double arrow

Свойства и показатели ассортимента

Свойство ассортимента — особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании и реализации.

Показатель ассортимента — количественное и/или качественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество групп, подгрупп, видов и наименований товаров.

Единицей измерения показателей ассортимента является наименование товара или товарный артикул, который может включать название вида и/или торговой марки. Например, сок апельсиновый (вид) «Чемпион» (торговая марка).

Широта ассортимента — количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

Действительная широта (Шд) — фактическое количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии (д).

Базовая широта (Шб) — широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т. п.), или максимально возможное.

Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.

Ассортиментная единица — это условно принятые за единицу наименование, торговая марка или товарный артикул и используемые для измерения показателей ассортимента путем подсчета. Товар определенного вида может иметь разные наименования (например, мороженое сливочное, сливочное в стаканчике с изюмом и т. п.).

Торговая марка — это фирменное наименование одного или нескольких товаров, определенное предприятием-изготовителем или торговой организацией.

Групповая широта — количество однородных групп товаров,

Полнота ассортимента — способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.

Коэффициент полноты (Кп) — отношение действительного показателя полноты к базовому.

Глубина — количество торговых марок товаров одного вида; и/или их модификаций и/или товарных артикулов. Единиц измерения этого показателя служит товарная марка, а при наличии модификаций — одна из них.

Действительная глубина (Глд) — количество торговых марок и/или модификаций, или товарных артикулов, имеющихся в наличии.

Базовая глубина (Глб) — количество торговых марок и/или модификаций, или товарных артикулов, предлагаемых на рынке либо потенциально возможных для выпуска и принятых за основу для сравнения.

Коэффициент глубины (Кгл) — отношение действительной глубины к базовой. Чем больше этот показатель, тем более полно представлен видовой ассортимент конкретного товара.

Устойчивость ассортимента — способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.

Коэффициент устойчивости (Ку) — отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (У), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шд).

Новизна (обновление) ассортимента — способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

Структура ассортимента товаров — соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товаров в наборе (ГОСТ Р 51303-99, п. 80). Она характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе.

Ассортиментный минимум (перечень) — минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации.

Рациональность ассортимента — способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.

Коэффициент рациональности (Кр) — средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей глубины, устойчивости и новизны товаров разных групп, помноженное на соответствующие коэффициенты весомости.

Гармоничность ассортимента — свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и/или использования.

Показателем гармоничности служит коэффициент гармоничностигар), который определяется как отношение количества видов, наименований или торговых марок, имеющихся в торговой организации и соответствующих установленному перечню или образцу, к действительной широте товаров в той же организации.

Управление ассортиментом товара - деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.

Основными этапами управления являются:

установление требований к рациональности ассортимента,

определение ассортиментной политики организации и

формирование ассортимента,

Установление требований к рациональности начинается с выявления запросов потребителей к товарам определенной ассортиментной принадлежности. Для этого могут быть использованы такие методы, как социологический (опрос) и регистрационный (наблюдение).

Кроме того, организации, применяющие стратегию активного

Ассортиментная политика – общие намерения, возможности и основные направления, сформулированные высшим руководством организации в области ассортимента, которые м.б. определены в форме целей и задач для их реализации.

Цель: формирование реального и/или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.

Задачи:

1. установлены реальные и предполагаемые потребности в конкретных товарах;

2. определены основные показатели ассортимента и дан анализ его рациональности;

3. выявлены источники товарных ресурсов, необходимые для формирования рационального ассортимента;

4. оценены материальные возможности организации для выпуска, распределения и/или реализации отдельных товаров;

5. определены основные направления формирования ассортимента.

Основные направления формирования - это сокращение, расширение, углубление, обновление, совершенствование, гармонизация. Указанные направления взаимосвязаны, в значительной мере дополняют друг друга и определяются рядом факторов.

Факторы:

1) сокращение ассортимента - количественные и качественные изменения ассортимента товаров за счет уменьшения его широты и полноты (дешевых, некачественных товаров, не пользующихся спросом у потребителей). Причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность предложений, убыточность или низкая прибыльность при производстве или реализации отдельных товаров$

2) расширение ассортимента - количественные и качественные изменение набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты, глубины и новизны выпуска новых товаров. Причинам, способствующими расширению ассортимента, являются увеличение спроса и предложения; высокая рентабельность производства и реализации товаров; внедрение на рынок новых товаров;

3) углубление ассортимента - количественные и качественные изменения ассортимента товаров за счет разработки и предложения новых торговых марок или их модификации. Основанием для выбора этого направления служит высокая насыщенность рынка, стремление снизить риск при выпуске товаров незначительной новизны, наличие известных, пользующихся спросом торговых марок отсутствие возможности у организации выпускать товары новых видов;

4) стабилизация ассортимента - состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления. Это достаточно редкое состояние ассортимента, присущее в основном ассортименту пищевых продуктов повседневного спроса;

5) обновление ассортимента - количественные и качественные изменения состояния набора товаров, характеризующиеся увеличением показателей новизны;

6) совершенствование ассортимента - количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности; Возможные пути- сокращение, расширение и/или обновление асс-та;

7) гармонизация ассортимента - отражает степень близости реального ассортимента к лучшим отечественным, либо зарубежным аналогам, а также наиболее полно соответствующие целям организации.

4. Потребительские свойства и показатели качества товаров: понятия, классификация, характеристика основных групп.

1 группаНазначение – способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности – одно из определяющих свойств качества товаров.

1. Функциональные свойства отражают способность товаров выполнять их основные функции.

2. Свойства социального назначения - способность товаров удовлетворять индивидуальные и общественные социальные потребности.

3. Свойства классификационного назначения - способность ряда свойств и показателей выступать в качестве классификационных признаков.

2 группа – Надежность – способность товаров сохранять функциональное назначение в процессе хранения и потребления (эксплуатации) в течение

1) долговечность - способность товаров сохранять работоспособность до наступления установленного времени тех. обслуживания и ремонта. Свойственна непродовольственным товарам. Показатели:

а) срок службы – продолжительность эксплуатации товаров, в течение которой они выполняют свои основные функции;

б) ресурс (предельная возможность эксплуатации, зафиксированная в нормативных документах, например, число часов работы, количество включений и выключений);

2) безотказность - способность товаров выполнять функциональное назначение без возникновения дефектов, из-за которых невозможна или затруднена их дальнейшая эксплуатация. Характеризуется сроками, в течение которых товары эксплуатируются без сбоев и отказов, а так же количеством возникающих в течение обусловленного периода дефектов.

3) ремонтопригодность - способность товаров восстанавливать свои исходные свойства после устранения дефектов. Например, ремонтопригодные – автомобили, телевизоры; ремонтонепригодные – электрические лампы, батарейки, одноразовые ручки (безотказность совпадает с долговечностью);

4) сохраняемость - способность поддерживать исходные количественные и качественные характеристики без значительных потерь в течение определенного срока

3 группа - Эргономические свойства - способность товара создавать ощущение удобства, комфортности, наиболее полного удовлетворения потребностей в соответствии с антропометрическими, физиологическими, Антропометрические свойства - способность товаров при эксплуатации соответствовать в наибольшей степени измеряемым характеристикам потребителя.

Физиологические свойства - способность товаров обеспечивать удобство функционирования отдельных органов или частей тела человека при их использовании.

Психологические свойства - способность товаров обеспечивать при эксплуатации душевный комфорт (состояние внутреннего спокойствия) потребителю, соответствовать его индивидуальному восприятию товара. Психолого-физиологические (органолептические) свойства – способность товаров обеспечивать соответствие психолого-физиологическим возможностям и запросам потребителя, т.е комплексно удовлетворяют психологические и физиологические потребности человека.

4 группа - Эстетические свойства - способность товаров выражать в чувственно-воспринимаемых признаках формы общественной ценности и удовлетворять эстетические потребности человека.

Внешний вид - комплексный показатель, включающий форму, цвет, состояние поверхности, иногда целостность. Для эстетического восприятия разных товаров значимость перечисленных единичных показателей внешнего вида неодинакова и зависит от особенностей товаров.

Цвет - световые волны определенной длины, воспринимаемые глазом человека (цветовое решение, цветовая гамма).

Форма – геометрические параметры.

Состояние поверхности - зависит от состава и структуры веществ, входящих в товары или упаковку. (гладкая, шероховатая, ворсистая и др.)

Целостность композиции - отражает рациональную взаимосвязь внешних признаков с внутренней структурой и предполагают подчиненность главным элементам второстепенных, единство стилевого решения всех частей изделия.

Дизайн - способность товаров комплексно удовлетворять эстетические, эргономические, социальные и иные потребности за счет их художественного конструирования.

Стиль - способность товаров удовлетворять социальные и эстетические потребности с помощью совокупности показателей внешнего вида, конструктивных особенностей и деталей, которые определяются общим для конкретного сегмента потребителей мироощущением или отражает взаимосвязь содержания и внешнего оформления товаров.

Мода - проявление вкусов потребителей, сформированных или сложившихся в определенной общественной среде, через внешнее оформление товаров.

5 группа - Экологические свойства - способность товара не оказывать вредного воздействия на окружающую среду при эксплуатации. Безопасность - очень важное и широко трактуемое свойство многих объектов: товаров, процессов, услуг, а так же окружающей среды.

1) химическая безопасность - отсутствие риска, которой может быть нанесен токсичными веществами.

2) радиационная безопасность - отсутствие вреда, которые могут нанести радиоактивные элементы (строительные материалы: шифер, цемент, асбест, минеральные удобрения.);

3) биологическая безопасность – отсутствие недопустимого риска, возникающего при биоповреждениях товаров.

а) заболевания вызывают микроорганизмы;

б) насекомые, грызуны - зоологические повреждения;

4) механическая безопасность - отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей, который может быть нанесен вследствие различных механических воздействий(ударов, трения, проколов (в основном на непродовольственные товары -одежда, обувь);

5) электрическая, магнитная, э/магнитная безопасность - отсутствие риска, который может быть нанесен воздействием электрических, магнитных, э/магнитных полей при эксплуатации сложнотехнических товаров (электротовары, например, свч печи, телевизоры, компьютеры);

6) термическая безопасность – отсутствие недопустимого риска, наносимого потребителю воздействием высоких температур при эксплуатации и потреблении товаров. ею должны обладать нагревательные приборы;

7) противопожарная безопасность - отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья при хранении и эксплуатации товаров в результате их возгорания или самовозгорания.

Показатель качества - количественное и качественное выражение свойств продукции (или товара). Показателями качества являются физическими или физическими величинами. Физические величины (длина, масса, плотность) могут изменяться количественно и качественно.

Показатели качества по наименованиям делятся на группы в зависимости от характеризуемых свойств (единичные, комплексные и интегральные) или от назначения (базовые и определяющие).

Единичные показатели - показатели, предназначенные для выражения простых свойств товаров. Например, к единичным показателям относятся цвет, форма, целостность, кислотность.

Комплексные показатели - показатели, предназначенные для выражения сложных свойств товаров. Так, состояние мякиша хлеба - комплексный показатель, состоящий из нескольких единичных показателей: цвет, пористость, эластичность и др.

Интегральные показатели - показатели, определяемые как отношение суммарного полезного эффекта от использования продукции по назначению к затратам на разработку, производство, реализацию, хранение и потребление. Такой показатель обычно применяется при упрощенных расчетах конкурентоспособности товаров. Однако он не учитывает другие товароведные характеристики товаров (в частности, ассортиментную), включающую престижность, известность торговой марки.

Базовые показатели - показатели, принятые за основу при сравнительной характеристике показателей качества. Примером базового показателя может служить цвет эталона, соответствующий цвету муки определенного сорта.

В качестве базовых могут использоваться показатели лучших образцов аналогичной продукции, созданных на основе передовых научно-технических достижений, а так же показатели стандартов или технических регламентов.

Определяющие показатели - показатели, имеющие, решающее значение при оценке качества товаров. К ним относятся многие органолептические показатели -внешний вид, цвет всех потребительских товаров, вкус и запах пищевых продуктов.

5. Оценка качества товаров: понятие и сущность, градации качества товаров, дефекты товаров, их классификация, методы обнаружения, способность предупреждения и устранения.

Оценка качества — совокупность операций по выбору номенклатуры показателей, определению их действительного значения и сопоставлению с базовыми показателями.

1. Выбор номенклатуры потребительских свойств и их определяющих показателей.

2. Определение действительных значений показателей качества.

3. Сопоставление действительных значений измеряемого показателя с базовым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: