Показатели эффективности управления и подходы к их определению

Понятие, сущность и содержание эффективности управления.

Показатели эффективности управления и подходы к их определению.

Понятие, сущность и содержание эффективности управления.

3.Поиск резервов роста эффективности управления.

Эффект – абсолютное свойство любого взаимодействия или процесса, характеризующее их результат.

Эффективность характерна не для всякого взаимодействия, а лишь для целенаправленного; это всегда определённое соотношение (результата с целями или результата с затратами на его получение).

Сущностью эффективности управления является эффективность труда сотрудников аппарата управления; процесса управления: функций, методов, решений, коммуникаций и др.; иерархии управления; механизма управления: кадрового, маркетингового, производственного, социального, финансового, информационного и др.

В англоязычной литературе:

- efficiency – соотношение между объёмом выпуска и необходимыми для его производства ресурсами (внутренний параметр функционирования);

- effectiveness – характеризует степень достижения организацией её целей.

Сама эффективность в этих трех ключевых сферах в свою очередь зависит от действия следующих факторов:

- качества кадров, уровня их профессионализма, т.е. от объема полученных теоретических знаний, накопленного опыта, практических знаний, умения творческого применения знаний и опыта в повседневной жизни, общей культуры, коллективной и индивидуальной системы ценностей и жизненных установок, вытекающей из них отношений к себе, окружающим людям, делу, деньгам, природе и т.д.;

- масштаба и прочности соединения достижений науки и творческой мысли (научных открытий, изобретений, патентов, лицензий, других форм новых идей и концепций) с производством, строительством, управлением и образованием;

- создания во многом нового, более действенного хозяйственного и управленческого механизма;

- формирования и воспитания рассчитанной на условия XXI в. новой системы национальных идей, целей и ценностей, а также мотивации жизни и трудовой деятельности.

Социальная эффективность отличается от экономической прежде всего спецификой числителя: здесь используются показатели, с разных сторон характеризующие изменения качества жизни людей: показатели смертности, рождаемости, реальных доходов населения, количества студентов и т.д. Для оценки экономической эффективности в числителе используются показатели ВВП, т.е. добавленной стоимости во всех отраслях народного хозяйства, включая стоимость амортизации основных фондов, прибыли (чистого дохода) на уровне предприятия, фирмы, региона. Прибыль как обобщающий показатель качественных и количественных изменений в производственной и коммерческой деятельности имеет многие преимущества: в ней отражается динамика объемов производства, повышение качества, лучшее использование производственных фондов, экономия сырья и энергоносителей, соотношение роста производительности труда и средней зарплаты и др. Вместе с тем прибыль включает в себя и доход, полученный за счет искусственного повышения цен. Поэтому ее анализ должен быть факторным, с четким выделением источников роста и снижения доходов.

Повысить эффективность можно двумя способами: увеличивая полезные результаты опережающими темпами по сравнению с ростом затрат и экономя ресурсы (снижая издержки). В прошлом главный упор делался на снижение издержек. Магистральный путь на будущее - улучшение качественных параметров выпускаемых товаров и услуг (повышение их потребительской ценности и тем самым верхнего предела рыночной цены) за счет материализации успехов науки и других достижений человеческой мысли.

Оценка эффективности аппарата управления и её система показателей может быть классифицирована следующим образом:

- группа показателей, характеризующих эффективность системы управления, выражающихся через конечные результаты деятельности организации, и затраты на управление (прибыль, фактический чистый доход);

- группа показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления, в том числе непосредственные результаты и затраты управленческого труда (производительность труда, экономичность);

- группа показателей, характеризующих рациональность организационной структуры и её организационно-технический уровень.

Суть критериев и показателей оценки эффективности выражается в соотношении полученных полезных результатов к объему используемых ресурсов, в том числе финансовых (как частный, но широко распространенный случай: к текущим издержкам).

Критерии результативности организации:

Наимено- вание критерия Краткое содержание критерия Пояснения
Действенность Степень достижения системой поставленных перед ней целей, степень завершения «нужной» работы Для оценки степени действенности необходимы по меньшей мере три критерия: а) Качество: делает ли организация «нужные» вещи в соответствии с заранее определенными требованиями? б) Количество: делает ли организация все «нужные» вещи? в) Своевременность: делает ли организация «нужные» вещи вовремя?
Экономичность Степень использования системой «нужных» вещей. Ее можно выразить следующим образом: Ресурсы, подлежащие потреблению Ресурсы, фактически потребленные Это измеритель, характеризующий результативность организационной системы в отношении затрат.
Качество Степень соответствия системы требованиям и ожиданиям. Качественный признак – конкретное свойство, которое закладывают при создании продукта (услуги).
Прибыльность Соотношение между валовыми доходами и суммарными издержками. Прибыльность измеряют традиционно - финансовыми коэффициентами (ликвидности, прибыльности, роста, хозяйственной деятельности и т.п.).
Производи-тельность Соотношение количества продукции системы и количества затрат на выпуск соответствующей продукции В числителе содержится элемент действенности: количество продукции = надлежащая продукция = качество, количество; в знаменателе – элемент экономичности: затраты = фактически потребленные ресурсы
Качество трудовой жизни Степень реакции лиц, причастных к системе, на социально-технические аспекты данной системы Важен для анализа способности организации эффективно функционировать
Внедрение новшеств Инновационная активность организации Решающий фактор производительности. Организации, не вводящие новые продукты, услуги и технологические процессы, не могут выдержать конкуренцию в течение длительного времени

Критерии и показатели эффективности менеджмента

Классификационный признак Критерии и показатели эффективности менеджмента
Содержание эффективности Объект оценки Сфера проявления Уровень управления Динамичность Метод расчета Целевое назначение Метод оценки Комплексность оценки Экономическая, социальная Полная, локальная Внутренняя, внешняя Эффективность управления предприятием, регионом, государством Статическая, динамическая Абсолютная, сравнительная (относитель­ная) Плановая, фактическая, нормативная (по­тенциальная), проектная, условная Ресурсный, затратный Частный, интегральный

При разработке долгосрочной стратегии следует учитывать, что главным фактором будущего экономического и социального подъема может быть только рост эффективности управления, инвестиций и производства.

Общая формула эффективности: вход/ выход.

Конкретные оценки экономической эффективности могут иметь различный вид, в частности, следующий:

ВВП - внутренний валовой продукт региона или страны, т.е. сумма добавленной стоимости, включая амортизацию, во всех отраслях народного хозяйства;

Пр - прибыль;

ЧД - чистый доход;

С - себестоимость продукции за год;

Ен - норматив эффективности основных фондов (капитала) увязанный со ставкой банковского кредита в твердой валюте;

ОФ - основные фонды.

Среди ключевых показателей хозяйственного анализа одно из важных мест занимает показатель эффективности инвестиций. При этом в народном хозяйстве, регионах, фирмах и на предприятиях в качестве экономического результата используются данные о приросте ВВП, чистого дохода и прибыли в расчете на год:

где Эк1, Эк2, Эк3 - эффективность капитальных вложений на уровне, соответственно народного хозяйства региона или предприятия.

? ВВП, ЧД, Пр - прирост соответственно ВВП, чистого дохода или прибыли;

К - объем капитальных вложений, вызвавших такой прирост.

В хозяйственной практике применяется обратный показатель - срок окупаемости, характеризующий отношение объема затраченных капитальных вложений к сумме полученного экономического результата. Любая задача имеет, как правило, несколько путей решения с разными результатами и затратами. Какой вариант выбрать? Чтобы получить ответ на этот вопрос, рассчитывают сроки окупаемости каждого варианта и выбирают тот, где срок окупаемости самый короткий.

Иногда определяют самые низкие "приведенные затраты" на достижение одинакового конечного результата:

С + ЕпК = min,

где С - себестоимость годового производства при разных вариантах;

Ен - норматив эффективности капитальных вложений;

К - объем капитальных вложений при том или другом варианте.

Приведенные формулы несколько упрощены, поскольку они абстрагируются от сложных процентов на капитал. Применение таких процентов в условиях, когда деньги "работают", т.е. приносят дополнительный доход, становится правилом. Это несколько усложняет расчеты, но позволяет дать более точные оценки.

Одним из объектов анализа в настоящее время выступает оценка эффективности (привлекательности) инвестиционных проектов. При этом чаще всего дело сводится к определению коммерческой эффективности, т.е. к выявлению проекта с наименьшим сроком окупаемости (возврата) капитала.

В системе государственной службы, когда федеральным и региональным органам власти приходится оказывать финансовую поддержку инвестиционным программам и крупным проектам, обязательно нужно давать и социальную оценку проектов, в том числе с позиций охраны окружающей среды. В рыночной экономике критерием целесообразности инвестирования выступает коммерческий эффект (норма и объем прибыли), а защитные социальные параметры и нормативы служат рамочными ограничениями.

На практике разработка, анализ и оценка целесообразности инвестиционных проектов происходят методом итераций. Речь идет о многоразовых и все более конкретных расчетах и оценках выгодности на каждом этапе их подготовки. Так, уже к моменту, когда инициативная группа собирает вероятных участников проекта, им предлагается одна из первых его концепций. В ней содержится прогноз изменения конъюнктуры рынка данной товарной группы, в том числе оценка динамики изменения спроса и возможный объем предложения со стороны главных конкурентов. Сложнее предвидеть появление на рынке качественно новых товаров. Поэтому, чтобы снизить риск, конструкторам, разработчикам и технологам задают жесткие нормативы потребительских параметров проектируемых изделий, предельный уровень их цен, а значит, и себестоимости. Приоритет чаще всего имеют параметры качества - полезность нового товара для будущего покупателя или клиента.

Чтобы обеспечить высокое качество и низкие цены, нужны дополнительные инвестиции и время. Поэтому разработка и анализ нового проекта сводятся, по существу, к тому, чтобы найти и обосновать оптимальные параметры четырехугольника, вершины которого образуют показатели качества, цены, инвестиций и сроков.

Процесс поиска наиболее оптимального варианта воспроизводится и оптимизируется на специальных экономико-математических моделях.

Степень оптимальности такого проекта определяет уровень его эффективности и привлекательности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: