Лекция 2. Сущность культуры

1. Основные подходы к понятию «культура»

2. Основные функции культуры.

3. Культура и цивилизация

Культурология представляет собой науку о культуре, ее теории и истории. Очевидно, что культурология как наука ХХ века не просто сводит воедино существующее многообразие представлений о культуре и классифицирует дефиниции своего главного понятия, она опирается на определенную историческую традицию. В понятии «культура», восходящем к римской античности подчеркивается фиксируемое им отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. Первоначальный смысл этого слова в латинской античности предполагал возделывание и обработку почвы. Позднее в «Тускуланских диспутах» Цицерона слово культура было применено метафорически, для характеристики возделывания ума, мышления. Поэтому культура – это и возделывание поля, обработка сада, и уход за растениями и животными, т.е. земледелие и сельское хозяйство. А термин «культура» как нечто исправляющее человеческую природу имело дополнительное значение.

В античности культура выступала одновременно и «воспитанием», и «возделыванием», и «культом». Процесс формирования гражданина античного полиса греки обозначали термином «пандейя». Переход общества к христианскому средневековью внес коррективы и в термин «культура», которая начала осознаваться не столько как воспитание меры, гармонии и порядка, сколько как преодоление ограниченности, как культивирование духовного совершенствование личности.

Новое время предложило ряд философских теорий культуры. К 17 столетию в европейской и впоследствии мировой теоретической терминологии произошло превращение слова «культура» в содержательное понятие. Бескомпромиссно мыслители 17 века противопоставили культуру природе, сформулировав оппозицию: культура – это контр – натура. То есть в философской мысли четко было отрефлексировано неприродное происхождение поведения человека, норм, обычаев, традиций человеческого общества. С тех пор представления о культуре формируются в двух основных направлениях: оптимистическом и пессимистическом. Оптимистические воззрения на культуру развивались многими французскими просветителями, Гегелем, Марксом, современными сциентистами. Более мрачное видение культуры представлено в трудах Ж.-Ж. Руссо, Ф. Ницше, экзистенциалистов, школы психоанализа. Только назвав некоторые имена и философские школы, мы сразу обращаем внимание на тот интерес, который проявляется в настоящее время к проблеме культуры в мировой гуманитаристике. Центральный вопрос исследования – это выявление сущности культуры. Сущность культуры – это ее внутренняя структура, способ функционирования, посредством которого культура воспроизводится как целостная система.

Отечественные исследователи проблем культуры, выявляя ее специфику, вырабатывают ряд подходов к определению этого понятия. Самое простое определение культуры предлагает суммативный подход, в котором культура предстает как все, что создано человечеством. Но в таком случае мы не выявляем особенности культуры по отношению к обществу.

Попытки более точно выделить специфику понятия культуры привели к возникновению аксиологического (ценностного) подхода, в рамках которого культура определялась как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе общественного развития, как сложная иерархия идеалов, значимых для данного общественного организма. В границах этого подхода культура предстает в двух своих формах: материальной и духовной. Под материальной культурой подразумевают материальный мир, созданный в результате обработки, «очеловечивания» природы.

Духовная культура – это то, что создано человеком, но не несет в себе утилитарного назначения, а направлено на формирование у человека этических и эстетических ценностей, художественного вкуса и интеллектуальных потребностей. Истина, добро, красота объединяют основные сферы духовной культуры – науку, искусство и нравственность.

Следует отметить, что аксиологический подход к культуре ограничен, так как замыкает ее в очень узкие рамки, так как оставляет вне поля исследования все, что негативно, деструктивно, опасно, полагая, что все это не-культура.

Суть третьей позиции состояла в понимании культуры как духовной жизни общества. Она определялась как совокупность достижений общества в области просвещения, науки, искусства и т. д. Материальная сфера выпадала из бытия культуры.

Дальнейшая логика процесса выработки определения культуры привела к формированию «деятельностного подхода», в рамках которого сформировались две основные концепции «антропологическая» и «технологическая».

«Антропологическая позиция» (Межуев В. М.; Коган Л. И; Злобин Н. и др.) предполагает перенесение акцента в определении культуры с результата (ценностей) на субъект деятельности, т.е. на самого человека, творящего ценности. С этой точки зрения, культура есть самопроизводство человека во всей целостности и всесторонности его общественного существования. Она есть механизм формирования и реализации сущностных сил человека, посредством которого обеспечивается взаимодействие процессов социализации и индивидуализации личности.

«Технологическая концепция» (Маркарян Э. С.; Давидович В. Е.; Коган М. С.; Файнбург З. И. И др.) предполагает переход от понятия «продукт деятельности» к понятию «способ (технология) деятельности». Логика развертывания сущности культуры в рамках данной позиции следующая. Культура есть то, что отличает человеческую жизнедеятельность от форм биологической деятельности. Если в живой природе коллективные биологические организмы регулируются биологическими механизмами, их существование возможно лишь на основе доминирования «жесткой» наследственно передаваемой программы поведения (у термитов, пчел и т.д.) или на основе механизма условных рефлексов (у высших животных), то в обществе человеческая деятельность программируется не биологически наследственно, а закрепленными в традициях типами поведения, которые усваиваются путем социализации. На место биологических механизмов становятся внебиологические. Система внебиологических механизмов и средства – есть культура. «Технологичность культуры» состоит в том, что она представляет собой исторически изменяющуюся и исторически конкретную совокупность тех приемов, процедур, норм, которые характеризуют уровень и направленность всей человеческой деятельности, взятой во всех ее измерениях и модификациях. С этих позиций, функциональное назначение культуры в обществе состоит в том, что она выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни.

Каждый из указанных подходов акцентирует внимание на какой-либо одной стороне человеческой деятельности: либо на способе, либо на результатах, либо на субъекте. Эта односторонность должна быть снята, видимо, в некоем интегративном понимании культуры. В этом плане, культура есть характеристика и субъекта, и способов, и результатов деятельности с точки зрения воплощения в них сущностных сил человека. Она представляет собой систему создания, сохранения, трансляции и освоения ценностей, являющихся самореализацией индивидов в обществе.

При семиотическом подходе культура фиксируется как внебиологический знаковый механизм передачи опыта через социокод – знаково закрепленную совокупность деятельностных схем, обеспечивающих социальное наследование. В рамках данного подхода культура выступает как сложная знаковая система, где символы и знаки являются средствами реализации смыслов культуры.

Структуралистский подход изучает культуру как совокупность социальных элементов, «культурных образцов» – носителей ценностных отношений, регулирующих человеческую деятельность.

При социологическом подходе культура трактуется как социальный институт, который дает обществу системное качество.

Говоря о подходах к понятию культуры в современной культурологии, нельзя не упомянуть об игровой концепции культуры, представителем которой былЙохан Хейзинга.

Ученый известен своей работой "Homo ludens" ("Человек играющий"), в которой он защищает тезис об игровом характере культуры. Если его концепция и не перечеркивает значение труда как культурообразующего фактора истории, то, во всяком случае, бросает ему вызов. Игра старше культуры, игра предшествует культуре, игра творит культуру - таков лейтмотив концепции Хейзинги.
Свой интерес к человеку играющему Хейзинга обосновывает следующим образом: люди оказались не столь разумными как наивно внушал светлый 18 век в своем почитании Разума. И название человека Homo faber неполно. Человек играющий выражает такую же существенную функцию жизнедеятельности как и человек созидающий, и должен занять свое место рядом с Homo faber.
Игра в концепции Хейзинги - это культурно-историческая универсалия. Как общественный импульс, более старый, чем сама культура, игра издревле заполняла жизнь и, подобно дрожжам, заставляла расти формы архаической культуры. Дух, формирующий язык, всякий раз перепрыгивал играючи с уровня материального на уровень мысли. Культ перерос в священную игру. Поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошь игрой. Мудрость и знание находили свое выражение в освященных соревнованиях. Право выделилось из обычаев социальной игры. На игровых формах базировались улаживание споров с помощью оружия и условности аристократической жизни. Хейзинга убежден, что культура в ее древнейших формах "играется". "Она происходит из игры, как живой плод, который отделяется от материнского тела, - пишет автор, - она развивается в игре и как игра". "Культура зачинается не как игра и не из игры, а в игре".
Концепция "культуры-игры" конструирует своего рода образную модель культуры, базирующуюся на гуманистических ценностях, вступивших в противоречие с реальностью 20 в. Такие понятие, как закон, порядок, благородство, честь, порядочность, свобода, бескорыстие, душевное равновесие, коллективность, гармония и целостность личности, определяют игровую альтернативу. Тесны и многообразны узы, связующие игру и красоту. Игра пронизана ритмом и гармонией, ей присущи радость и изящество.
игры".
Идея "культуры-игры", по преимуществу, обладает свойствами плодотворного научного мифа, позволяющего глубже понять специфику современных духовных процессов путем постижения фундаментальных основ культурной традиции.

Все эти подходы взаимодополняют друг друга, способствуют выработке более полного представления о культуре.

Как следует определить основные функции культуры?

Познавательная функция культуры состоит в том, что культура дает целостное представление о народе стране, эпохе. Культура есть самопознание и самосознание народов.

Культура выступает как форма самоидентификации людей. Благодаря ей, общество осмысляет, что его связывает с другими обществами, что отличает данное общество от других.

Информативная функция культуры состоит в том, что культура передает знания и опыт предшествующих поколений. В культуре проявляется социальная негенетическая наследственность человечества, его историческая память. Культура опредмечена в знаковых системах: устных преданиях, литературных памятниках, «языках» науки и искусства. Являясь в этот мир, человек застает устоявшуюся систему отношений, традиций, обычаев. Все это негенетическая память человечества, которую нельзя усвоить от рождения, она обретается в ходе социального опыта индивида.

Коммуникативная функция культуры состоит в том, что культура не существует вне общества, она формируется через общение. Это общение может быть синхронным и диахронным. Культура всегда связана с историей, и даже не подозревая об этом, современная культура воспроизводит «голоса» предшествующих эпох. Ведь все объекты, окружающие человека, воспринимаются не только как физические функции, но и как знаки. Таким образом, все воспринимаемые человеком феномены бытия могут быть поняты и прочитаны как «тексты», несущие информацию. Это дает возможность обмениваться не только самими вещами, но и информацией о них, знанием, опытом, т.е. осуществлять социокультурную коммуникацию.

Компенсаторная функция культуры состоит в том, что культура позволяет творчески восполнить, возместить труднодостижимое, утраченное, уравновешивает дисбаланс между потребностями и возможностями их удовлетворения.

Духовно-охранительная функция культуры состоит в том, что в культуре формируется система нравственных ценностей общества, которая способствует духовному и нравственному единству социума. Разрушение этой системы неизбежно приводит к духовному и культурному кризису.

Символическая функция культуры состоит в тои, что в культуре различные явления и предметы превращаются в ее символы, которые несут в себе смысл реальных предметов.

Аккумулирующая функция культуры выполняет роль человеческой памяти, с ее помощью отбираются и хранятся духовные ценности общечеловеческого и национального характера.

Проблема культура и цивилизация различными исследователями культуры интерпретируется различно. Так, Тайлор отождествляет культуру и цивилизацию, считая, что это не что иное как совокупность материальных и духовных достижений общества.

М.Вебер и А. Тойнби полагают, что цивилизация это особый социокультурный феномен, ограниченный определенным пространственно – временными рамками, основу которых составляет религия.

Противопоставление культуры и цивилизации свойственно О.Шпенглеру, который считает, что цивилизация – это совокупность технико – механистических элементов, а культура – царство органично – жизненного. Цивилизация – заключительный этап развития культуры, где наблюдается упадок литературы и искусства. Цивилизация – внешний по отношению к человеку мир, воздействующий на него и противостоящий ему, а культура внутреннее достояние человека, являющаяся символом его духовного богатства.

Таким образом, существуют три точки зрения на этот вопрос:

· отождествление понятий

· цивилизация – специфическое социокультурное образование

· разводят понятия, закрепляя за ними специфический смысл

В настоящее время понятие «цивилизация» интерпретируют в трех смыслах: унитарном, стадиальном, локально – историческом.

В унитарном смысле цивилизация рассматривается в качестве идеала прогрессивного развития общества в целом.

В стадиальном под цивилизацией понимается особые этапы этого развития, выделяя аграрную, индустриальную, постиндустриальную, космогенную, техногенную и антропогенную.

Локально – историческом – цивилизациями называют уникальные исторические образования, ограниченные определенными пространственно- временными рамками.

В русле культурологического подхода цивилизация – это историческое социокультурное образование, основу которого составляет однородная культура.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: