких типов, целиком или частично исчерпавших возможности своего развития. Это: 1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитический, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) новосемитический, или аравийский и 10) германо-романский. К ним, отмечает далее Данилевский, можно причислить два американских типа – мексиканский и перуанский, – погибшие насильственной смертью, не успев совершить своего развития.

Качественно новым, перспективным с точки зрения истории, типом Данилевский считает славянский культурно-исторический тип, наиболее сильно выраженный в русском народе, в котором воплощена мессианская идея возрождения культуры.

Уязвимость концепции исторической динамики культуры Данилевского – в механическом перенесении понятий биологии и ее объяснительных принципов на историю. Но идеи Данилевского «Россия и Европа» оказали большое влияние на западную философию культуры XX века.

Наиболее известным автором циклической модели на Западе был немецкий философ Освальд Шпенглер (1880-1936).

В книге «Закат Европы» Шпенглер приходит к выводу о том, что общечеловеческой истории не существует. История многолинейна, т.е. существует множество историй отдельных, замкнутых, уникальных культур, которые никак не взаимодействуют, не сообщаются между собой. «…У «человечества» нет никакой идеи, никакого плана <…>. Вместо безрадостной картины линеарной всемирной истории <…> я вижу настоящий спектакль множества мощных культур, первозданной силой расцветающих из лона материнского ландшафта, к которому каждая из них строго привязана всем ходом своего существования, чеканящих на своем материале – человечестве – собственную форму и имеющих каждая собственную идею, собственные страсти, собственную жизнь, воления, чувствования, собственную смерть» [107, с.151].

Каждая культура, по Шпенглеру, представляет собой единство экономической, политической, религиозной и художественной жизни народов, т.е. некий сложный организм. В основе каждой культуры лежит идея души, общая идея или стиль культуры, которые понятны лишь человеку, принадлежащему к данной культуре. Шпенглер выделяет 9 таких культур: египетскую, вавилонскую, китайскую, индийскую, аполлоновскую (греко-римскую), магическую (византийско-арабскую), фаустовскую (западно-европейскую), культуру майи (мексиканскую), а также пробуждающуюся русско-сибирскую культуру.

Развитие культуры происходит по образцу живого организма: культура проходит стадии детства, юности, зрелости, старости и смерти. Такова судьба каждой культуры. Ее развитие подчинено жесткому биологическому ритму. Цикл развития каждой культуры укладывается в один и тот же временной интервал – тысячелетие.

Фазу упадка культуры Шпенглер называет цивилизацией. Культура переходит в цивилизацию, когда умирает ее душа, и человек становится неспособным к усвоению духовных идеалов. В цивилизации «перестанут существовать последний портрет Рембрандта и последний такт моцартовской музыки – хотя раскрашенный холст и нотный лист, возможно, и останутся, так как исчезнет последний глаз и последнее ухо, которым был доступен язык их форм» [107, с.329].

Европа в XX веке вступила в период своего заката. На смену динамичной культуре пришла статичная цивилизация с омертвелыми государственными формами, скудостью мысли, гибелью высокого искусства.

Оригинальную концепцию исторической динамики культуры предложил А. Тойнби (1889–1975), английский философ, историк. Предложенное Тойнби понимание цивилизации изложено в 10-томном труде «A Study of History» в основу которого он положил концепцию локальных цивилизаций, с неизбежностью проходящих одинаковые стадии рождения, развития, надлома, разложения и гибели.

Тойнби также подверг критике тезис о «единстве цивилизации». Он пришел к выводу, что в ХХ веке сложилась экономическая унификация мира, основанная на экономическом базисе Запада. Затем последовала и политическая унификация. Мировая экономика и мировая политика «вестернизированы», в то время как культуры остаются самобытными и не подходят под какие-либо «прокрустовы рамки».

Всемирная история, по А. Тойнби, складывается из относительно замкнутых цивилизаций, каждая из которых – это стабильная общность людей, объединенных, главным образом, духовными традициями и территориальными границами. Всем цивилизациям присуща своя история развития, расцвета и гибели, однако любая из них подчиняется неким эмпирическим законам, в силу чего возможно предвидение будущих событий. Универсальное государство и вселенская церковь, по А. Тойнби, являются характерными чертами цивилизации.

Основополагающая роль в динамике цивилизации принадлежит творческому меньшинству, обладающему жизненным порывом. Оно же несет ответственность за кризис, надлом и упадок цивилизации. На стадии восхождения цивилизации (или на стадии культуры) творческое меньшинство обладает способностью давать адекватные «ответы» на «вызовы» истории и тем самым содействует развитию и расцвету своей цивилизации. Однако со временем творческое меньшинство деградирует, утрачивает способность отвечать на «вызов», теряет авторитет и превращается в господствующую элиту, управляющую при помощи насилия.

Таким образом, для всех циклических моделей динамики культуры характерен отказ от европоцентризма, утверждение, что Западная Европа не занимают привилегированного положения по сравнению с другими культурами. В истории человечества эти самостоятельные миры равноценны, а грандиозностью своих духовных концепций и силой роста они даже превосходят западную культуру.

3.2. Теория «осевого времени» К. Ясперса

Кроме циклических моделей в философии ХХ века разрабатывались и линейные теории динамики культуры. Однако эти модели не были аналогом классического эволюционизма конца ХIХ в. Одна из таких теоретических моделей была предложена немецким философом-экзистенциалистом Карлом Ясперсом (1883 – 1969).

В работе «Истоки истории и ее цель» К. Ясперс провозглашает идею, согласно которой человечество имеет единые истоки и общую цель. Он отвергает не только теорию культурных циклов. Он не принимает и марксистскую теорию, где также утверждается единство исторического процесса. Ясперс разошелся с марксизмом в понимании определяющего фактора социальной динамики. Не отрицая значения экономики в развитии общества, тем не менее определяющую роль в этом процессе Ясперс отводит духовному фактору.

Ясперс выделял в культурной истории человечества 4 периода:

· доисторическую, или прометееву эпоху,

· эпоху древних культур,

· осевую эпоху,

· научно-техническую, или вторую прометееву эпоху

Доисторический период начинается примерно 20 тыс. лет до н. э. В доисторическую эпоху человек живет вне истории, так как лишен чувства времени. Почти не выделяя себя из природы и животного мира, он только начинает становиться человеком. В доисторическое время происходит возникновение языков, изобретение орудий, начинается использование огня. Складывается мифологическая картина мира и соответствующие ей правила поведения.

Доисторический период завершается приблизительно в конце IV тысячелетия до н. э. С этого времени начинается новый, второй, период в развитии человечества – историческая эпоха. В это время начинают складываться великие культуры древности: шумерская, египетская, эгейская, культура доарийской Индии, архаическая культура Китая. В это время возникают государства, появляется письменность, в производстве стала использоваться сила воды.

Третий период в культурной истории человечества – «осевое время». Между 800 и 200 годами до н. э. произошел культурный переворот, который Ясперс называет началом оси мировой истории. Происходит этот переворот одновременно и независимо друг от друга в трех регионах мира – на Востоке (в Китае и Индии), на Ближнем Востоке (в Палестине и Иране), на Западе (в Древней Греции). В начале «осевого времени» времени в Китае создают свои философские учения Конфуций и Лао-цзы, в Индии появляются Упанишады, зарождается буддизм. В Персии проповедает свое учение Заратустра, Палестина становится родиной пророков, в Древней Греции рождается гомеровский эпос, трагедия и комедия, возникает философия. В это время происходит переход от мифологического к рациональному, научному мышлению. Закладываются основы научных, философских знаний, искусства и мировых религий. Возникают творения, на которых будет основываться вся последующая культура.

В этот период начинается общая история человечества, формируется его духовное единство, – ось мировой истории. В начале на путь осевого развития встали лишь немногие этнические общности – индоевропейцы, китайцы, семиты. Но в дальнейшем и другие народы стали воспринимать идеи осевого времени и включаться в историческое развитие. Так, в орбиту осевого времени были втянуты на Западе германские и славянские народы, на Востоке – японцы, малайцы, корейцы, Народы, не воспринявшие идей осевого времени, остались на уровне природного существования, продолжали жизнь вне истории, были обречены на вымирание. Эти этносы утратили духовную основу своего существования – культуру. В Месопотамии она переродилась в персидскую, затем – в исламскую, в Египте – в римскую, христианскую, а позже – в исламскую.

В «осевую» эпоху происходят изменения в мировоззрении, мироощущении человека. Человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Осознание безграничности мироздания и собственной незащищенности рождает у человека трагическое чувство, которое разрушает его непосредственное, гармоничное отношение к миру и вносит в него дисгармонию.

Четвертый этап в развитии культуры – это новая, научно-техническая эпоха. Этот новый тип культуры формируется в Европе в эпоху Ренессанса, утверждается в Новое время. Он основан на достижениях науки и техники. Благодаря великим географическим открытиям преодолевается замкнутость европейской цивилизации, устанавливаются связи между различными регионами мира. Для современного этапа характерно глобальное единство человечества. Европейская культура оказывает влияние на все другие мировые культуры. Но Ясперс считал, что современную европейскую культуру нельзя рассматривать в качестве «второй оси» истории человечества, так как в основу истории как единого процесса может быть положено только духовное, а не техническое начало. Кроме того, социальное единство не может быть достигнуто, если его горизонт ограничивается европейской или какой-либо другой цивилизацией. Так как в этом случае остальные народы будут рассматриваться как народы примитивные, варварские.

Аналогию современной европейской культуре следует искать не в «осевой» эпохе, а в доисторической, когда человек изобрел орудия труда и научился пользоваться огнем. Это была техническая линия развития человечества, но вовсе не она составила основу оси мировой истории. Ясперс считал, что если в будущей истории человечества наступит новое осевое время, то лишь после того, как будут открыты новые основы духовной жизни людей. Но пока невозможно представить, ни чем будет это новое осевое время, ни что оно принесет человечеству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: