Y. Текст лекции
IV. Литература
II. Воспитательные цели
I. Учебные цели
Цель лекции – сформировать у курсантов четкое представление о политических доктринах раннего христианства и средневековья.
Воспитывать у курсантов и слушателей правовую культуру, уважение к историческому опыту развития государства и права, к политико-правовым доктринам прошлого и современности.
III. Расчет учебного времени (лекция – 2 часа)
Содержание и порядок проведения занятия | Время, мин |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
|
Основная
- История политических и правовых учений. Древний Рим. М., 1985
- История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение.М., 1986.
- История политических и правовых учений. XVII-XVIII вв. М., 1389.В.С. Нерсесянц. Право и закон. М., 1983.
- Азаркин Н.М., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических учений. М. 1994
- Альбов А.П., Сальников В.П. История философии права. СПб. 1998.
- Гулиеев В.Е. Об исследовании политико-правовых учений. М. 1993
- Закономерности возникновения и развития политико-юридических идей и институтов. М. 1986
- История политических и правовых учений: Учебник. Под ред. Нерсесянца В.С. М., 1996
- История политических и правовых учений (домарксистский период): Учебник. Под ред. Лейста О.Э. М., 1991.
- Луковская Д.И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект. Л., 1985
- Методические указания к изучению курса истории политических и правовых учений. М., 1986.
Преподаватель проверяет наличие обучаемых, объявляет название темы № 5 « Политические доктрины раннего христианства и средневековья».
В ходе лекции нами будут рассмотрены следующие вопросы:
1.Политико-правовые доктрины раннего христианства.
2.Основные направления политико-правовой идеологии средневековья.
Переходим к рассмотрению учебных вопросов.
- Политико-правовые доктрины раннего христианства.
Христианство возникло в I в. н.э. в римской провинции Иудее как результат глубокой неудовлетворенности состоянием общества, которая особо остро ощущалась на периферии Римской империи, среди колонизованных, покоренных народов. Атмосфера, складывающаяся в Древнем Риме: распущенность и моральная опустошенность верхов на фоне неуверенности и ожидания конца, - благоприятствовала возникновению множества религиозных сект.
Одной из таких сект и было христианство, зародившееся на основе иудейской религии. Иудаизм — первая последовательно монотеистическая (признающая единого Бога) религия. Она возникла более трех тысяч лет назад. Священные тексты иудаизма (Библия) создавались с XII по II в. до н. э.
Иудаизм также представлял собой религию одного народа, считавшего себя избранным на том основании, что Бог через Моисея дал ему закон. Приняв этот закон, иудеи вступили в особые отношения с Богом, заключили с ним договор, который обеспечивал им божественное покровительство в случае соблюдения всех его предписаний.
В Ветхом Завете монархия приемлется лишь как терпимое зло, как несовершенное установление, порожденное грехами и слабостью людей. Она допускается для того, чтобы народ Божий, который не смог осуществить свободной теократии (здесь не правление духовенства, а подлинное Боговластие), не погиб от руки врагов, обессиленный раздорами.
Притча о терновнике. В ней рассказывается, как деревья выбирали себе царя. Ни одно благородное растение, ни маслина, ни виноградник не согласились оставить свое природное место и дело; только колючий терновник согласился принять корону. «Идите, покойтесь под тенью моей, — надменно сказал он, — если же нет — то выйдет огонь из терновника и сожжет кедры ливанские!» Смысл притчи прозрачен. Только негодные и надменные люди приходят к власти, а прок от их царствования такой же, как тень от терновника в палящий полдень.
Иудеи верили в пришествие мессии — спасителя, ниспосланного Богом Иеговой для установления справедливости. Ветхий Завет содержал предсказание, что мессия должен происходить из рода царя Давида. Иисус Христос (Христос по-гречески — помазанник (Мессия) для его последователей — христиан — и был таким Мессией. Правоверные же иудеи предали его суду как самозванца, посягавшего на основы их веры. Это и привело к выделению христианства в качестве особой религии, которая к священным книгам иудеев, названных христианами Ветхим или Старым Заветом, прибавила Новый Завет Иисуса Христа, не признаваемый евреями.
Новый Завет— главный источник суждений о политической мысли раннего христианства. Он состоит из четырех Евангелий, что означает по-гречески «благая весть» (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), книги Деяний апостолов, 21 послания апостолов и Откровения Иоанна Богослова, более известного под греческим названием Апокалипсис (что и значит «откровение»). Это самая ранняя по времени написания часть Нового Завета — ее относит к 60-м гг. 1 в. В Апокалипсисе рисуются жуткие картины конца света и Страшного суда, содержится суровая критика Рима, называемого «вавилонской блудницей», гниющим и смердящим царством зла и порока, которому суждена гибель.
Иисус призывает отрешиться от всех ценностей этого общества — от власти, богатства, наслаждений, славы и обещает взамен спасение души. В его проповеди аскетизма, смирения при всей ее аполитичности содержалось скрытое осуждение иудейско-римской действительности, признание ее порочной, несправедливой.
В первом послании апостола Павла к Коринфянам проводится мысль о том, что христиане вообще не нуждаются в институтах политической власти, так как общение между ними лишено вражды, оно основано на сотрудничестве и любви. Община христиан стоит над государством. Более того, - она способна и обладает правом судить его (1-е Коринф.6, 1-5). С другой стороны, особенно в посланиях апостола Павла, проводится мысль о непротивлении злу, насилию и покорности, о подчинении государственной власти, добровольном и добросовестном служении ей, которое объявляется даже угодным Богу: «Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13,.1). И еще резче: «Служа с усердием как Господу, а не как человекам» (Ефес. 6,7) или «без ропота и сомнений» (Фил. 2,14).
Интересно при этом отметить, что усиление таких, призывающих к покорности, тенденций совпало с тем, что в ходе своего распространения христианство не только стало государственной религией (что случилось несколько позже), но и с тем, что все более ослабевала вера в быстрое наступление Царства Божьего, тогда как в Апокалипсисе читаем: «Се гряду скоро», «время близко» (1,3; 3,11) и др. Но несомненно одно – Новый Завет основан на противопоставлении Царства Небесного земным царствам, на бесспорном превосходстве первого из них.
Теоретическим обоснованием этих настроений стала доктрина епископа Гиппона (совр.-Безерта, город на С. Туниса) (с 395 г.) Аврелия Августина (354-430 гг.) – Августина Блаженого. Главные его произведения – «О граде Божьем», «Исповедь» и «О порядке». Основными положениями в его учении было деление мира на град Божественный и град земной и признание того, что «зло есть не что иное, как умаление добра, доходящее до полного своего исчезновения». Причина же зла – в свободе воли и ее извращенности. Августин противопоставляет два рода человеческого общения – людей, живущих «по Богу» (град небесный) и «по человеку» (град земной).
Деление на два града никак не зависит от форм правления отдельных государств, которые Августин различает в зависимости от тех обязанностей, которые несет верховная власть. Разделение на два града не носит формального характера, но определяется внутренним состоянием, верой человека, к ним принадлежащего. Поэтому в земной жизни оба града «переплетены и взаимно смешаны», но в грядущем мире предопределенные и отверженные будут разделены. Разделение на два града произошло в результате первородного греха Адама и Евы, изменившего природу человека, и будет продолжаться до второго пришествия Христа и Страшного Суда. Тогда и будет установлено царство небесное, предопределенные получат ангельскую жизнь, а нечестивые подвергнутся вторичной смерти.
Небесный град временно, до второго пришествия Христа, «находится в земном странствии». Его выражением является церковь. Но она не есть еще собственно град Божий, но есть путь к спасению. Ее задача – приуготовление верующих к будущей жизни. Задача же государства – руководство (управление людьми) в жизни земной. Поэтому град земной ограничен во времени, град Божественный – принципиально вечен, он выше града земного. В государстве живут ««о плоти» в церкви – «по духу». Иными словами: в первом живут «по человеку», во втором – «по Богу». Соответственно и все люди разделяются в конечном счете на две категории (хотя и это деление не абсолютно). Именно в этом и только в этом смысле Августин пишет о двух градах как двух сообществах людей.
Различие этих двух градов приводит к тому, что каждый из них, существуя самостоятельно, не должен вмешиваться в дела другого. Но они вместе с тем связаны между собою, взаимодействуя друг с другом. Проводимая ниже цитата хотя и несколько велика, но в концентрированном виде выражает сущность позиции Августина: «Итак, этот Небесный Град, пока находится в земном странствии, призывает граждан из всех народов и набирает странствующее общество во всех языках, не придавая значения тому, что есть различного в правах, законах и учреждениях, которыми мир земной устанавливается и поддерживается, ничто из последнего не отменяя и разрушая, а напротив, сохраняя и соблюдая все что, направляется в одной и той же цели земного мира, если только не препятствует религии, которая учит почитать единого высочайшего и истинного Бога».
Христианские властители града земного обязаны защищать церковь и оказывать ей помощь в борьбе с еретиками. В этих случаях Августин даже допускал принуждение, так как считал, что спасение возможно только через принадлежность к истинной вере. Поэтому принуждение в отношении еретиков идет им же на благо. Но, хотя церковь и стоит выше государства, так как только она непосредственно основана Богом (Христом), во всем, что не относится к вере, следует беспрекословно подчиняться власти. Перед Богом все равны. Поэтому в церкви и император – слуга Бога, здесь он равен своим подданным. Вне этого последние должны во всем ему покоряться.
Однако Августин не исключает возможности пассивного сопротивления власти, но лишь в том случае, если она нарушает божественные заповеди или вмешивается в дела церкви. Августин отождествляет естественное право и божественное право.Для него ничего естественного до и вне Бога нет и быть не может, ибо мир был сотворен не из субстанции, первоматерии, а из ничто. Поэтому право – это явление не естественного порядка, а явление, созданное Богом после грехопадения человечества для того, чтобы оградить его от совершения дальнейших преступлений.
Западнохристианский теолог и церковный деятель Августин был крупнейшим религиозным мыслителем поздней античности. Он развил теологическое понимание истории, взгляд на жизнь общества как борьбу противоположных царств – грешного и божественного. Августин Блаженный стал непререкаемым авторитетом для Западной церкви, хотя его идеи широко известны и на Востоке (особенно до раскола 1054 г. - Раскол христианской церкви в 1054 году — церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение христианской церкви на римско-католическую церковь и православную церковь с центром в Константинополе), где сложилась своя школа.
Восточная церковь знала своих Отцов церкви. К тому же отношения между церковью и императорской властью в Восточной части империи были существенно иными, чем на западе. Здесь не было того сопротивления и, более того, церковь постоянно ощущала свою зависимость от светской власти. Это не могло не отразиться и на разработке догматических положений. Наиболее выдающиеся богословы – Василий Великий (329-378), Григорий Богослов (328-390) и Григорий Нисский (331-394), равно как и их предшественники и современники, хотя и занимались преимущественно вопросами веры, вместе с тем неоднократно обращались к интересующей нас проблеме.
Так, исходным в рассуждениях Василия Великого было положение о том, что мы «не можем ничего претерпеть без воли Божией». Поэтому и власть кесаря – от Бога и ей следует повиноваться. Если же она привносит зло, то не Бог является ее причиной, но свобода, дарованная людям. Правда, он не устает при этом призывать правительственные власти и суды к милосердию. В 25-й беседе «О милости и суде», со ссылкой на пророка Осию (12.16), подчеркивает, что «милостыню и суд любит Бог» и люди, творящие ее, «приближаются к Богу», а преимущества власти требуют «показать права справедливости».
Особое место в трудах Василия Великого занимает проблема войны. Не будучи источником зла, Бог тем не менее в войнах «насылает казни на достойных наказания». Поэтому и получается, что зло войны вызвано не божественной волей или промыслом, но действиями людей. Оно есть лишение добра. В этом смысле война подобна болезням и природным бедствиям. Однако это не оправдывает людей. Поэтому на зло нельзя отвечать злом, но - добром.
Обращаясь непосредственно к вопросу о государственной власти, Василий Великий следующим образом совершенно недвусмысленно формулирует свою мысль: «Ежели царская власть есть законное правительство, то очевидно, что и правила, какие дает царь, истинно достойны сего понимания, имеют великую законность, будучи направлены к общей пользе всех. Им следует беспрекословно повиноваться». Как видим, здесь все же содержится оговорка о «законности власти». Правда, и такой царь не должен совершать насилий только по причине «что властвуешь». Василий Великий как бы рисует образ разумного правителя, что впоследствии стало излюбленной темой политической философии. Вот его образ: «Посему тот разумный правитель, кто, вникая в действительную природу, управляет приключениями жизни, остается всегда сам себе равен, не превозносится в благодушии, не упадает духом в несчастиях».
Идеи Отцов церкви стали в значительной мере определяющими для всего Средневековья, рассмотрению которого посвящен следующий вопрос.
Иегова (по др. чтению Иагве), одно из священнейших имен Бога в Ветхом Завете; заключает в себе понятие вечности и совершенства; по Библии, Бог под этим именем впервые открылся Моисею.
ИЕГОВА м. еврейское имя Бога.
Апокалипсис - одна из книг Нового Завета, содержащая пророчества:
- о конце света;
- о судьбах мира и человека;
- о страшном суде.
греч.Apokalipsis - откровение