Общество как объект научного познания и управления

Тема 1. Социология управления в структуре социологического знания. Предмет и функции социологии

ТЕМА 7.ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Курс лекций

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

С.В. Лапина, Г.Ф.Бедулина

Минск, 2006


СОДЕРЖАНИЕ:

Тема 1. Социология управления в структуре социологического знания 4

1. Общество как объект научного познания и управления. Предмет и функции социологии

2. Проблемы управления в структуре социологического знания

3.Сущность социального управления в современном обществе.

4. Предмет социологии управления

Тема 2. Макросоциологический уровень управления.. 19

1.Организационные структуры управления и их социологический анализ. Сущность социальной организации.

2.Принципы построения и деятельности организаций: их типология.

3.Закономерности развития организаций. Организационные конфликты.

4.Функционирование организаций в условиях белорусской модели развития.Современные социальные технологии управления.

Тема 3. Социальные институты и социальное управление.. 43

1.Социальные институты, их идеологические функции

2.Институты государственного управления

3.Планирование, программирование и прогнозирование в социальном управлении.

4. Управленческая культура. ее сущность, особенности формирования

Тема 4. Микросоциологический подход в социологии управления 71

1.Человек в системе управленческих отношений

2.Теотерическая модель личности управленца как системообразующий фактор социального управления

3.Социальные роли современного управляющего

4.Гендерные проблемы управления.Белорусские женщины в сфере управления

Тема 5. Социологическая информация в системах управления.. 89

1.Социологическое образование управленческих кадров

2.Социологическая информация в управленческой деятельности

3.Коммуникационное взаимодействие в управленческой практике

4.Информационные барьеры

5.Особенности СМИ,их роль в управлении общественными процессами

Тема 6. Проблема лидерства в организации.. 106

1.Социальная сущность лидерства

2.Типы лидерства

3.Лидерство и руководство

4.Тип лидерства и стиль управления

5.Стили руководства

1. Основные методы сбора и анализа социологической информации.

3.Социологическое обеспечение управленческих решений

4.Социологические основы управленческого консультировани

5.Социологическое обоснование управленческих нововведений


Знакомство с социологией начинается с уяснения происхождения и значения термина “социология”. Социология (лат. societas – общество и греч. logos – учение) – наука об обществе. Термин введен в оборот впервые в XIX в. французским ученым О. Контом (1798 – 1857 гг.), который первым сделал заявку на создание этой науки как самостоятельной отрасли научного знания.

Таким образом, социология может рассматриваться как относительно молодая наука. В то же время, анализируя предпосылки возникновения самостоятельной науки об обществе, следует обратить внимание на богатые социально-философские традиции, сложившиеся к XIX в. в европейской общественной мысли, на которые О. Конт опирался в своей теоретической работе. Это идеи французского Просвещения, классической немецкой философии, утопического социализма и раннего марксизма, знакомство с которыми состоялось при изучении курса “Философия”.

Тем не менее, становление социологии было задумано О. Контом, которого часто называют отцом социологии, как особая линия в развитии обществознания. Следует вспомнить, что XIX в. – это период расцвета классической опытной науки, образцом которой являлась физика. Именно по ее образцу и подобию должна была сформироваться, по мнению О. Конта, наука об обществе, дающая позитивное (положительное) знание о возможных путях установления стабильного общественного порядка.

Только положительные, научные знания об эволюции природы и общества могут помочь людям преодолеть кризисное состояние, в котором так долго находятся самые цивилизованные на­ции, считал О. Конт. Положительные знания, основанные на наблюдении и эксперименте, он противопоставлял хи­мерическим, нереальным и на протяжении всего своего творчества не уставал подчеркивать, что далекие от здра­вого смысла знания ученые должны ставить значительно ниже даже «самопроизвольных верований человечества». Положительные знания – знания «истинно доступные на­шему уму и полезные для нас». Здоровые умозрения долж­ны беспрерывно улучшать условия индивидуального или коллективного существования. Но человечество, по Конту, лишь постепенно сможет прийти к положительной на­уке об обществе.

Исследуя ход развития человеческого ума в различных областях, О. Конт вывел закон трех стадий его развития или трех различных теоретических состояний: теологиче­ского, метафизического и научного (позитивного). Это значит, что человеческий разум в силу своей природы пользуется сначала теологическим (религиозным), затем метафизическим (философским, абстрактно-теоретиче­ским) и, наконец, позитивным (научным) методом мыш­ления. Предшествующее состояние умственного развития является, с точки зрения Конта, необходимым условием развития последующего. Последовательность достижения различными отраслями знаний позитивного состояния со­ответствует разнообразной природе явлений и определяет­ся степенью их «общности, простоты и взаимной зависи­мости». Поэтому как наука сначала рождается физика, за­тем химия, а посте химии – биология. О. Конт считал, что для завершения системы наук наблюдения человеческому разуму остается основать «социальную физику. (Так он называл вначале социологию.)

В контовской классификации наук социология следует за биологией. Она также изучает деятельное существо (индивиды и общество). Каждое деятельное существо в научных концепциях должно быть представлено статиче­ски и динамически. Но в отличие от биологии, социология рассматривает действующих и способных действовать ин­дивидов как социальные образования, т.е. в контексте их взаимодействия с себе подобными. Поэтому социолог, на­блюдающий за общественной жизнью как бы со стороны, должен стараться быть бесстрастным наблюдателем, хотя такого состояния полностью достичь ему никогда не уда­ется, так как мыслящий человек не может «раздвоиться» на рассуждающего и наблюдающего за рассуждением. Социолог должен наблюдать прежде всего за состоянием общественных идей и мнений как социальных явлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: