Международные экономические организации на глобальном и региональном уровнях: цели и функции

Целями и функциями международных экономических органи­заций на глобальном и региональном уровнях являются:

» изучение наиболее важных проблем международных экономи­ческих отношений и принятие мер по их решению;

•обеспечение стабильности валют;

•содействие устранению торговых барьеров и обеспечение ши­рокого товарообмена между государствами;

•выделение средств в дополнение к частному капиталу для ока­зания помощи технологическому и экономическому процессу;

•стимулирование улучшения условий труда и трудовых отно­шений;

•принятие резолюций и рекомендаций в области регулирова­ния мирохозяйственных связей.

Функции, выполняемые международными организациями, мно­гочисленны и зависят от того, какие задачи возлагали на них участ­вующие страны. С точки зрения мировой экономики наиболее важными являются следующие функции:

1) содействие — организация международных конференций, сбор и анализ статистических и фактических материалов, публикация и распространение статистики и исследований, предоставление помещений и секретариата для проведения многосторонних и дву­сторонних переговоров. Страны представляют в международные организации, занимающиеся содействием, только те данные, кото­рые разрешены правительством, и зачастую это ограничивается простой подпиской на текущие статистические и аналитические публикации, которые пополняют архивы и библиотеки. Эту функ­цию выполняют', например, секретариаты Парижского клуба или Совета сотрудничества стран Персидского залива (ОСС);

2) наблюдение — содействие с возможностью формулирования и обнародования официальной точки зрения организации на те или иные проблемы, что служит способом создания общественного мнения и оказания тем самым воздействия на экономическую по­литику страны. Наблюдение осуществляется в основном с помощью анализа вторичных источников, на основе которых секретариат го­товит доклады, и путем обмена политическими декларациями во время сессий. Наиболее типичный пример организации, выполняющей функцию наблюдения, — ООН, которая с помощью резо­люций Генеральной Ассамблеи побуждает страны к проведению определенной экономической политики. Однако никакими реаль­ными рычагами влияния, кроме силы убеждения, ООН не обладает;

3) надзор — более жесткая форма наблюдения, связанная с обя­зательством стран сообщать на регулярной основе и по установлен­ной форме данные о своем экономическом положении и выслуши­вать рекомендации по существу текущего экономического развития. Правительства, подписавшие устав международных организаций, осуществляющих надзор, обязаны с определенной частотой прини­мать у себя миссии экспертов из этих организаций и предоставлять им помимо текущих публикаций также первичную информацию, отвечать на их вопросы и быть максимально откровенными. Со­держание дискуссий по желанию правительства может оставаться конфиденциальным и не обнародоваться международной организа­цией, с которой велись дискуссии. Типичный пример — МВФ, главная функция которого заключается именно в жестком надзоре за экономической политикой стран-членов в целях предоставления им опирающихся на мировой опыт рекомендаций для предупреж­дения потенциально возможных макроэкономических дисбалансов и наиболее эффективного решения существующих проблем. Прак­тически, однако, страны-члены могут игнорировать такие рекомен­дации;

регулирование — комплекс мер, направленных на принужде­ние стран к выполнению рекомендаций международного сообщества через разработку соответствующих международных норм, и механизмов принуждения к их исполнению.'Регулирование в междуна­родной экономике основано на том, что страны добровольно при­нимают решение о создании определенного международного меха­низма разрешения тех или иных проблем, договариваются о прин­ципах его функционирования и о том, как они будут совместно наказывать страны, нарушившие принципы, под которыми они сами же подписались. Примером является ВТО: в рамках этой организа­ции установлены определенные правила международной торговли, с которыми согласились более сотни стран, а также жесткие анти­демпинговые и иные процедуры, применяемые против нарушителей согласованных правил.

Все перечисленные функции многостороннего межгосударственного регулирования основаны лишь на доброй воле участвую­щих стран. Если правительство той или иной страны не видит вы­год от членства в международной организации, то никто не может заставить принять его.

В конце XX в. проявилась тенденция к сосредоточению ключе­вых функций по регулированию и мониторингу важнейших процес­сов в рамках небольшого числа организаций. Наиболее универсаль­ные среди них — МВФ, занимающийся макроэкономической поли­тикой; ВТБ, согласовывающая торговую политику; ООН, послед­ние годы все более направляющая свои усилия на социальные во­просы, и группа Мирового банка, концентрирующаяся на пробле­мах развития и структурных реформах, Эти организации возникли в конце 1940-х годов и выступают сегодня важнейшими форумами согласования экономической политики между странами.

Все сказанное, конечно, не означает, что национальное госу­дарство как регулирующий механизм внутристрановых и междуна­родных отношений отжило свой век. Оно сохранится еще неопре­деленно долго, но уже не в роли всевластного и суверенного вер­шителя судеб своей экономики, а в качестве одного (пусть даже весьма важного) из звеньев все более усложняющегося многоярус­ного механизма, регулирующего глобальные экономические и дру­гие отношения.

По мере нарастания глобализации все большая часть государст­венного суверенитета перераспределяется между локальными, ре­гиональными и всемирными регулирующими институтами. Такое перераспределение суверенных прерогатив уже более десяти лет, происходит в Европейском Союзе. В его основе лежит принцип субсидиарное: властные полномочия национальных государств делегируются на тот институциональный уровень — надгосударственный либо субгосударственный (региональный, муниципальный на котором конкретная общественная потребность удовлетворяется наилучшим образом. Не стоит забывать, что ЕС — своего рода ла­боратория, где рождаются и апробируются практически все эконо­мические и политические механизмы, которые рано или поздно востребуются в глобальных масштабах.

В нынешнем столетии формирование многоярусного механизма регулирования мировой экономики пойдет еще быстрее, чем до сих пор, не только потому, что возрастает давление глобальных проблем, но и благодаря тому, что информационная революция значительно облегчает формирование и функционирование такого механизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: