Лекция 6 Налоговое регулирование экономики

Вопросы:

1. Содержание налогов и их классификация

2. Общая характеристика налоговой системы современной России

1. Содержание налогов и их классификация

Налоги — неотъемлемая часть общественно-хозяйственной жизни. От них в значительной степени зависит благополучие граждан, предпри­ятий и государства в целом. Налоги исторически связаны с появлением государства и выполнением целого ряда общегосударственных функций. Наименьший размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборону, суд, охрану порядка и т.п.

Налоги нельзя сводить только к денежным отношениям. Это прежде всего совокупность финансовых отношений, складывающихся в процессе распределения ВВП с целью создания общегосударственного фонда я финансирования общественных нужд. Наиболее лаконичным и верно с теоретических позиций можно считать следующее определение: императивные денежные отношения, в процессе которых об­разуется бюджетный фонд без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента. В развитие сказанного приведем объяснение понятия налога, данное в части первой Налогового кодекса РФ: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж {выдел, авт.), взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им по праву собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств с целью финансового обеспе­чения деятельности государства и муниципальных образований ».

Первый сущностный признак налога — императивность. Она пред­полагает отношения власти и подчинения. Второй признак — смена соб­ственника. При этом для решения общегосударственных задач налоговая система должна строиться в соответствии с классическими принципами налогообложения, впервые определенными еще А. Смитом:

• Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства... Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству обложения...

• Налог, который обязывается уплачивать отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа и сумма платежа — все это должно быть ясно и определено для плательщика и для всякого другого лица...

• Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего оплатить его.

• Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства..

В каждой налоговой системе, помимо налогов, существуют также сборы другие платежи. Если налоги поступают только в бюджетный фонд, то сбо ры, как правило, носят целевой характер.

К основным элементам налогообложения относятся:

плательщик — физическое или юридическое лицо, выполняющее воззложенные на него обязательства по уплате налога;

объект обложения — доход, земельная рента, имущество и т.п., об­лагаемые налогом;

единица обложения — часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога. В нормативных документах представляется налогооблагаемая база;

• оклад налога — общая сумма налоговых изъятий на одного плательщика с единицы обложения за определенный период времени;

• ставка налога — размер налога с единицы обложения. Ставка может устанавливаться в абсолютных величинах (рублях) либо процентах;

налоговая льгота — уменьшение налогового бремени вплоть до нулевого. Спектр льгот довольно широк: понижение ставок, уменьшение налогооблагаемой базы за счет вывода из нее отдельных объектов, освобождение от налога отдельных категорий плательщиков, налоговые каникулы;

налоговая санкция — увеличение налогового бремени при установ­лении факта нарушения налогового законодательства.

Сущность налогов проявляется в их фискальной функции. Ее реа­лизация обеспечивает формирование доходов бюджета. Налоги служат для перераспределения национального дохода и создают условия для эффективного государственного управления. В рыночных условиях на­логи стали основным источником доходов федерального бюджета. Так, в 2006 г. доходная часть федерального бюджета на 62,3% сформирована за счет налоговых платежей.

Воздействие через налоговый механизм на процессы производства и обращения достигается путем стимулирования или сдерживания нако­пления капитала, расширения или уменьшения платежеспособного спроса населения. Таким образом проявляется регулирующая функция налогов. Основополагающие принципы системы налогообложения достигают по­ставленной цели в случае создания равных экономических условий для всех предприятий независимо от их организационно-правового устройства и форм собственности.

Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредован­но. Причем оно проявляется с некоторым опозданием, поскольку осущест­вляется через участие государства в распределении и перераспределении ВВП. Налоги должны быть важнейшим инструментом, способствующим антицикличности в экономике, и регулятором инвестиций.

Налоги и сборы могут быть классифицированы по ряду признаков. Прежде всего, налоги подразделяются на прямые и косвенные. Соотно­шение этих групп во многом зависит от состояния экономики и проводи­мой налоговой политики. Преобладание прямых налогов характерно для стабильной экономики, в период экономических кризисов происходит рост косвенных налогов. Налоги могут группироваться в зависимости от субъекта уплаты: налоги, уплачиваемые физическими лицами, и налоги, уплачиваемые юридическими лицами. По объекту обложения налоги под­разделяются следующим образом: налоги на имущество, налог на землю (рента), налог на капитал, налог на средства потребления. Основой следу­ющего классификационного признака является источник уплаты налогов: заработная плата, выручка, доход или прибыль, себестоимость. Существен­ным признаком классификации налогов является их подразделение по уровням бюджетов: федеральные, региональные и местные налоги.

Налоговая система России была сформирована в соответствии с За­коном РФ от 27 декабря 1991 г.№2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В этом Законе были реализованы следующие основные принципы построения налоговой системы:

• единый подход в вопросах налогообложения, включая предоставление права на получение налоговых льгот, а также защиту законных интересов всех налогоплательщиков;

• четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;

*приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;

*однократность налогообложения, которая означает, что один и тот объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законодательно период налогообложения;

*определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов — с другой. Однако налоговая система оказалась весьма несовершенной. Этому способствовал ряд причин: многочисленность нормативных документов, регулирующих налоговые отношения и, как следствие, большое коли­чество налогов, затрудняющее расчеты плательщиков с бюджетом; не­стабильность налогового законодательства; высокая налоговая нагрузка. В связи с этим возникла необходимость реформ. Новым этапом развития налоговой системы в России стало принятие Налогового кодекса РФ, вступившего в действие с 1 января 1999 г. Он был призван решать следу­ющие важнейшие задачи:

• построение стабильной, единой для Российской Федерации налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;

• развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечить доходами федеральный, региональный и местные бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;

• создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансирование общегосударственных и частных интересов, способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и увеличению богатства государства и его граждан;

• снижение общего налогового бремени, уменьшение числа налогов;

• формирование единой налоговой правовой базы;

• совершенствование системы ответственности плательщиков за на­рушение налогового законодательства.

В основу Налогового кодекса РФ был заложен принцип справедливо­сти, означающий, что каждое лицо должно уплачивать законно установлен­ные налоги и сборы, базирующиеся на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и устанавливаться исходя из политических, идеологических, этнических и других различий между налогоплательщиками. Не допуска­ется дифференциация ставок налогов и налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места проис­хождения капитала.

Особо важными для налогоплательщиков являются следующие поло­жения Налогового кодекса РФ: обязанность по уплате налога считается исполненной, если налогоплательщик подал в установленный для уплаты налога срок в банк платежное поручение при наличии достаточных средств на счете; запрещается придавать обратную силу налоговому законодатель­ству, ухудшающему положение налогоплательщиков; опубликовывать акты законодательства о налогах и сборах требуется не менее чем за один месяц до вступления их в силу.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ с учетом изменений и до­полнений установлены следующие налоги по уровням бюджетов.

федеральные налоги:

1)НДС;

2)акцизы;

3)налог на доходы физических лиц;.

4)ECН;

5)налог на прибыль организаций;

6)налог на добычу полезных ископаемых;

7)водный налог;

8)сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;

9)государственная пошлина.

Региональные налоги:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.
Местные налоги:

1 ) земельный налог;

2)налог на имущество физических лиц.

2. Общая характеристика налоговой системы современной России

 

Основные концептуальные положения структуры налоговой системы РФ, - это и Налоговый кодекс в значительной части является законом прямого действия.
Актуальным вопросом является распределение налоговых полномочий федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и местного самоуправления. Классификация налогов и сборов на федеральные, регио­нальные и местные соответствует разделению полномочий перечисленных законодательных (представительных) органов власти по введению или отмене налогов и сборов на соответствующей подведомственной терри­тории. Органам законодательной власти субъектов РФ и самоуправления предоставляется право самостоятельно устанавливать и прекращать действие региональных и местных налогов (сборов), изменять их ставки, предоставлять налоговые льготы.

Основное место в налоговой системе России занимают косвенные на­логи, к которым относятся: НДС, акцизы, таможенная и государственная пошлины.

Наиболее существенный из косвенных налогов — НДС— налог, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. Его основная функция — фискальная.

Круг плательщиков НДС очень широк. К ним относятся организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплатель­щиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Упрощенная схема расчета НДС при прохождении товара через ряд предприятий — от изготовителя сырья до конечного потребителя готовой продукции — представлена на рис. 6.1.

передача права собственности на товары (результаты работ, услуги) на безвозмездной основе, по соглашению о предоставлении отступного и новации, товары, ввозимые на территорию РФ в соответствии с тамо­женным режимом, передача имущественных прав. Налогом облагается реализация товаров не только собственного производства, но и приоб­ретенных на стороне.

При этом товаром считаются продукция (предмет, изделие), здания, со­оружения, другие виды недвижимого имущества, электро- и теплоэнергия, газ, вода. При реализации работ НДС облагаются объемы выполненных строительно-монтажных, в том числе для собственного потребления, ре­монтных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологи­ческих, проектно-изыскательных, реставрационных и других работ. НДС облагается реализация следующих видов услуг: пассажирского, грузового транспорта, транспортирования газа, нефти, нефтепродуктов, электриче­ской и тепловой энергии, по перевозке, разгрузке, перегрузке товаров и их хранению; по сдаче в аренду имущества и объектов недвижимости, в том числе по лизингу; посреднических; связи, бытовых, жилищно-коммуналь­ных; физической культуры и спорта; по выполнению заказов торговлей; рекламных; инновационных; по обработке данных и информационному обеспечению; других платных услуг.

За налогооблагаемый оборот принимается стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из применяемых цен и тари­фов без включения в них НДС. При исчислении облагаемого оборота по подакцизным товарам в него входит сумма акциза. Налогообложению подлежат суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг). С 1 января 1999 г. в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса РФ при исчислении облагаемого оборота применяется фактическая цена (установленная в договоре) реализации товаров (работ, услуг), даже если она ниже себестоимости, т.е. предпо­лагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Рыночной ценой признается цена, сложившаяся при взаимодействии проса и предложения на рынке идентичных, однородных товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях. Под рынком понимается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из воз­можности покупателя приобрести товар (работу, услугу) на ближайшей территории РФ или за ее пределами.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Для НДС, соответственно, она будет выражена через стоимостный показатель облагаемых налогом операций.

В отличие от косвенных налогов, НДС нейтрален по отношению к результату финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Однако предоставление льгот повышает его конкурентоспособность, так как позволяет понижать цены на продукцию даже при более высокой себестоимости по сравнению с другими предприятиями, а при равных условиях получать дополнительную прибыль.

Налоговым законодательством по НДС установлены льготы. Их пере­чень является единым для всей территории РФ и не может быть изменен решениями местных органов власти. В том случае, если предприятие производит и реализует одновременно товары (работы, услуги) как под­лежащие, так и не подлежащие обложению НДС, для получения льготы по налогу необходимо ведение раздельного учета затрат по производству и реализации этих товаров (работ, услуг).

Важный элемент налога — его ставки.

При введении налога в 1992 г. была установлена единая ставка, равная 28%. Ее величина рассчитывалась исходя из необходимости поддержания доходов бюджета на уровне, обеспечиваемом в предыдущем году налогом с оборота и налогом с продаж.

В настоящее время в Налоговом кодексе РФ предусмотрены три уровня ставок НДС: 0,10 и 18%. Нулевая ставка применяется при реализации то­варов на экспорт, а также работ и услуг, непосредственно связанных с про­изводством и продажей этих товаров, работ и услуг по перевозке через та­моженную территорию РФ; товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита; товаров (работ, услуг) для офици­ального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами и личного пользования их персонала; услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения расположен за пределами территории РФ, и другие обороты. Налоговая ставка 10% применяется при реализации отдельных продовольственных товаров и товаров для детей (по перечню ст. 164 Нало­гового кодекса РФ), а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. В остальных случаях действует ставка НДС 18%.

Для исчисления суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет по итогам налогового периода, необходимо:

• рассчитать величину налога, начисленного к уплате в бюджет, которая
определяется как произведение налоговой базы и ставки налога;

• исчислить величину налоговых вычетов.

Таким образом, в бюджет вносится разница между суммой НДС, на­численной к уплате в бюджет, и налоговыми вычетами:

Налоговый вычет — один из элементов системы исчисления суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет. Для вычета входного НДС необходимо,чтобы товары (работы, услуги) были приняты на учет. Основанием для налоговых вычетов являются выставленные продавцом счета-фактуры суммы НДС, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия на учет указанных объ­ектов По товарам (работам, услугам), использованным при изготовлении продукции и осуществлении операций, освобожденных от НДС на осно­вании льгот, НДС бюджету не предъявляется, а относится на издержки производства и обращения.

Инструментом контроля за правильностью проведения расчетов по НДС являются счета-фактуры установленной формы, призванные фикси­ровать все операции по отпуску покупателям товаров, выполнению работ и оказанию услуг.

Уплата НДС в бюджет производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров за ис­текший налоговый период (месяц или квартал) не позднее 20-го числа месяца, следующего за ним.

Следующий по значимости косвенный налог — акцизы. Доля акцизов в общей сумме налоговых доходов федерального бюджета в 2010 г. со­ставила более 10%.

Акцизы — старейшая форма косвенного налогообложения. О бъектами акцизного налогообложе­ния являются прежде всего предметы массового спроса, что и предопреде­ляет высокую фискальную значимость этих налогов.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ плательщиками акцизов являются организации, индивидуальные предприниматели, лица, при­знаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (декларанты и иные лица в соответствии с та­моженным законодательством).

В настоящее время акцизами облагаются следующие товары: спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением спирта коньячного); спир­тосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%; алкогольная продукция; пиво; табачная продукция; автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с); автомо­бильный бензин; дизельное топливо; моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин.

Объектами обложения акцизами признаются следующие операции:

• реализация на территории России произведенных лицами подак­цизных товаров;

• передача произведенных из давальческого сырья и материалов нефтепродуктов собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства;

• оприходование нефтепродуктов, самостоятельно произведенных лицом из собственного сырья и материалов, а также полученных нефтепродуктов, в том числе на основе договора переработки с собственником сырья;

• приобретение нефтепродуктов в собственность лицами, имеющими
соответствующее свидетельство;

• ввоз подакцизных товаров на территорию РФ.

Ряд операций не подлежат налогообложению акцизами на основании ст. 183 Налогового кодекса РФ.

Налоговая база по каждому объекту обложения акцизами определяется в зависимости от вида применяемых ставок. Различают следующие виды налоговых ставок:

адвалорные, устанавливаемые в процентах к стоимости подакцизных товаров;

~ твердые {специфические), устанавливаемые в рублях за единицу измерения товаров;

~ комбинированные, сочетающие твердые и адвалорные.

В настоящее время преимущественно применяются твердые ставки, исключением ставок на сигареты, для которых установлены комбинированные ставки акцизов. Сумма акциза исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.

Экспорт товаров за пределы России относится к числу операций, не облагаемых акцизами. Но при этом в налоговый орган требуется предста­вить поручительство банка или банковскую гарантию.

Налоговым периодом но акцизам признается месяц.

Налог на прибыль — это прямой налог, т.е. его величина находится в прямой зависимости от получаемой прибыли (дохода).

Плательщики налога на прибыль — это российские, а также иностран­ные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от ис­точников в России. Плательщиками также выступают коммерческие банки различных видов.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для каждой группы плательщиков принят строгий порядок признания прибыли. Российские организации определяют ее как разницу между полученными доходами и произведенными расходами. Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительские доходы, полученные через последние, уменьшают на величину расходов этих постоянных представительств. Итоговый результат и является объектом обложения. Отдельным объектом налогообложения являются доходы, полученные от источников в Российской Федерации для иных иностранных организаций.

Налог на прибыль — это регулирующий налог, что проявляется в его ставках на федеральном и региональном уровнях. Прибыль предприятий и организаций в части, зачисляемой в федеральный бюджет РФ, облага­ется по ставке 6,5%. Ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъектов РФ, устанавливаются органами их государственной власти (максимальный размер — 17,5%). Таким образом, предельная ставка на­лога на прибыль организаций составляет 24%. По доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие размеры ставок: российскими организациями от российских организаций, а также физическими лица­ми — налоговыми резидентами РФ — 9%; российскими организациями от иностранных организаций — 15%.

По операциям с отдельными видами долговых обязательств приме­няются следующие ставки: 15% — по доходу в виде процентов по госу­дарственным и муниципальным ценным бумагам (кроме ценных бумаг, облагаемых по нулевой ставке), условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов; нулевая — по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эми­тированным до 20 января 1997 г. включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 г., эмитированным при осуществлении новации облигации внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутрен­него валютного долга бывшего СССР и внутреннего и внешнего долга РФ полностью. Сумма налога, исчисленная по указанным выше ставкам, под­лежит зачислению в федеральный бюджет. Налог на прибыль определяется умножением налоговой базы на соответствующую налоговую ставку.

Налоговым периодом по налогу на прибыль принимается календарный год. Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Для налогоплательщиков, исчисляющих еже­месячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, отчетным периодом признается каждый месяц нарастающим итогом. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплатель­щиком самостоятельно.

Имущественные налоги — разновидность прямых налогов, история которых насчитывает не одну сотню лет. В России налог на имущество организаций был введен в 1992 г. Он пришел на смену «плате за фонды», действовавшей с 1965 по 1992 г. Цель введения данного налога заключается в стимулировании эффективного использования имущества предприятий.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ. Они могут быть дифференцированы в зависимости от категорий налогопла­тельщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложе­ния. Сумма налога на имущество организаций исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой базы, определенной за налоговый период, и налоговой ставки.

Кроме налога на имущество организаций, с 1 января 2003 г. в бюджет вносится транспортный налог. Его платят как юридические, так и физи­ческие лица (в отношении последних порядок исчисления и уплаты налога рассмотрен ниже при характеристике налогообложения физических лиц). Порядок исчисления и уплаты транспортного налога регламентирован гл. 28 Налогового кодекса РФ.

Платежи за природные ресурсы установлены с целью экономического регулирования природопользования, стимулирования рационального и комплексного использования различных видов природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирования фондов денежных средств для их охраны и воспроизводства в условиях рыночной экономики..

Водный налог введен гл. 25 Налогового кодекса РФ с 1 января 2005 г. в целях рационального использования природных ресурсов. Плателыцики - организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование.

Объектами налогообложения являются следующие виды пользования водными объектами: забор воды из водных объектов; использование аква­тории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнерге­тики, а также лесосплава в плотах и кошелях.

Налоговые ставки дифференцированы по видам водопользования, бассейнам рек, озер, морей. Кроме того, учитывается экономический рай­он, а также является ли водный объект поверхностным или подземным. Устанавливаемые ставки применяются в пределах квартальных (годовых) лимитов, указанных в лицензиях на водопользование. За сверхлимитный забор воды ставки'налога увеличиваются в пять раз.

Платежи за пользование лесным фондом это совокупность плате­жей за пользование лесными ресурсами, в которые входят лесные подати и арендная плата за участок лесного фонда, сданный в аренду, а также платежи за перевод лесных земель в нелесные. Следовательно, пользо­вание лесным фондом в Российской Федерации является платным. Эти платежи носят рентный характер.

Основное место в составе данных платежей занимают лесные подати, которые являются платой, взимаемой за древесину, отпускаемую на кор­ню. Их плательщики — лесопользователи, осуществляющие заготовку древесины в лесном фонде РФ, а также пользователи лесных насаждений (юридические, в том числе иностранные, и физические лица). Размеры лесных податей определяются по ставкам, установленным за единицу продукции, получаемой при пользовании лесным фондом, а по отдельным видам пользования — погектарным ставкам его эксплуатируемой площади, минимальные ставки устанавливаются Правительством РФ. Конкретные ставки и размеры лесных податей определяются субъектами РФ, но они не могут быть ниже минимальных ставок.

Земельный налог, введенный Налоговым кодексом РФ взимается на всей территории РФ. Его цель — стимулирование охраны и освоения земель, повышения хозяйствен ной отдачи, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях различного качества.

Плательщиками земельного налога признаются организации и физи­ческие лица, обладающие земельными участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения являются земельные участки, располо­женные в пределах муниципальных образований (в частности, в городах Москве и Санкт-Петербурге), на территории которых введен налог. Нало­говая база устанавливается как кадастровая стоимость земельного участка, определяемая в соответствии с земельным законодательством. Кадастровая стоимость учитывает качество земли, зависящее от многих факторов, в том числе природных, и дает возможность осуществлять более справедливое изъятие земельного налога с учетом рентной составляющей. В Налоговом кодексе РФ закреплены базовые принципы для расчета налога.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами Моск­вы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

Налоговый период — календарный год.

*Налог на добычу полезных ископаемых заменил отчисления на вос­производство минерально-сырьевой базы и платежи за добычу полезных ископаемых (действует с 1 января 2002 г .). Плательщики организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся пользователями недр. Объект налогообложения — полезные ископаемые, которые организация добыла на участке, предоставленном ей в пользование. Для определения налоговой базы необходимо знать количество и стоимость полезных ис­копаемых.

Ставки налога дифференцированы по видам полезных ископаемых, самая низкая ставка, для калийных солей, — 3,8%, самая высокая, для нефти, — 16,5%, и газового конденсата, — 17,5%. При добыче некоторых полезных ископаемых применяется нулевая ставка (попутный газ, минеральная вода, используемая для лечебных целей, и др.). Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая на­логовой ставке процентная доля налоговой базы. Налоговый период — ка4-лендарный месяц. Срок уплаты налога в бюджет — не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Для реализации государственной экологической политики в решении природоохранных задач введены платежи за загрязнение окружающей среды. Они должны стать источником финансирования расходов государ­ства на охрану окружающей среды. Эти кие и физи­ческие лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и имеющие источники загрязняющих веществ, вне зависимости от величины ущерба, причиняемого экологической системе. Взимание платежей предусматрива­ется за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов.

Нормативы платы утверждены Правительством РФ. Установлены два вида ее базовых нормативов (в рублях за выбросы одной тонны загрязняющих веществ и размещения отходов производства и потребления) в пределах: допустимых нормативов; установленных лимитов.

Сборы за пользование объектами животного мира и водными био­логическими ресурсами уплачиваются в ы обитания (установлены 1 января 2004 г.). Плательщиками признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные пред­приниматели, которые используют объекты животного мира и водных ресурсов. Объектами обложения выступают объекты животного мира и водных ресурсов, перечень которых установлен в ст. 333.3 Налогового кодекса РФ (дикие животные, птицы, рыбы, морские млекопитающие и т.п.). Ставки сбора за пользование объектами животного мира уста­новлены в рублях за одно животное и дифференцированы по их видам. Ставки сбора за пользование водными ресурсами установлены в рублях за одну тонну объекта водных биологических ресурсов и за одно млеко­питающее..

Для упрощения порядка налогообложения с целью стимулирования развития малых форм предпринимательства в России, а также привлечения дополнительных инвестиций и повышения их эффективности устанавли­ваются специальные налоговые режимы. В настоящее время Налоговым кодексом РФ регулируются такие специальные режимы, как единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроиз­водителей (гл. 26.1), упрощенная система налогообложения (гл. 26.2), единый налог на вмененный доход (гл. 26.3), система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Такой порядок налогообложения является особым. Он предусматривает замену ряда налогов единым налогом или разделом продукции, а в некоторых случаях — особый порядок начисления и уплаты отдельных налогов либо предоставления налоговых льгот, применение которых возможно только в условиях данного режима. Практическая реализация специальных налоговых режимов осуществима лишь при соблюдении условий, предусмотренных законодательством.

Налог на игорный бизнес установлен гл. 29 Налогового кодекса РФ, где под таким бизнесом понимается предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными пред­принимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари. Плательщики организации и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса. Объектами обложения являются игровые столы, игро­вые автоматы, кассы тотализаторов, кассы букмекерских контор. Ставки налога устанавливаются законами субъектов РФ дифференцированно по объектам обложения. Сумма налога исчисляется как произведение нало­говой базы по каждому объекту и установленной ставки налога. Налоговым периодом является календарный месяц. Срок уплаты налога — не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В налоговой системе РФ значительную роль играют налоги с физи­ческих лиц. Отношение физического лица с бюджетом по уплате налогов представлено на рис. 6.3.

Центральное место в системе налогообложения физических лиц зани­мает налог на доходы физических лиц. Он всегда был одним из основных в формировании доходов бюджетов субъектов РФ. Этот налог является одним из экономических рычагов в руках государства, с помощью которого оно должно решать зачастую трудно совместимые задачи:

—обеспечивать достаточные поступления в соответствующие бюджеты для финансирования расходов;

—регулировать уровень доходов населения и, соответственно, структуру личного потребления и сбережения граждан;

—стимулировать рациональное использование получаемых доходов, помогать наименее защищенным категориям граждан.

Подоходное налогообложение обладает большими возможностями воз­действия на уровень реальных доходов населения. Это достигается опреде­лением объекта и ставками налогообложения, системой льгот. Благодаря налогу на доходы физических лиц происходит перераспределение части высоких доходов в пользу нуждающихся категорий населения и интересах общества в целом. Плательщики граждане, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от ис­точников в Российской Федерации, но не являющиеся резидентами РФ. К таковым относятся физические лица, которые находятся на территории России не менее 183 дней в году.

Объектом налогообложения у физических лиц — резидентов признается доход, полученный ими от источников в России, а также за ее пределами, а для нерезидентов РФ — доход, полученный только на территории России.

Согласно ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложе­нию:

—государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности;

—государственные пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством;

- все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат;

— вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную донорскую помощь;

- алименты, получаемые налогоплательщиком;

—стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов учреждений высшего, среднего и начального професси­онального образования;

—доходы плательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах скота, кроликов, нутрий, птицы; продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде;

—доходы, не превышающие 2000 руб., полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период: стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринима­телей; стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных на
конкурсах и соревнованиях; суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также возмещение стоимости приобретенных ими медикаментов по назначению врача; и др.

Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год. При определении налоговой базы учитываются доходы, полученные плательщиком как в денежной, так и в натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база должна определяться отдельно по каждому виду доходов, для которых установ­лены различные ставки.

Доходы в натуральной форме рассчитываются исходя из цен соответ­ствующих товаров (работ, услуг), которые определены в ст. 40 Налогового кодекса РФ, где записано, что для целей налогообложения применяется цена, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, она считает­ся рыночной. Этим правилом и следует руководствоваться при получении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) от организаций и индивиду­альных предпринимателей. К доходам, полученным в натуральной форме, относится, например, оплата за физическое лицо коммунальных услуг, питания, отдыха и т.п.

Доходы в виде материальной выгоды означают получение экономии на Р Центах за пользование заемными средствами; покупку товаров (работ, услуг) у взаимозависимых организаций и физических лиц по ценам, более им по сравнению с ценами, по которым они обычно реализуются;

Приобретение ценных бумаг по ценам ниже их рыночной стоимости. Да от экономии на процентах возникает тогда, когда процент за пользование заемными средствами меньше 3/4 ставки рефинансирования Банка России (по займам, полученным в рублях) и меньше 9% годовых (по займам, полученным в иностранной валюте). Положительная разница между указанными процентами включается в налогооблагаемую базу в мо­мент уплаты процентов. Приобретение товаров (работ, услуг) и ценных бумаг по ценам ниже рыночных позволяет получить выгоду в виде раз­ницы в ценах, которая и включается в налогооблагаемую базу. Особо определяется налоговая база по договорам: страхования, негосударствен­ного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования (ст. 213 Налогового кодекса РФ).

Уплата налога на доходы физических лиц от долевого участия в орга­низации производится следующим образом. Если дивиденды получены от источников за пределами России и при этом действует договор об избегании двойного налогообложения между государствами, то налого­плательщик вправе уменьшить причитающуюся сумму налога по месту нахождения источника дохода. При отсутствии такого договора сумма налога уплачивается без уменьшения. Если дивиденды выплачивает рос­сийская организация или действующее в Российской Федерации посто­янное представительство иностранной организации, то они же исчисляют, удерживают и перечисляют налог.

При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные вычеты, или, иначе говоря, льготы. Группировка вычетов имеет смысловой характер, что делает методику исчисления налога более обоснованной и понятной для граждан. При этом если сумма вычетов окажется больше суммы налогооблагаемых доходов, то налогооблагаемая база принимается равной нулю.

За последние годы ставки налога неоднократно менялись. Построены они были на основе прогрессии. В 2000 г. применялись три ставки: 12, 20 и 30%, которые относились соответственно к доходам до 5000, от 5000 до 150 000 и от 150 000 руб. и выше. Начиная с 1 января 2001 г. стали дей­ствовать иные ставки. Впервые в отношении основных доходов (оплаты труда) стала применяться единая ставка 13%. Такой революционный под­ход к подоходному налогообложению мотивирован желанием вывода из «тени» всех доходов граждан. Насколько он обоснован, покажет время. На некоторые виды доходов установлены повышенные ставки. Так, ставка в размере 35% применяется в отношении стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в рекламных конкурсах и играх, превышающей 2000 руб.; 30% — в отношении всех доходов физических лиц — нерезидентов РФ; 9% — к доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным по­крытием, а также к доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием.

Налог на имущество физических лиц — обязательный местный на­лог. Его уплачивают собственники имущества: граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Объектами налогообложения являются находящиеся в собственности физических лиц квартиры, домовладения, дачи, гаражи, нежилые производственные, торговые и бытовые помещения, принадлежащие гражданам на правах собственности; квартиры в домах жилищных, жилищно-строительных кооперативов, дачи в дачно-строительных кооперативах, садовые домики в садоводческих товариществах, гаражи в гаражно-строительных коопе­ративах — с момента полной выплаты паевого взноса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: