Организационные формы инновационных предприятий.
Государственная инновационная политика
Тема 11 Управление нововведениями и развитием теории управления.
Управление изменениями и инновациями. Риски в инновационном процессе. Модель плановых организационных изменений. Организационные формы инновационных предприятий. Новейшие тенденции в теории управления эпохи перемен. Государственное регулирование инновационной деятельности.
1. Понятие инноваций
4. Управление изменениями и инновациями
Инновационный менеджмент – особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение конкретных инновационных целей, оптимальных результатов на основе рационального использования всех ресурсов, применения многообразных принципов, функций, методов.
Нововведение – прогрессивное новшество, задействованное в динамике, которое организационная система применяет и использует.
Инновация – процесс создания, распространения, использования новшества, которое способствует развитию, повышению эффективности инновационной деятельности.
|
|
Инновационный процесс – совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций.
Понятие "инновация" происходит от английского слова innovation - процесс создания, распространения и использования новшества, которое способствует развитию и повышению эффективности работы фирмы в целях удовлетворения определенных потребностей. Оно применимо к продукту или услуге, а также способу их производства. Это понятие применимо также к любому усовершенствованию, обеспечивающему экономию затрат или создающее условия для такой экономии.
Совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации нововведений, есть инновационный процесс. Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, т.е. последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги. Инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением - первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения, новые рынки, а следовательно, и новых потребителей, которые воспринимают данный продукт, технологию или услуги как новые именно для себя.
|
|
Понятие инновации тесным образом связано с понятиями "технология" и "изобретение". Технология - это не только способ, метод осуществления какого-либо процесса или какой-либо деятельности, но и знания об этом, т. е. знания, систематически применяемые для полезных целей. Знания в сфере менеджмента - часть технологии. Поэтому инновация может касаться не только продукта или услуги, но и новых способов взаимодействия людей в процессе их производства. Изобретение или открытие есть описание нового феномена или решение известной проблемы.
Инновационные процессы пронизывают всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и в конечном счете ориентированы на удовлетворение потребностей рынка. Применительно к инновационным процессам материального производства обычно рассматривают следующие его стадии:
- генерирование новой идеи;
- экспериментальную реализацию новой идеи;
- освоение в производстве;
- массовый выпуск;
- потребление.
Еще в 500 г. до н. э. Гераклит сказал: "Ничто не вечно, кроме перемен". Сегодня "вечные перемены" в экономической жизни стали происходить настолько стремительно, что внешняя среда для любого участника производства может представляться как хаос. Никакая удачно найденная модель предприятия не может обеспечить сколько-нибудь гарантированной стабильности даже на период в 10 лет.
Питере и Уотермен, авторы международного бестселлера "В поисках совершенства", для выявления закономерностей, обеспечивающих успех, выделили для рассмотрения 43 американские компании, которые на момент написания книги демонстрировали весьма высокие показатели. Что же случилось с ними впоследствии? Всего лишь через 5 лет только 14 из 43 компаний сохранили лидирующие позиции, 10, утратив лидерство, продолжали твердо стоять на ногах, а 19 оказались в ослабленном состоянии. Почему произошли такие быстрые и драматические изменения? Потому что за этот короткий срок появились нововведения, которые прошли мимо фирм-лидеров; они не смогли их быстро освоить. Другими словами, эти фирмы проиграли в гибкости: их собственная способность к перестройке оказалась недостаточной.
Ускорение внешних перемен происходит из-за комплекса причин, среди которых - глобализация экономических процессов. По мере того как отечественная экономика становится все более открытой, этот фактор и в нашей стране набирает силу. Глобализация финансовых операций, постоянная возможность появления новых конкурентов делают непредсказуемыми ни цены, ни валютные курсы. Более того, сокращение средних размеров производства, освоение новых информационных технологий и новые возможности современных электронных средств труда сокращают цикл "идея - готовый продукт" и делают возможным для большого числа производителей всех стран мира быстрое освоение и выход на рынок с любой новой продукцией. Все это затрудняет деятельность, усложняет сохранение лидерства. Современный рынок и тем более рынок будущего - это уже не рынок массовой продукции со снижающейся себестоимостью, а рынок максимально дифференцированной в соответствии с запросами потребителей и постоянно обновляющейся массы продуктов и услуг. Главным экономическим критерием нововведений становится не снижение издержек, а завоевание потребителя. Новая техника устанавливается не для того, чтобы экономить живой труд, а для того, чтобы обеспечить необходимые сроки разработки новой продукции, улучшение качества, повышение гибкости производства.
Предприятие любого производственного профиля значительно улучшит свое финансово-экономическое и технологическое состояние, если в рамках менеджмента инноваций в области самого менеджмента будет:
|
|
перестраивать свои организационные формы с целью их оптимизации;
управлять повышенными рисками, опираясь в своем поведении на упреждающие действия;
культивировать использование передовых информационных технологий.
Применяют систему мероприятий по плавному переходу к смене вида инноваций: