Функции региональной экономики. Организационные формы развития. Организационные структуры региональной экономики.
Тема 5. Функционально-организационные основы региональной экономики. Региональная политика, цели и методы её реализации.
Одна из наиболее важных сторон понятия «региональная экономика» раскрывается при определении экономики страны в целом как сложной, вероятностной, динамично развивающейся системы общественного производства, имеющей интегративную структуру, одним из уровней которой и являются регионы.
Каждый из уровней экономики страны отличается большей или меньшей самостоятельностью и способностью к саморегуляции. В настоящее время российские регионы обладают значительно большей самостоятельностью и становятся одним из наиболее важных субъектов предпринимательства. Изменение роли регионов соответственно изменило и его функции. В условиях реформирования экономики необходим пересмотр основных функций региона, которые должны быть адекватны направлениям его социально-экономического развития.
Понятие «функция» является настолько важным и общим, что, даже раскрывая его значение как экономического термина, по-настоящему понять, что есть функция, можно только выйдя за рамки чисто экономической теории и сопоставив экономический, философский и социологический подходы. Так, в философии под функцией понимается отношение нескольких объектов, в котором изменению одного из них сопутствует изменение других, либо взаимосвязь отдельных частей в рамках целого. В социологии же функция есть «роль, которую определенный социальный институт выполняет относительно потребностей общественной системы более высокого уровня организации или интересов составляющих ее классов, социальных групп и индивидов». Если определить общество как систему, состоящую из различных специальных функций, соединенных определенными отношениями, то и экономика страны в целом выступает в качестве системы, а разные виды отношений — в качестве соответствующих функций. Таким образом, в экономике под функцией понимается та роль, которую выполняет тот или иной элемент экономической системы в ее организации как целого, или как экономическая деятельность, регулируемая определенными экономическими законами.
В приложении к региональной экономике функцией является служебная роль (назначение) экономики региона по отношению к другим регионам, экономике страны в целом и элементам, составляющим региональную экономику. Причем для всей этой системы характерна такая взаимозависимость, при которой изменения на одном уровне являются производными (функциями) от изменения в другой.
Следует отметить, что важную роль играют не только традиционно рассматриваемые макроэкономические функции — регулирования, специализации и т.д., но и функции, относящиеся к теории производства. В первую очередь речь идет о производственной функции и функции затрат.
Под функцией затрат (C=C(Q), где Q — выпуск продукции) понимается зависимость между объемом выпуска продукции и минимально необходимыми для обеспечения этого выпуска затратами. В ее основе лежит производственная функция (Q=Q(L,K), где L — затраты труда; К — затраты капитала), которая выражает технологическую зависимость между максимально возможным объемом выпуска продукции и необходимыми для ее производства ресурсами. Наиболее известными из производственных функций являются неоклассические производственные функции, допускающие взаимозаменяемость факторов, и производственная функция Леонтьева, характеризующая технологию с невзаимозаменяемыми факторами производства.
Важным прикладным значением производственной функции является возможность определения максимального объема продукции при заданном количестве факторов. Если же объем выпуска уже запланирован, с помощью этой функции можно найти комбинацию факторов, позволяющую минимизировать издержки производства
Переход от производственной функции к функции затрат можно представить следующим образом:
Технологическая производственная функция
Q=Q(L,K)
Денежная производственная функция
Q=Q(rLL+rKK)=Q(C)
Обратная от денежной производственной функции =
= Функции общих затрат
C=C(Q)
Технология производства характеризуется производственной функцией Кобба-Дугласа — Q=LaKl-a, эластичность выпуска от масштаба в которой принимается равной единице, а технология характеризуется совершенной взаимозаменяемостью факторов.
Важнейшее значение имеют также функция спроса — зависимость между объемом спроса и ценой на товар — и функция предложения — зависимость между объемом предложения и определяющими его факторами.
Функция предложения «выражает зависимость между количеством предлагаемого блага и факторами, определяющими это количество», в первую очередь ценой. Таким образом, зависимость между максимальным количеством предлагаемого блага и его ценой представляет собой функцию предложения по цене, которую в алгебраическом виде можно представить следующим образом: Q =Q (Р).
Если функция спроса по цене выражает зависимость между объемом спроса и ценой на товар, то обратная ей функция цены спроса, соответственно, между ценой и объемом спроса на тот или иной товар.
Если рассматривать не отдельные предприятия, а региональную экономику в целом, то функция предложения принимает вид региональной отраслевой функции предложения, которая представляет собой сумму функций предложения всех предприятий региона по отраслям. Графически региональную отраслевую функцию можно представить следующим образом (рис. 5.1):
Рис. 5.1. Кривая регионального отраслевого предложения
Важным свойством региональной отраслевой функции предложения является зависимость объема предложения от числа предприятий данной отрасли в регионе, их производственной мощности и используемых технологий. Необходимо также отметить, что региональное отраслевое предложение всегда эластичней предложения любого из предприятий региона.
В качестве особых аргументов региональной функции спроса выступают число потребителей в регионе и степень дифференциации индивидуальных доходов. Эластичность регионального спроса также больше эластичности спроса любого из индивидуальных потребителей.
Разница между региональными функциями спроса и предложения представляет собой региональную функцию избыточного спроса.
Важное социальное значение имеет функция полезности, которая выражает зависимость между уровнем удовлетворения полезности и количеством благ, которые были потреблены. Если попытаться вывести зависимость между этими величинами не для отдельных индивидов, а на региональном уровне, то есть перейти от функции индивидуальной полезности к функции общественной полезности, в нашем случае — региональной, возникает ряд сложных проблем. В зависимости от критерия оценки результатов хозяйственных решений с позиций общества в целом (частный случай — региона) функция общественной полезности может быть представлена в самом разном виде. Более того, неразрешимость проблемы справедливого распределения в обществе делает теоретически невозможным однозначный подход к определению функции общественной полезности. Наиболее известными из функций общественного благосостояния являются функции Нэша, Роулза, Ницше и Бентама. Если Бентам представлял ее в виде суммы значений индивидуальных благосостоянии всех членов общества, то Нэш — как произведение значений индивидуальных благосостоянии всех членов общества.
Ницше определял общественную полезность по благосостоянию наиболее состоятельных членов общества, Роулзу — наиболее бедных. Принципиальное отличие состоит в том, к каким последствиям приводит перераспределение благосостоянии между индивидами. В соответствии с функцией Бентама такое перераспределение не меняет уровень общественного благосостояния. Согласно функции Нэша, общественное благосостояние не меняется только в том случае, если рост благосостояния богатого индивида превышает снижение благосостояния бедного или, наоборот, если рост благосостояния бедного превышает снижение благосостояния богатого индивида. Таким образом, к росту общественного благосостояния ведет снижение дифференциации по достатку в обществе.
На основе региональных функций спроса на то или иное благо и его предложения, региональной функции спроса на факторы, функций регионального отраслевого спроса и предложения можно построить микроэкономическую модель регионального экономического равновесия, которая будет состоять из уравнений, характеризующих условие равновесия на рынках благ, условие равновесия на рынках факторов и бюджетные ограничения предприятий на рынке совершенной конкуренции.
Связь между отдельными индивидами региона и региональной экономикой не только выражается через рассмотренные нами выше функции, она сама по себе является функцией, если рассматривать ее как отношение между экономическими субъектами. Существованием такого рода функции обусловлено наличие особого рода активности -так называемой региональной активности, истоки которой лежат в трудовой активности личности.
Если рассматривать трудовую активность как мотивационную диспозицию личности, которая выступает в виде стремления к самореализации и самоутверждению в тех или иных видах трудовой деятельности, то она является одной из важнейших потребностей человека. В онтогенезе эта потребность опредмечивается и социализируется в тех видах деятельности и общения, которые институализировались в данном обществе. В результате у индивида формируется сложная система мотивационных диспозиций, которая побуждает, направляет и регулирует его актуально совершаемую деятельность.
Поскольку население региона представляет собой один из важных субъектов региональной экономики, трудовая активность отдельных индивидов является первоосновой так называемой региональной активности, то есть активности как одной из важнейших особенностей самосохраняющихся систем, предпосылки самостоятельности и способности к саморегуляции экономики региона.
В определенной мере механизм преобразования на региональном уровне трудовой активности в активность региональной экономики и обусловленное этим появление функций региональной экономики объясняется также существованием так называемого социального характера. Согласно концепции Эриха Фромма, изучая реакции какой-то социальной группы, мы имеем дело не только с индивидуальными особенностями, отличающими членов группы друг от друга, но и с общими особенностями личности, которыми характеризуются большинство членов данной группы. Эта совокупность черт характера, общая для большинства, и является, по Фромму, социальным характером. Поскольку регион представляет собой некий социум, нельзя не учитывать особенностей социального характера, которые можно назвать региональными.
Таким образом, существование функций региональной экономики как самостоятельной, имеющей важное значение социально-экономической категории, обусловлено тем, что региональная экономика обладает своеобразной активностью. Возникновение же такого рода активности объясняется тем, что одним из важнейших субъектов региональной экономики являются жители региона с присущей им трудовой активностью. Кроме того, социальной предпосылкой функционирования региональной экономики как отдельного субъекта является наличие определенного «социального характера» на региональном уровне.
Если рассмотренная нами выше трудовая активность личности является одной из важнейших предпосылок возникновения функций региональной экономики, то характер ее функционирования определяется политическими, экономическими, социальными и другими интересами региона.
Рассматривая же региональную экономику как подсистему по отношению к экономике страны в целом, можно отметить, что в этом аспекте активность принимает форму целесообразной деятельности по преобразованию экономического пространства и условий хозяйствования, то есть предпринимательского климата.
Согласно абстрактной теории социальных систем Т. Парсонса, имеют место четыре основные функции: адаптивная, целедостигаю-щая, интегративная и функция регулирования скрытых напряжений системы.
В известном смысле данное положение распространяется и на экономические системы. В частности, рассматривая интегративную функцию региональной экономики, можно сделать вывод о том, что в России в настоящее время функции регионов, объединяющих экономическое пространство, выполняют Московский и Тюменский регионы; причем если интегрирующая роль Москвы связана с доминирующим информационным и инфраструктурным положением столицы и приводит к смещению финансового оборота на запад, то Тюменская область обязана своей роли важнейшим значением в энергоснабжении страны и смещает основную долю промышленности на восток.
Меньшую по значению, но все же довольно важную интегративную функцию выполняют Санкт-Петербург, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Ростов и т.д. Очевидно, что далеко не все регионы уже в силу своего географического положения смогут играть роль центров макрорегионального уровня. Их обособленность, даже эксклавность, которая присуща Калининградской области, определяет выполнение других важных внешних функций. Например, Калининградская область многими видится как «российские ворота в Балтику».
Поскольку региональная структура экономики — это, с одной стороны, разделение региона как экономической подсистемы на отдельные элементы, определенным уровнем которых являются предприятия, а с другой стороны — интеграция подсистем в единую экономическую систему страны, функции региональной экономики делятся на внешние — как подсистемы по отношению к системе более высокого уровня — стране в целом — и внутренние — по отношению к предприятиям и другим элементам экономики региона.
Одной из важнейших внешних функций региональной экономики является специализация региона — промышленная, внешнеэкономическая, инновационная и т.д., причем в отличие от уже рассмотренной интегративной функции эта присуща всем регионам без исключения.
Производственная специализация региона как его внешняя функция заключается в производстве товаров и услуг не только для собственных нужд, но и для их реализации в других регионах страны. Существует как прямая, так и скрытая специализация. Если прямая является функцией по отношению в другим регионам, то скрытая выражается в доле той или иной отрасли либо производства в едином региональном воспроизводственном процессе.
Значительное изменение уже имевшихся и появление новых функций региональной экономики вызвала либерализация внешнеэкономической деятельности. По большому счету произошло разделение регионов страны на экстравертов и интровертов, причем большинство относится к числу последних.
Если для регионов-экстравертов характерны достаточно большие объемы финансовых ресурсов, привлекаемых инвестиций, в том числе иностранных, ориентация на внешние рынки и активизация внешнеэкономической деятельности, то регионы-интраверты ориентируются на внутренний рынок страны и характеризуются устойчивым ухудшением социально-экономического положения.
Дифференциация регионов по данному признаку не только имеет сильнейшие негативные социальные последствия, не только дезинтегрирует экономику страны, мешает стабилизации экономического курса (каждая из групп регионов отстаивает в Москве свои, противоречащие друг другу интересы), но и приводит к тому, что регионы-экстраверты выполняют функцию притягивания и объединения финансовых ресурсов из регионов с менее благоприятным предпринимательским климатом, что оказывает существенное негативное влияние на экономику последних.
Наиболее важными общими функциями региональной экономики по отношению к ее внутренним элементам являются функция регионального управления, хозяйственная функция, демографическая, экологическая и социально-бытовая.
Каждая из общих функций представляет собой совокупность частных функций региональной экономики. Так, функция регионального управления включает функции планирования, организации, учета, контроля и регулирования.
Подфункция планирования включает, в свою очередь, обеспечение комплексного экономического развития региона и нормального функционирования социальной сферы региональной экономики: доступности труда, образования, повышения квалификации, здравоохранения, потребление материальных благ и услуг, то есть удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, относимых к компетенции региона.
В отношении такого объекта регионального управления, как местные предприятия, возможны прямой и косвенный методы регулирования: прямой — по отношению к предприятиям, находящимся в собственности местных органов власти, и косвенный (главным образом с помощью налогообложения) — по отношению к самостоятельным предприятиям.
Одной из важнейших частных функций хозяйственной функции региональной экономики является интеграция отдельных элементов народного хозяйства региона в единый региональный народнохозяйственный комплекс. Важная сторона такой интеграции — оптимизация сочетания крупных, средних и мелких предприятий региона.
К хозяйственной функции относятся также достижение устойчивого экономического роста, эффективное использование промышленного и научного потенциала, снижение темпов инфляции до нормального уровня, положительное сальдо платежного баланса, создание в регионе механизма конкуренции, межотраслевая кооперация, привлечение инвестиций, необходимых для воспроизводства всех элементов региона, стимулирование научно-технического прогресса в регионе.
Частным составляющим хозяйственной функции региональной экономики является формирование отраслевой структуры региона.
Отраслевая структура региона тесно связана с проблемой экономически обоснованного размещения производства. Существование данной проблемы обусловлено тем, что два абстрактно одинаковых предприятия в разных регионах страны действуют с разной эффективностью, что объясняется региональными особенностями хозяйствования — внешними условиями хозяйствования предприятий и различными комбинациями производительных сил.
Рациональность размещения предприятия, таким образом, во многом определяет эффективность его дальнейшего функционирования. В настоящее время данная проблема для ряда регионов, в частности Калининградской области, стала чрезвычайно актуальной из-за развала единого экономического пространства бывшего СССР.
Если рассматривать формирование отраслевой структуры как одну из функций региональной экономики, то составляющими этой функции (то есть факторами, обусловливающими желательность создания того или иного производства) могут быть создание новых рабочих мест, устранение социальной напряженности, вызванной низким уровнем экономического и социального развития региона, улучшение экологической обстановки.
Целью структурной перестройки является формирование региона как целостного, эффективно развивающегося социально-экономического комплекса. Структурная перестройка региональной экономики включает социальную ориентацию промышленности, то есть изменение соотношения в промышленности — увеличение доли производства в отраслях «Б» (ориентация на потребности социальной сферы), увеличение доли наукоемких производств, гражданского строительства, сельскохозяйственного производства, закрытие технологически устаревших производств, нерентабельных и экологически вредных предприятий, конверсию оборонного комплекса региона.
В настоящее время в связи со структурной перестройкой промышленности на региональном уровне возникла острая необходимость согласованных межрегиональных программ структурной перестройки.
Демографическая функция региональной экономики включает обеспечение полной занятости населения, решение социальных факторов, влияющих на естественный прирост, воспроизводство населения, формирование трудового потенциала региона.
В экологическую функцию региональной экономики входит решение проблем, связанных с утилизацией отходов, снижение материалоемкости производства, очистку сточных вод и т.д. Целью функции экологизации производства является согласование естественных воспроизводственных циклов биосферы и экономических циклов регионального воспроизводства. Значение совершенствования качества окружающей среды обусловлено еще и тем, что от него зависит как качество жизни, так и качество населения (в первую очередь здоровье).
К социально-бытовой функции региональной экономики можно отнести жилищное строительство.
Степень эффективного выполнения регионами своих явных функций зависит от ряда факторов, к наиболее важным из которых можно отнести следующие.
- Уровень развития народнохозяйственного комплекса региона.
- Степень обеспеченности трудовыми ресурсами и уровень их квалификации.
- Уникальные свойства региона, имеющие ценность в масштабах страны и по общемировым меркам (например, запасы янтаря в Калининградской области).
- Степень обеспеченности региона ресурсами.
- Социально-политическая стабильность в регионе.
- Геополитическое положение региона.
Перечисленные факторы не только определяют эффективность выполнения функций региональной экономики, но и приводят к появлению латентных функций, которые можно определить по фактическим проявлениям.
Таким образом, функции региональной экономики могут быть не только явными — открыто провозглашаемыми в нормативных документах, концепциях и т.п., но и скрытыми (латентными), то есть фактически существующими, но официально не провозглашаемыми.
К явным функциям относятся, как правило, достижение устойчивого экономического роста, полной занятости, снижение инфляции, положительное сальдо платежного баланса. Латентные функции в настоящее время во многом определяются типом поведения регионов в процессе реформирования.
В частности, регионы, являющиеся в значительной степени самодостаточными, то есть, которые характеризуются относительно хорошо функционирующим аграрным сектором и могут обеспечить свое существование в условиях кризиса при сокращении межрегиональных связей и некотором сокращении потребления (Нечерноземный Центр, Дон, Кубань, Ставрополье и др.), заинтересованы в сохранении государственной распределительной системы внутри региона, бартерных взаимоотношениях с индустриальными регионами и ограничении вывоза продовольствия по рыночным каналам. Таким образом, стремление населения и местных властей к автаркии приводит к появлению таких латентных функций региональной экономики, как создание в рамках региона замкнутого самодовлеющего хозяйства.
Важно отметить, однако, что в конечном итоге данная латентная функция меняется на прямо противоположную — расширение межрегиональных связей и открытость региональной экономики, поскольку при успешном развитии производства спрос внутри региона становится недостаточным и возникает необходимость в расширении рынка сбыта.
Индустриальные регионы, характеризующиеся высокими уровнем развития промышленности, в том числе наличием наукоемких производств, и не имеющие достаточных собственных продовольственных ресурсов, ориентируются, как правило, на реформирование экономики с целью обеспечения потребностей населения с помощью рыночных механизмов. К числу таких регионов относятся, например, Краснодарский край, Москва, Санкт-Петербург. И если явными функциями региональной экономики такого типа может являться создание благоприятного климата для иностранных инвестиций и общественного предпринимательства, развитие внешнеэкономических и межрегиональных связей, то латентной функцией может стать развитие полулегальной коммерческой деятельности.
Для ряда добывающих регионов (Тюмень, Якутия, Магадан, Бурятия и др.) характерна почти полная зависимость экономики и социальной сферы от развития отдельных отраслей и даже предприятий, а их эффективность, в свою очередь, всецело зависит от ценовой, фискальной и внешней политики центра. В данном случае регион заинтересован в независимости от центральных органов власти при одновременном лоббировании своих интересов по вопросам налогообложения, таможенных пошлин и т.д. Латентной функцией региональной экономики в данном случае может стать создание условий для роста объемов и эффективности экспорта сырья, причем роста эффективности не для государства, а для теневых структур, контролирующих тот или иной сектор региональной экономики.
Таким образом, при осуществлении региональной экономической политики следует обратить внимание на то, что региональная экономика может обладать более или менее сильно выраженными латентными функциями, причем они могут быть как положительными, так и отрицательными.
Специфическими свойствами обладают регионы, на территории которых практикуются особые условия хозяйствования — в частности, Особые экономические зоны. Функционирование экономики в таких регионах также может иметь как позитивный, так и негативный латентный характер. К функциям экономики ОЭЗ с негативным латентным характером можно отнести существование и развитие структур «теневой» экономики, использующих все возможности региональной специфики.