ТВОРЧЕСТВО ВИРДЖИНИИ ВУЛФ В КОНТЕКСТЕ БРИТАНСКОГО МОДЕРНИСТСКОГО РОМАНА
Творчество британской писательницы Вирджинии Вулф занимает особое место в контексте модернистского романа. Среди модернистов стилистика романов Вулф особенно близка технике импрессионизма.
Для ее прозы характерны:
· лиризм повествования,
· психологическая глубина,
· особая интимность повествовательной манеры, ее камерность, то есть сосредоточение на внутреннем мире отдельно взятого человека, вне его широких связей с социально-историческим контекстом,
· любовь к внутреннему миру духовно богатого человека, которому писательница глубоко сочувствует и проникает в этот мир, тонко «пальпируя» его с большим чувством внутреннего такта.
Большую часть литературного наследия Вирджинии Вулф составляют романы «Миссис Дэллоуэй», «На маяк» и «Комната Джекоба» (Jacob's Room, 1922). В романе «В волнах» (In The Waves, 1931) писательница мастерски применила технику потока сознания. Среди ее экспериментальных романов можно выделить «Орландо» (Orlando, 1928), «Годы» (The Years, 1937) и «Между действиями» (Between the Acts, 1941).
|
|
Вулф не случайно не принимает формалистическую эстетику Джойса и отталкивается от нее, отвергая принцип совершенства художественной техники ради самой техники. С точки зрения Вулф, художественную технику имеет смысл совершенствовать лишь в том случае, если она помогает постичь новые грани человеческой психологии. Поэтому Вулф глубоко переработала традиции английского и русского классического психологического романа ХIХ века. Она вполне согласна с отзывом американского поэта Томаса Стернза Элиота о Джойсе. Элиот, большой поклонник Джойса, писал о романе «Улисс»: «Книга станет вехой – она опрокидывает весь ХIХ. <…> Она оставила Джойсу мало возможностей для следующей книги. <…> Джойс полностью осуществил свой замысел. Но не сумел по-новому понять человеческую природу – сказать что-то новое, как Толстой» [2: 216]. Поэтому при несомненном влиянии Джойса мы видим отталкивание Вулф от его писательской манеры.
Вирджинию Вулф привлекают в художественном методе Джойса:
· конечное стремление «вырвать секрет у жизни»,
· сказать «общечеловеческую правду».
Но при этом ее художественному вкусу и писательской манере претят:
· титанизм, гигантомания искусства Джойса, образный и словесный монументализм, который проявляется в объеме книги «Улисс», в мифотворчестве, в структуре и системе символов-лейтмотивов;
· такой тип проникновения в подсознание героев, при котором их душевная жизнь не становится главным содержанием книги. Познание духа у Джойса отступило на задний план. А на передний план выступил герой-коммивояжер, сложная, многослойная конструкция.
|
|
Причина отталкивания В. Вулф от поэтики Джойса – развитие писательницы в утонченных традициях английского психологического романа, уходящего своими корнями в творчество Стерна, Джейн Остин, позднего Теккерея. Для В. Вулф как мастера были важны технические приемы повествовательного искусства Джойса, но вряд ли можно считать Вулф ученицей и последовательницей Джойса. Для нее главное – другой путь: поэтическая и романтическая традиция исследования человеческого духа [2: 217].