1.Классификация товаров: понятие, методы, правила, виды. Принципы построения и основные классификационные группировки ОКП, ТН ВЭД
Классификация – разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.
Признак классификации - свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация.
Признаки классификации подразделяются на
телеологические (назначение, применение), например, классификация продовольственных товаров на вспомогательные товары и продукты детского питания; непродовольственных товаров на одежно-обувные, культурно-бытовые и хозяйственные товары;
генетические (сырье, основные компоненты химического состава), например, в основе классификации вкусовых товаров - на алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные; тканей на льняные, хлопчатобумажные, шерстяные, синтетические;
технологические (рецептура, процессы производства), например, по данному признаку чай подразделяется на зеленый, желтый, красный, черный; крупы - на полированные или шлифованные и т.д.
|
|
Цель классификации – систематизация, идентификация и прогнозирование свойств
товаров.
Иерархический метод классификации – последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки.
Фасетный метод классификации - параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки.
Правила классификации предназначены для выбора разновидностей метода и признаков, по которым осуществляется деление множества на подмножества.
Общим правилом для иерархического и фасетного методов является выбор разновидности метода классификации в зависимости от ее целевого назначения
К специфичным правилам классификации объектов при иерархическом методе относятся:
1. Первоочередность наиболее общих признаков при делении множества на подмножества.
2. Использование на каждой ступени только одного признака, имеющего принципиальное значение для этого этапа.
3. Разделение объектов последовательно — от большего к меньшему, от общего к частному.
4. Выбор из множества признаков одинаковой степени общности наиболее существенного.
5. Необходимость установления оптимального числа признаков и ступеней, а также глубины.
Специфичными правилами фасетного метода являются:
1. Примерно одинаковая значимость и независимость используемых классификационных признаков.
2. Отсутствие общности классификационных признаков.
3. Возможность дополнения количества признаков.
Товароведная классификация товаров
Товары как объекты коммерческой деятельности могут подразделяться по множеству признаков, среди которых основной — назначение.
|
|
По назначению все товары подразделяют на следующие роды:
потребительские товары — товары, предназначенные для индивидуальных потребителей для личного использования;
товары промышленного назначения - товары, предназначенные для производства других товаров и создающие его сырьевое и технологическое обеспечение;
товары для офиса - товары, предназначенные для улучшения организации административно-управленческой деятельности.
Каждый род товаров подразделяется на подроды и классы.
Род потребительских товаров делится на три подрода:
продовольственные,
непродовольственные и
медицинские товары.
Класс товаров — множество товаров, удовлетворяющих обобщенные группы потребностей.
Подкласс однородных товаров — множество товаров, удовлетворяющих аналогичные группы потребностей, имеющих определенные различия.
Группа однородных товаров — подмножество товаров, удовлетворяющих более специфичные группы потребностей, что обусловлено особенностями применяемых сырья, материалов, конструкций.
Подгруппа товаров — подмножество товаров, имеющих общее с группой основное назначение, но отличающихся от товаров других подгрупп только им присущими признаками.
Вид товаров — совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением и идентификационными признаками.
Разновидность товаров — совокупность товаров одного вида, отличающихся рядом частных признаков.
Наименование товаров — совокупность товаров определенного вида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием (именем) и индивидуальными особенностями, обусловленными подбором сырья, материалов, а также конструкцией, технологией.
Номинальное наименование — именное обобщенное название товара, выпускаемого разными изготовителями.
Марочное наименование, или торговая марка — индивидуальное название товара, выпускаемого определенным изготовителем.
Товарный артикул (ТА) — ассортиментная единица товара, включающая его наименование и/или торговую марку, при необходимости градацию качества (сорт, класс качества, номер, марку и т. п.), типоразмер или количественную характеристику фасованной продукции (массу, объем, длину, ширину, высоту и т. п.), а также иные необходимые сведения.