Методы государственного регулирования экономики

Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов — экономических, административных, административно-экономических, а также технических приемов, форм и способов целесообразного действия. Опыт исторического развития свидетельствует, что спектр применяемых методов государственного регулирования экономики постоянно расширяется. Это обусловлено двумя основными причи­нами; во-первых, постоянным ростом масштабов и усложнением структуры экономики. Во-вторых, необходимостью предугадывания и адекватного реагирования на действия множества трудно предска­зуемых факторов, оказывающих влияние на развитие национального хозяйства. Причем само реагирование на изменение экономиче­ской ситуации должно быть по возможности опережающим.

В этой связи настоятельно необходимым становится решение двух задач:

1) нахождение наиболее удачных и разумных комбинаций при­меняемых методов воздействия, соответствующих специфике регу­лируемых сфер национальной экономики;

2) учет возможных негативных последствий в сопряженных сферах экономики.

Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться для разных целей, в разных сочетаниях и с разной степенью интенсивности. В зависимости от характера целей будет меняться роль того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования в определённый период. При выборе конкретных методов воздействия важно знать сущность и специфику каждого метода, структурную соподчиненность раз­личных механизмов и инструментов регулирования, непротиворе­чивость взаимодействия и т.д.

В зависимости от выбранных критериев существует несколько классификаций методов государственного регулирования экономики.

1. По степени непосредственного воздействия государства на процесс принятия субъектами управленческих решений различают­ся методы прямого и косвенного воздействия (рис, 5.2).

Прямые методы государственного регулирования экономики оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйст­вующих субъектов, вынуждая их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.

Косвенные методы предусматривают использование инструмен­тов и методов воздействия государства на частное предпринима­тельство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропор­ций расширенного воспроизводства. Другими словами, при их при­менении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно лишь создает предпо­сылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики.

Преимущество косвенных методов воздействия заключается в том, что они не нарушают рыночной ситуации, а недостаток в том, что существует определенный временной лаг между моментами принятия государством мер, реакцией на них экономики и реаль­ными изменениями в хозяйственных результатах.

Косвенные методы могут иметь различную степень влияния на принятие субъектами самостоятельных решений: налоги и пошли­ны, например, воздействуют достаточно активно, а предоставление экономической информации рыночному сектору, хотя и экономи­чески реализуется в интересах государственной политики, не вызы­вает столь серьезной реакции рыночных агентов.

2. По организационно-институциональному критерию принято различать административные и экономические методы государст­венного регулирования экономики.

Административные методы базируются на силе государственной власти. Совокупность таких методов охватывает регулирующие дей­ствия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры, и име­ет цель создать правовые условия, наиболее благоприятные для ча­стного сектора. Функции административных методов заключаются в обеспечении стабильной юридической обстановки для деловой жизни, защите конкурентной среды, гарантировании права собст­венности и свободы принятия экономических решений.

В развитых странах административные методы регулирования экономики в обычных условиях используются мало. В критических ситуациях (во время войн, кризисного положения в экономике и т.п.) роль этих методов регулирования резко возрастает.

Степень применения административных методов различна в за­висимости от сферы национального хозяйства. Наиболее активно они используются в охране окружающей среды, в области социаль­ной поддержки плохо обеспеченных и относительно слабо защи­щенных слоев населения. Административные методы подразделя­ются на меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические методы представляют собой меры государствен­ного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры связаны или с созданием дополни­тельного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба.

Из экономических мер наиболее часто используются:

а) средства финансовой (бюджетной, фискальной) политики. Финансовая политика — многоплановое понятие, трактуемое, с одной стороны, как совокупность мер прямого воздействия по реали­зации бюджетно-налоговых, фискальных целей экономической поли­тики, а с другой — как реализация финансовых мер, составляющих часть государственной экономической политики в целом;

б) средства денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика (по сравнению с финансовыми мерами) относится к ме­рам косвенного воздействия. Если финансовую политику проводит в первую очередь Министерство финансов, являясь составным зве­ном правительства, то денежно-кредитная политика реализуется Центробанком, который обладает относительной? (Независимостью от законодательной и исполнительной властей;

в) прогнозирование, планирование и программирование эконо­мики. Составление прогнозов, индикативных планов и программ как способ косвенного государственного воздействия имеет реко­мендательный характер для частного сектора и ориентировано на
обеспечение деловых кругов информацией, позволяющей выбрать лучший путь реализации текущих и перспективных задач;

г) воздействие государственного сектора экономики.

Зрелая рыночная экономика предполагает в основном косвен­ное воздействие государства на хозяйствующие субъекты, что обес­печивает свободу в принятии частных экономических решений. В условиях трансформируемой экономики (или в случае кризиса) со­отношение методов должно стать другим: бюджетное (т.е. прямое) регулирование выдвигается на первый план.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: