double arrow

Краткий исторический очерк


Природные условия.

Колыбелью древнеримской цивилизации был Апеннинский полуостров. Мягкий солнечный климат и обилие плодородных почв способствовали тому, что множество племён, издревле его населявших, занимались земледелием и оседлым скотоводством. Полуостров не слишком богат полезными ископаемыми; железо и бронза здесь стали известны позже, чем в Греции. Относительная удалённость от торговых путей с Востоком и малое количество бухт, удобных для стоянки кораблей, ¾ всё это по совокупности объясняет, почему расцвет Римской цивилизации приходится на значительно более позднее время, чем во всём остальном древнеязыческом мире. Вплоть до усиления Римской державы, на полуострове не было сколько-нибудь крупных государств: этническая пестрота и раздробленность долго не позволяли какому-нибудь племени занять господствующее положение на этой земле. Лигуры, венеды, умбры, сабины, латины, самниты, вольски и многие другие племена жили здесь ещё с эпохи неолита, а к началу I тыс. до н. э. сюда проникают финикийцы, греки, кельты и этруски. Этрускам удалось создать развитую городскую цивилизацию, имевшую свою письменность. Они применяли искусственное орошение, строили каналы, каменные храмы, знали секрет выплавки железа, вели широкую торговлю с Грецией и Малой Азией. Римляне многое у них позаимствовали.




Со временем, когда римляне завоевали множество земель в Азии, Африке, на западе и севере Европы, создав огромную империю, климат и ландшафт на этой территории становятся весьма разнообразными, и государство овладевает богатейшими природными ресурсами.

История Древнего Рима включает три крупных периода:

¾ эпоха царей(753 ¾ 510 гг. до н.э.),

¾ республиканский период (510 ¾ 27 гг. до н.э.),

¾ императорский период (27 г. до н.э. ¾ 476 г. н.э.).

Миф о возникновении Рима повествует, что после разгрома Древней Трои из гибнущего города сумели спастись царевич Эней и его дружина. После долгих странствий по Средиземному морю их корабль нашёл пристанище в италийской бухте. Там троянцы основали город Альба Лонга, и потомки Энея были царями этого города. Один из этих потомков, царь Нумитор, был свергнут с престола своим младшим братом Амулием. Амулий заточил брата в темницу, а единственную дочь Нумитора, Рею Сильвию, принудил стать весталкой (служительницей храма Весты). Весталка обязана была хранить обет безбрачия: таким способом Амулий решил обезопасить себя от мести потомков своего брата, которого он обрёк до конца дней томиться в темнице.

В планы злодея вмешалась сама судьба: к Рее Сильвии явился бог Марс и насильно овладел ею, после чего весталка родила двух близнецов. Разгневанный Амулий приказал своему рабу утопить младенцев в реке Тибр. Но когда раб подошёл к реке, на ней вдруг поднялись столь высокие волны, что, восприняв это как грозное предзнаменование, он испугался и убежал, оставив корзину с двумя младенцами на берегу.



Некоторое время к младенцам на берег выходила волчица, вскармливая их своим молоком. Младенцев нашёл и воспитал царский свинопас Фаустул. Мальчики получили имена ¾ Ромул и Рем. Возмужав, они стали пользоваться большим почётом среди местного населения, благодаря силе, красоте и мужеству. Став взрослыми, они узнали, благодаря своему воспитателю, о тайне своего рождения, собрали дружину и пошли войной на город Альба Лонга, где властвовал тиран Амулий. Город был освобождён, тиран ¾ убит, а Нумитор, освобождённый внуками из темницы, вновь стал править городом.

Братья, Ромул и Рем, решили построить новый город на том самом месте, где они чудесным образом были спасены и вскормлены волчицей. Это был древний Палатинский холм, ставший первым местом застройки нового города. При постройке города между братьями вспыхнула ссора, в результате которой Рем был убит. Ромул, таким образом, стал первым царём вновь основанного города и назвал его своим именем (по латински ¾ Рома).

Римляне считают годом основания своего города 753 г. до н.э., ¾ но, конечно, эта дата весьма условна. Первый период Рима, «Эпоха царей», был временем правления семи военных вождей, ¾ от Ромула до Тарквиния Гордого. Их деяния овеяны легендами, в которых трудно отделить вымысел от исторической правды. Достоверно известно, что с первых десятилетий своего существования город-государство Рим вынужден был защищаться от многочисленных соседствующих племён, благодаря чему мощь римской армии, идеология патриотизма и воинской доблести стали одной из основных особенностей древнеримской культуры.



Рим был расположен в выгодном месте: близость моря, судоходная река, перекрёсток торговых путей на полуострове. Очень быстро этот город стал видным центром ремесла и торговли. Римляне, кроме того, стремились использовать технические достижения завоёванных племён, самым цивилизованным из которых были этруски. Уже при Тарквинии Древнем был построен знаменитый римский водопровод, канализация и цирк для гладиаторских игр. Этрусские мастера возвели на Капитолийском холме храм Юпитера, ставшего впоследствии богом могущества Рима.

В эту эпоху был создан сенат (совет старейшин), куда входили представители от 300 знатнейших родов. Постановления царя и сената утверждались народным собранием. Царь был выборным лицом в Римском государстве. Он исполнял функции военачальника, судьи и жреца. Царь Нума Помпилийучредил коллегии ремесленников (плотники, красильщики, золотых дел мастера, медники, гончары и т.д.), построил храмы, учредил первый римский календарь. Царь Сервий Туллий установил деление римского гражданского населения на 6 имущественных разрядов. Разряд неимущих (безземельных) стали называть пролетариями. Три последних царя были этрусками. Последний из них, Тарквиний Гордый, запятнавший себя преступлениями против своего народа, был изгнан жителями Рима за пределы города. С помощью этрусков, своих соплеменников, он пытался силой вернуть власть, но не преуспел в этом. Народ и сенат дали торжественную клятву никогда не восстанавливать царскую власть в своём государстве. Вместо царя править стали, поочерёдно, два консула. В Риме началась республиканская эпоха.

Период Ранней республики отмечен сословной борьбой между патрициями (знатными гражданами города) и плебеями (потомками поздних переселенцев). Плебеи, которые не могли быть избранными в органы городского управления, не имели права на владение землёй, не допускались к разделу военной добычи. Им даже не позволялось родниться с патрициями. Кроме того, многие из них страдали от произвола кредиторов, попадая в тиски многолетней долговой кабалы. Плебеи столетиями добивались уравнения с патрициями в гражданских правах.

Кульминацией этого противостояния явилась коллективная обструкция плебеев, когда, перед угрозой военного вторжения, в 494 г. до н.э. они удалились на Священную гору и отказались защищать Рим. Явившимся к ним парламентёрам они заявили: «Всеми правами на этой земле владеете вы, патриции. Вам есть, что защищать! Мы же не хотим сражаться за свободу города, гражданами которого мы фактически не являемся». Патриции клятвенно пообещали уравнять плебеев в правах со знатными родами Рима. Своё обещание они выполнили. Отныне плебеи не только получили право на аренду земли, но и стали участвовать в управлении государством.

Политическая структура римского общества в эпоху республики представляла собою одну из разновидностей рабовладельческой демократии. На вершине власти были два консула (патриций и плебей), избиравшиеся сроком на один год. В случае чрезвычайной военной опасности один из них назначался диктатором. Сенат, в эпоху царей бывший лишь консультативным органом, теперь фактически стал играть роль правительства. В его ведении находились финансы, внешняя политика, организация военных действий, а также вопросы, связанные с отправлением культа многочисленных языческих богов.

По требованию плебеев был создан специальный государственный орган ¾ народные трибуны, состоявшие только из плебеев, для контроля над действиями сената. Народные трибуны имели право veto: они могли наложить запрет на любой законопроект, предложенный сенатом, если он ущемлял права плебеев. Кроме того, народные трибуны могли предложить для рассмотрения свой собственный законопроект.

Под давлением плебеев в Риме происходит и первая кодификация права. В 451 г. до н.э. были приняты «Законы 12-ти таблиц», написанные на медных пластинках и выставленные для всеобщего обозрения. Несколько позже был принят закон, разрешающий браки между патрициями и плебеями. Этим правом, прежде всего, воспользовалась верхушка плебса. Закон стал первым шагом на пути образования новой патрицианско-плебейской знати ¾ нобилитета.

Законы время от времени обновлялись и улучшались. Например, в 313 г. до н.э. закон ликвидировал долговое рабство и возможность физической расправы кредитора с должником. Отныне, согласно римскому праву, понятия «римлянин» и «свободный» стали тождественны (здесь, в качестве близкого аналога, нельзя не вспомнить о законах Солона в Афинах, выработанных двумя веками ранее!). Далее, был введён в практику народный опрос ¾ плебисцит, за которым признавалась сила закона. Народное собрание собиралось на специальной площади (forum).

Демократический характер первых римских законов объясняется не только сплочённостью римских низов, но и тем, что в Риме, как в большинстве обществ Архаической Греции, не сложился государственный сектор экономики, в котором обычно возникали условия для массового закрепощения.

Период ранней республики был весьма опасным и неспокойным для римлян. Весь V век до н.э. римляне воевали с соседними племенами, а в 390 г. на Рим обрушились с севера кельтские племена (галлы) и разрушили его; незахваченным остался лишь Капитолий. На пределе сил римлянам удалось отразить это вторжение. Справедливое завершение сословной борьбы между патрициями и плебеями позволило Риму добиться более высокой морально-политической сплочённости, чем у его противников. Это помогло римлянам, упорно совершенствовавшим военную стратегию и тактику, постепенно подчинить все племена на полуострове.

Завоёванная Римом Италия на первых порах не представляла собою единого государства; это была конфедерация общин и городов, находившаяся под властью города-гегемона. Подавляющее большинство завоёванных племён находились на положении «союзников», то есть, политически были зависимы, но сохраняли самостоятельность во внутренних делах.

Общество делилось теперь на три сословия: сенаторы, всадники и плебеи, причём сословная принадлежность автоматически не наследовалась. Сенаторы принадлежали к нобилитету, то есть к небольшой влиятельной и богатой группе патрицианских и плебейских родов. Всадники получили своё наименование по роду войск, где они могли служить: дело в том, что римляне должны были сами себе приобретать боевое снаряжение, и лишь богатые люди могли себе позволить покупку лошади, ¾ они поэтому служили в кавалерии. В отличие от сенаторов, всадники не относились к нобилитету; после службы в армии они чаще всего занимали мелкие должности в магистрате или занимались коммерцией. К III в. до н.э. принадлежность к сословию всадников уже не обеспечивалась одним только богатством, ¾ это был почётный титул, который давало государство в лице цензора (специальная должность, дававшая право назначать римлянина на определённый пост или лишать его этого поста; цензоры имели право вычёркивать любое имя из списка сенаторов, если, по их мнению, римлянин не заслуживал этой чести). Вместе с титулом всадник получал лошадь и деньги на её содержание.

Плебеи, ¾ люди незнатные, ¾ никогда не составляли в Риме однородную массу; среди них были как сравнительно богатые, так и неимущие. Несмотря на отсутствие правовых барьеров, римские сословия оставались довольно замкнутыми: Выходцы из низов были практически лишены возможности войти в высшее сословие.

Особую категорию римских граждан составляли вольноотпущенники (отпущенные на волю рабы). Они получали ограниченные права гражданства. Большинство из них становились клиентами своих бывших господ: не имея семьи, а стало быть, и правовой защиты, отпущенный на свободу раб обращался к бывшему своему хозяину с просьбой взять его под своё покровительство, на правах младшего домочадца. Таким образом, он был «приписан» к семье своего бывшего хозяина, который становился его патроном, в обмен на услуги, которые оказывал ему клиент (так же поступали и некоторые чужеземцы, мечтавшие получить римское гражданство).

Вся вторая половина республиканского периода Древнего Рима ¾ почти непрерывные войны. После завоевания Италии римские легионы устремились за пределы полуострова ¾ на завоевание Сицилии и Карфагена (т.н. Пунические войны), на завоевание Греции (Македонские войны), затем Малой Азии, Испании, Галлии ¾ и далее на север Европы, вплоть до Британских островов. Население этих огромных завоёванных земель поначалу находилось вне римской юрисдикции, т.е. жители этих земель не считались полноправными римскими гражданами. Они платили огромный налог в пользу Рима, а римские наместники были на этих землях неограниченными владыками. Жители зависимых от Рима областей начали борьбу за уравнение в гражданских правах, что послужило поводом для «союзнических» войн. Эта борьба, в конце концов, принесла свои плоды: жители большинства покорённых земель получили право считаться римскими гражданами.

К концу республиканского периода Рим превратился в огромную империю, социальный состав которой постепенно менялся: появилось огромное количество рабов и неимущих граждан. Рабы, поставляемые в неограниченных количествах успешными военными походами, становились слугами, гладиаторами, чаще ¾ скотоводами и земледельцами на больших плантациях. Рабы нередко восставали, что временами приводило к значительным гражданским неурядицам (примером может служить знаменитое восстание Спартака). Огромный наплыв рабов привёл и к другим, не менее опасным последствиям: он породил класс свободных люмпенов, (в Риме за ними издавна закрепилось название пролетариев)

Рабский труд в больших хозяйствах был эффективнее, чем труд отдельных земледельцев и ремесленников. Мелкие земледельческие хозяйства, как правило, разорялись; их владельцы становились пролетариями и стекались в Рим, где сенаторы, в обмен на их голоса, обеспечивали им бесплатную раздачу хлеба. Таким образом, в Риме образовалась огромная прослойка люмпенов, обладавших всеми правами полноправных граждан, но не занимавшихся никакой полезной деятельностью и не обременённых никакой ответственностью. Потенциально эти люди могли послужить опасным горючим материалом во времена смут и мятежей…

Эти времена настали, ¾ что и послужило, в конце концов, причиной крушения республики и республиканских идеалов. Главными виновниками смут стали армейские командиры, вступившие между собою в борьбу за власть.

Армия вообще играла в Риме первостепенную роль не только на полях сражений, но и во внутренней политике. Главным критерием пригодности того или иного римлянина занимать высокий государственный пост (особенно в ранге консула) была его успешная служба в качестве полководца. Все знаменитые политические деятели этой эпохи ¾ Сулла, Марий, Красс, Помпей, Цезарь, Антоний, ¾ были военачальниками. Столь огромная роль армии в делах высшей власти поначалу была требованием жестокой необходимости: римлянам, чтобы выжить в агрессивном враждебном окружении, необходимо было призывать к руководству страной способных военачальников. С этой же целью была создана и лучшая в Средиземноморье военная машина римлян.

Но фактор, поначалу бывший средством спасения для государства, едва ставшего на ноги, ¾ во времена Поздней республики все более и более начинал играть деструктивную роль. Для ведения широких боевых действий и для охраны огромных границ непрерывно расширявшейся империи потребовалась огромная по численности армия. Коренные римляне уже не могли полностью комплектовать её состав. В результате военной реформы Гая Мария в армию были допущены пролетарии, ¾ люди, не владевшие никакой собственностью. Они целиком находились в зависимости от своего командира: именно он определял, какая часть военной добычи достанется пролетарию, какое вознаграждение он должен получить после службы в армии и т.д. Естественно поэтому, что такой солдат был предан своему командиру гораздо более, чем интересам самого Рима, и ревностно служил интересам высшего армейского начальства. Этими интересами, чем дальше, тем больше, становились властные амбиции конкретных военачальников.

Так, неуклонно и стремительно, республиканский Рим катился в пропасть гражданских войн. История недвусмысленно говорит нам, что гражданская война ¾ наихудшее из всех бедствий, которые могут постигнуть страну. От её стихийной разрушительной силы нигде нет спасения, она губит не только жизни, но и души людей. И когда легионы Гая Мария, приступом взявшие Рим, стали грабить и убивать собственных сограждан, а пришедший вслед за Марием его политический соперник Корнелий Сулла начал сотнями и тысячами казнить людей по подозрению в преданности Марию ¾ римляне впервые поняли, что такое ад гражданской смуты. Война Гнея Помпея с Юлием Цезарем продолжила эпоху гражданских войн в Риме. Естественным финалом этих смут могла быть только абсолютная власть узурпатора и, стало быть, конец республиканских свобод. Римлянам волей-неволей пришлось согласиться на это, ¾ измученным людям годилось любое средство, которое могло бы служить поводом к прекращению кровавого кошмара.

В 27 г. до н.э. высшую власть в Риме захватил Октавиан Август: эту дату принято считать началом новой ¾ императорской ¾ эпохи.

Императорский период нельзя считать возвращением к прежнему монархическому режиму: древним римским царям и не снилась такая полнота абсолютной власти, которая была сосредоточена в руках римских императоров. Октавиан Август («благословенный») соединял в одном лице должности верховного главнокомандующего, консула, народного трибуна, цензора, сенатора и великого понтифика (т.е. главного жреца Рима). К его титулам прибавлялось: принцепс (первый по списку сенатор), император (во времена республики этот титул получали полководцы за одержанные ими победы, теперь же он стал равнозначным слову «государь»), Цезарь (Октавиан был приёмным сыном Гая Юлия Цезаря). Цезарями именовали себя и все последующие императоры.

Надежды римского народа на благодетельную силу власти «сильного человека» на первых порах оправдались: 30 лет правления Августа недаром называют Золотым веком в истории Древнего Рима ¾ гражданский мир, процветание и стабильность царили в эту эпоху. Август хорошо был подготовлен к предназначенной ему роли: он объявил себя «реставратором» Римской республики, всячески подчёркивал уважение к традиционным учреждениям и обычаям, носил простую домотканную одежду, редко выступал с речами, ¾ то есть, во всём старался представить себя как заботливый, строгий и в то же время скромный в быту Отец нации. Он провёл ряд мероприятий по укреплению римской семьи: покровительствовал многодетным семьям, карал ссылкой супружескую неверность и распущенность. В числе сосланных, между прочим, оказались его дочь и внучка, а также знаменитый римский поэт Публий Овидий Назон (за якобы безнравственные стихи).

Август действительно был мудрым правителем: он позаботился и о том, чтобы отстранить армию от политической жизни государства. Ветеранов-участников гражданской войны он демобилизовал, наделил землёй и расселил в разных местах империи, предупредив тем самым дальнейшие попытки сговора между ними. Самого императора охраняла преторианская гвардия, состоявшая из тщательно отобранных римских граждан. По отношению к простому народу проводилась политика под лозунгом «хлеба и зрелищ!» ¾ гладиаторские бои, состязания колесниц, бесплатная раздача хлеба, военные триумфы, пышные религиозные праздники… Всё это создавало полное впечатление надёжности и величия императорской власти, и как нельзя более способствовало популярности самого Августа.

Императору стали воздаваться божеские почести: в провинциях было введено почитание «гения» (личного божественного покровителя) Августа. Для отправления этого культа строились храмы и создавались специальные жреческие коллегии.

Это видимое внутреннее благополучие и несокрушимость военной мощи Рима, однако же, быстро сошли на нет во времена правления последующих императоров. Назначенный преемником Августа его пасынок Тиберий, и затем, в особенности, Калигула и Нерон (все они были людьми, психически неуравновешенными) прославились своей жестокостью и безнравственным поведением. Здесь и сказалась опасность бесконтрольного авторитарного правления: Тиберий возобновил традицию доносов и бессудных казней по малейшему подозрению; Калигула умертвил множество богатых римлян, принудив их оставить завещание в свою пользу, обесчестил и убил собственную сестру, приказал сенаторам избрать на должность консула своего любимого коня; Нерон, проводивший всё время в оргиях, умертвил родную мать, а также множество действительных и мнимых врагов, и в довершение всего отдал тайный приказ устроить пожар Рима (ему нужно было освободить место для постройки дворца), после чего обвинил в пожоге Рима христиан, которых после этого стали травить дикими зверями в цирке на потеху толпы…

Эти «художества» привели к новой смуте: Калигула был убит группой офицеров преторианской гвардии, против Нерона восстали опять-таки преторианцы и вынудили его покончить с собой. Это послужило зловещим «почином»: не раз после этого преторианская гвардия убивала и сама назначала императоров. В конце концов армейские командиры почувствовали себя настолько сильными и независимыми, что стали назначать императорами своих людей… Разные армии «назначали» своих императоров. Это, естественно, послужило поводом для новых гражданских войн.

Император Нерва, юрист по профессии (который также едва не стал жертвой бунта преторианцев), нашёл разумный способ разрешения конфликтной ситуации, усыновив Траяна, выдающегося полководца, и назначив его своим соправителем и наследником. Это послужило основанием для весьма специфического принципа наследования императорского престола: отныне каждый император при жизни тщательно выбирал себе более молодого соправителя и наследника.

Между тем мощь империи приближалась к своему пределу. Император Траян (98 ¾ 117 г. н.э.) был последним императором-завоевателем: он присоединил к Риму Дакию (территория нынешней Румынии). Следующий император ¾ Адриан ¾ решив, что территория империи чрезмерно велика, отказался от власти над многими землями на Востоке. Он же начал строительство мощных оборонительных сооружений для защиты границ империи. Во времена правления императора-философа Марка Аврелия Рим уже перешёл к обороне: границы государства всё чаще стали тревожить воинственные германские племена.

После смерти Марка Аврелия вновь стала бесчинствовать преторианская гвардия: одного за другим она свергала и убивала императоров, возводя на трон новых. В середине III в. эта ситуация приводит к настоящему хаосу в стране. Империю по-прежнему раздирали гражданские смуты. Огромные территории римских владений были опустошены неурожаями, чумой и вторжениями иноземных племён. Дело доходило до того, что Римом начинали править императоры-варвары…

Относительное затишье в государстве наступило лишь в годы правления Диоклетиана. Порядка он добился весьма крутыми мерами: увеличил налоги на содержание армии, насильно прикреплял граждан Рима к местам их постоянного проживания, усилил гонения на христиан. Сенат при нём утратил своё влияние на внутреннюю политику. Именно Диоклетиан впервые разделил империю на две части ¾ восточную и западную. Он приказал именовать себя dominus, что значит господин, тем самым фактически присвоив себе титул царя. Панически опасаясь покушения на свою жизнь, он сперва укрылся за стенами специально для него построенного дворца, похожего на крепость, а затем добровольно отказался от власти.

После этого войска в различных областях империи опять выбрали своих императоров, и между ними вспыхнула гражданская война. Победу одержал Константин, командовавший войсками в Британии. Согласно легенде, накануне решающего сражения он увидел в небе огненный крест и слова: «С этим знаменем победишь». Небесное знамение он воспринял как веление Свыше разрешить христианам исповедовать их религию в пределах Римской империи. В 313 г. он издаёт свой знаменитый эдикт о веротерпимости: христианам не только разрешили открыто исповедовать их веру, но Константин даже обещал различные привилегии тем, кто примет христианство. В 325 г. он созвал первый вселенский собор христианских высших священников в г. Никее, где и был выработан символ веры христиан. В 330 г. он перенёс свой двор в Византий ¾ бывшую греческую колонию на берегу Чёрного моря. Впоследствии этот город, получивший его имя, был назван Константинополем и сделался столицей Восточной части Римской империи, получившей наименование Византия.

В конце IV в. начинаются, волна за волной, настойчивые вторжения варварских племён в пределы Римской империи. Эта эпоха известна историком как «великое переселение народов», когда огромные массы людей, восточные и северные племена, снимались с насиженных мест и отправлялись на завоевание новых земель, гонимые засухой и воинственными соседями… Особенно грозную силу представляли германские племена (остготы, вестготы, вандалы, макроманны и др.), а также таинственное азиатское племя, вторгшееся в Европу из северного Китая ¾ гунны, свирепые воины, сокрушавшие всё на своём пути. Эти удары пришлись на Западную часть империи (Византия сумела избежать печальной участи Рима). Рим дважды был взят ¾ сначала его разграбили остготы (410 г.), затем вандалы почти до основания его разрушили (455 г.). В стране начались голод и хаос. Официально Римская империя прекратила своё существование в 476 г., когда последний император, малолетний Ромул Августул, был свергнут с трона Одоакром, германским военачальником. Одоакр отослал исигнии (знаки императорского достоинства) императору Византии, а себя провозгласил конунгом ¾ королём Италии.







Сейчас читают про: