Тема 1. Социология управления в структуре социологического знания. Предмет и функции социологии
ТЕМА 7.ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Курс лекций
СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
С.В. Лапина, Г.Ф.Бедулина
Минск, 2006
СОДЕРЖАНИЕ:
Тема 1. Социология управления в структуре социологического знания 4
1. Общество как объект научного познания и управления. Предмет и функции социологии
2. Проблемы управления в структуре социологического знания
3.Сущность социального управления в современном обществе.
4. Предмет социологии управления
Тема 2. Макросоциологический уровень управления.. 19
1.Организационные структуры управления и их социологический анализ. Сущность социальной организации.
2.Принципы построения и деятельности организаций: их типология.
3.Закономерности развития организаций. Организационные конфликты.
4.Функционирование организаций в условиях белорусской модели развития.Современные социальные технологии управления.
|
|
Тема 3. Социальные институты и социальное управление.. 43
1.Социальные институты, их идеологические функции
2.Институты государственного управления
3.Планирование, программирование и прогнозирование в социальном управлении.
4. Управленческая культура. ее сущность, особенности формирования
Тема 4. Микросоциологический подход в социологии управления 71
1.Человек в системе управленческих отношений
2.Теотерическая модель личности управленца как системообразующий фактор социального управления
3.Социальные роли современного управляющего
4.Гендерные проблемы управления.Белорусские женщины в сфере управления
Тема 5. Социологическая информация в системах управления.. 89
1.Социологическое образование управленческих кадров
2.Социологическая информация в управленческой деятельности
3.Коммуникационное взаимодействие в управленческой практике
4.Информационные барьеры
5.Особенности СМИ,их роль в управлении общественными процессами
Тема 6. Проблема лидерства в организации.. 106
1.Социальная сущность лидерства
2.Типы лидерства
3.Лидерство и руководство
4.Тип лидерства и стиль управления
5.Стили руководства
1. Основные методы сбора и анализа социологической информации.
3.Социологическое обеспечение управленческих решений
4.Социологические основы управленческого консультировани
5.Социологическое обоснование управленческих нововведений
Знакомство с социологией начинается с уяснения происхождения и значения термина “социология”. Социология (лат. societas – общество и греч. logos – учение) – наука об обществе. Термин введен в оборот впервые в XIX в. французским ученым О. Контом (1798 – 1857 гг.), который первым сделал заявку на создание этой науки как самостоятельной отрасли научного знания.
|
|
Таким образом, социология может рассматриваться как относительно молодая наука. В то же время, анализируя предпосылки возникновения самостоятельной науки об обществе, следует обратить внимание на богатые социально-философские традиции, сложившиеся к XIX в. в европейской общественной мысли, на которые О. Конт опирался в своей теоретической работе. Это идеи французского Просвещения, классической немецкой философии, утопического социализма и раннего марксизма, знакомство с которыми состоялось при изучении курса “Философия”.
Тем не менее, становление социологии было задумано О. Контом, которого часто называют отцом социологии, как особая линия в развитии обществознания. Следует вспомнить, что XIX в. – это период расцвета классической опытной науки, образцом которой являлась физика. Именно по ее образцу и подобию должна была сформироваться, по мнению О. Конта, наука об обществе, дающая позитивное (положительное) знание о возможных путях установления стабильного общественного порядка.
Только положительные, научные знания об эволюции природы и общества могут помочь людям преодолеть кризисное состояние, в котором так долго находятся самые цивилизованные нации, считал О. Конт. Положительные знания, основанные на наблюдении и эксперименте, он противопоставлял химерическим, нереальным и на протяжении всего своего творчества не уставал подчеркивать, что далекие от здравого смысла знания ученые должны ставить значительно ниже даже «самопроизвольных верований человечества». Положительные знания – знания «истинно доступные нашему уму и полезные для нас». Здоровые умозрения должны беспрерывно улучшать условия индивидуального или коллективного существования. Но человечество, по Конту, лишь постепенно сможет прийти к положительной науке об обществе.
Исследуя ход развития человеческого ума в различных областях, О. Конт вывел закон трех стадий его развития или трех различных теоретических состояний: теологического, метафизического и научного (позитивного). Это значит, что человеческий разум в силу своей природы пользуется сначала теологическим (религиозным), затем метафизическим (философским, абстрактно-теоретическим) и, наконец, позитивным (научным) методом мышления. Предшествующее состояние умственного развития является, с точки зрения Конта, необходимым условием развития последующего. Последовательность достижения различными отраслями знаний позитивного состояния соответствует разнообразной природе явлений и определяется степенью их «общности, простоты и взаимной зависимости». Поэтому как наука сначала рождается физика, затем химия, а посте химии – биология. О. Конт считал, что для завершения системы наук наблюдения человеческому разуму остается основать «социальную физику. (Так он называл вначале социологию.)
В контовской классификации наук социология следует за биологией. Она также изучает деятельное существо (индивиды и общество). Каждое деятельное существо в научных концепциях должно быть представлено статически и динамически. Но в отличие от биологии, социология рассматривает действующих и способных действовать индивидов как социальные образования, т.е. в контексте их взаимодействия с себе подобными. Поэтому социолог, наблюдающий за общественной жизнью как бы со стороны, должен стараться быть бесстрастным наблюдателем, хотя такого состояния полностью достичь ему никогда не удается, так как мыслящий человек не может «раздвоиться» на рассуждающего и наблюдающего за рассуждением. Социолог должен наблюдать прежде всего за состоянием общественных идей и мнений как социальных явлений.